Классный час по профориентации Угадай профессию

Цель: создать условия для личностного
самосовершенствования обучающихся через
организацию профориентационной работы.
Ознакомить учащихся с классификацией профессии
по предметам труда в игровой форме, создать
информационное пространство о профессиях,
привить интерес к различным видам деятельности,
задуматься о своем профессиональном будущем.

Задачи:

  • активизировать личное участие в формировании
    своего будущего;
  • пробуждение у подрастающего поколения интереса
    к знакомству с различными видами деятельности;
  • создать условия для повышения готовности
    подростков к социально-профессиональному
    определению.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор для показа презентаций;
  • иллюстрации различных профессий;
  • выставка книг по теме.
  • Форма внеклассного мероприятия — игровая.

План:

  1. Вступительное слово.
  2. Выступление представителя ЦЗН.
  3. Конкурс.
  4. Разминка.
  5. Кто что делает.
  6. Рефлексия.

Ведущий:

(Приложение 1, слайд 1)

Нашу встречу мне хочется начать с известных
строк В.В. Маяковского:

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но
многие из вас, наверняка, уже задумывались над
этой проблемой. Да в настоящее время вы
находитесь перед очень сложным выбором. От этого
выбора, пожалуй, зависит вся ваша будущая жизнь.
Будете ли вы учиться в 10 классе ресурсного
центра, техникуме или колледже — выбор вам
предстоит сделать уже сегодня. Сегодняшний рынок
труда очень разнообразен. Чтобы найти любимую
работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие
профессии востребованы в современное время. В
мире насчитывается более 40 тысяч профессий, но
современная жизнь не стоит на месте и все время
какие-то старые профессии отмирают, а новые
появляются. Море профессий необозримо. Об этом
наш сегодняшний разговор.

Наше занятие я предлагаю провести в виде игры.

Придумайте названия своих команд.

Команда «……» и «……..».

Итак начинаем!

Скажите, ребята, а где можно узнать о
профессиях? (Ответы детей).

Слово предоставляется представителю ЦЗН.

Многие профессии вам уже знакомы, а некоторые
вам предстоит только узнать. Давайте
познакомимся с некоторыми из них.

Первое задание. Начнем его с
разминки. За каждый правильный ответ команда
будет получать фишку.

Ведущий:

Все профессии, как известно, принято
подразделять на 5 категорий в зависимости от типа
взаимоотношений человека и объекта действия:

  • «человек — природа»,
  • «человек — человек»,
  • «человек — техника»,
  • «человек — художественный образ»,
  • «человек — знаковая система».

Задание разминки состоит в следующем.
Названные профессии необходимо правильно
отнести к одному из перечисленных типов.

Профессии уже распределены по группам. Ведущий
называет профессию из этого списка, обращаясь к
командам по очереди.

  • «Человек — художественный образ»:

скульптор, художник-живописец, искусствовед,
гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар,
паркетчик, фотограф, композитор, пианист.

Психологом нашей школы среди обучающихся 9-х
классов проводилось тестирование по
профориентации. По данным около 5%
девятиклассников нашей школы выбирают область
искусства.

Поднимите руку, кто выбрал данную сферу
деятельности.

  • «Человек — природа»:

инженер-геолог, взрывник, метеоролог,
техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод,
пекарь, вальцовый (мукомольное производство),
лесник, эколог, микробиолог, зоотехник,
животновод, охотовед-зверовод, садовод.

По данным психолога около 25% девятиклассников
выбрали область природы.

Среди присутствующих есть ребята, кто выбрал
данную область деятельности?

  • «Человек — техника»:

Электромонтер, машинист экскаватора, монтажник
железобетонных конструкций, слесарь-сантехник,
каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр,
машинист локомотива, техник-путеец, водитель
троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер,
пилот.

По данным психолога около 22% девятиклассников
нашей школы выбирают технические специальности.

  • «Человек — человек»:

секретарь, проводник пассажирского вагона,
официант, парикмахер, контролер-кассир,
гид-переводчик, методист музейной работы,
адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт,
врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра,
пионервожатый.

По данным психолога около 20% девятиклассников
выбрали работу в общественной сфере
деятельности.

  • «Человек — знаковая система»:

оператор ЭВМ, программист, техник-математик,
штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик,
чертежник, картограф, экономист, астроном,
оператор связи, химик. Фармацевт и провизор,
радиооператор, стенографистка, машинистка,
телефонист.

По данным психолога около 18% девятиклассников
нашей школы выбирают работу в научной сфере
деятельности.

Ведущий:

Давайте обсудим, какие профессии окружают вас
сейчас. Скажите, с какими профессиями вы
сталкиваетесь ежедневно. (Ответы).

Следующее задание командам.

Для ваших оппонентов загадайте профессию, а для
подсказки дайте короткую характеристику.

Например:

Ткань, раскрой, лекало, костюм,
ножницы, ателье. (Портной).

Ребята отвечают по 3 раза.

Ведущий:

Команды сейчас будут отгадывать профессии по
описанию.

Каждый человек неоднократно встречался с
данной профессией. Этот человек много значит в
жизни каждого из вас. Без него вы не смогли бы
научиться читать, писать, считать. Он научил вас
уважать взрослых, не обижать малышей. Быть
терпимым и заботливым, радоваться успехам своего
друга. (Учитель).

Ребята, а у кого родители выбрали эту
благородную, но неспокойную профессию?
Поднимите, пожалуйста, руку.

В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в
море тянутся линии электропередач. Они приносят
нам свет, тепло, а главное электроэнергию.
Проведением профилактических и аварийных работ
на электрическом оборудовании, поддержанием в
порядке электросетей, трасс воздушных и
кабельных линий заняты представители этой
профессии. Строгое выполнение правил техники
безопасности — обязательное условие этой
профессии. (Электромонтер).

Ребята, поднимите руки, чьи родители заняты
именно в этой профессии.

К труженикам этой профессии напрямую относятся
слова М.В. Ломоносова: «: в земных недрах
пространство, и богато царствует натура:
Металлы и минералы сами во двор не придут -
требуют глаз и рук дл своего прииску». Высокие
медицинские требования предъявляются к людям
этой профессии, так как в течение всей рабочей
смены они вынуждены находится глубоко под
землей. (Горняк, шахтер).

Ребята, чьи родители являются горняками и
шахтерами?

Вы действительно уже знакомы не понаслышке со
многими профессиями. И знаете не только хорошие,
но и трудные стороны некоторых из них. Специфика
нашего города показывает, что большинство
жителей владеет техническими специальностями.
Какое предприятие в нашем городе является
градообразующим?

Работники каких специальностей работают на
ГОКе? (буклет)

А знаете ли вы, что таких специальностей около 46!
В школьной библиотеке находится брошюра,
составленная учениками нашей школы, где указан
весь перечень специальностей ГОКа с описанием
каждой из них.

Мы надеемся, что вы как истинные патриоты
родного города после получения
профессионального образования вернетесь в
родной город и многие из вас, надеюсь, будут
работать именно на ГОКе. Работать на столь
значимом предприятии и почетно и ответственно.

ФИЛЬМ О ГОКе

Овладение техническими специальностями
невозможно без знаний математики, физики и химии.
Вы знаете, что в нашей школе функционируют классы
с углубленным изучением математики. Те знания,
которые вы получите, станут для многих из вас
подспорьем, серьезной базой для получения
будущей профессии.

Да, спектр специальностей в современном мире
очень широк. Сейчас я назову вам некоторые
современные профессии, а вы мне скажите, что эти
профессии означают:

  • блоггер;
  • спичрайтер;
  • коучер;
  • шоппер.

Ребята, а где можно почерпнуть информацию об
этих профессиях?

В интернете.

  • 1 команда — 2 слова.
  • 2 команда — 2 слова.

Уже в ближайшее время вам тоже предстоит
устраиваться на работу. Кроме необходимых
документов, что еще интересует работодателя? Кто
из вас умеет составлять резюме? Кому приходилось
составлять?

Ученик комментирует, что такое резюме.

Каждый в команде в течение 3 минут пишет резюме
на себя.

Кто справился с поставленной задачей? Кто это
делал впервые? Трудно? Чего не хватает для
составления резюме? Кто хотел бы поделиться
опытом?

Вот и подходит к концу наш классный час. А что
думаете вы о выборе6 профессии?

(Впечатлениями делятся дети).

Сейчас подсчитываем заработанные баллы. И
победителем в сегодняшней игре стала команда «…».

А сейчас мне хотелось вам напомнить несколько
правил Билла Гейтса, самого успешного и богатого
человека в мире. В свою очередь он всего добился в
жизни сам и часто, выступая перед
старшеклассниками, говорит о тех вещах, которых
никогда не преподают в школе, но которые помогли
ему добиться таких высот:

  • Правило 1
  • Правило 2
  • Правило 3
  • Правило 4
  • Правило 5

И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А
надо поставить вопросительный знак? Как вы
думаете почему???

В заключении хотелось бы вам, ребята, пожелать
выбрать ту профессию, которая поможет вам
проявить свои способности, поможет стать
успешным и таким же богатым как Билл Гейтс.

Спасибо за работу!

Следующий: