Классный час Очарование русского костюма


Цель урока:



патриотическое и
эстетическое воспитание учащихся.

Задачи урока:

показать особенности
южного русского костюма и северного русского
костюма, показать выразительность и красочность
русского женского костюма, соответствие его
идеалу красоты народа;

Форма проведения:

презентация
русского женского костюма.

Оснащение:

презентация с
изображением русского костюма; музыкальное
сопровождение; куклы, выполненные из картона;
бумажные костюмы на кукол; костюмы для нашего
фольклорного ансамбля; открытки для игры; экран;
проектор; ноутбук

Действующие лица:

1-й Ведущий
2-й Ведущий: Рассказ о воронежском костюме
3-й Ведущий: Рассказ о смоленском костюме
4-й Ведущий: Рассказ о тамбовском костюме
5-й Ведущий: Рассказ о рязанском костюме
6-й Ведущий: Рассказ о великоустюжском костюме
7-й Ведущий: Рассказ о каргопольском костюме



1-й Ведущий

: Здравствуйте, дорогие
друзья! Сегодня мы с вами поговорим о русском
народном костюме. Нам всегда кажется, что эту
тему мы знаем хорошо. Ну что особенного – русский
костюм? Много раз видели концерты народной песни,
а там как раз и представлен именно русский
народный костюм! Давайте вначале выясним, что мы
понимаем под словом “костюм”? Костюм – это
ансамбль, это сочетание видов одежды, головного
убора, обуви, прически, украшений.

Ансамбль русского народного костюма
неотъемлем от всей обстановки крестьянской
жизни, с её дружным коллективным трудом, радостью
и весельем народных праздников,
торжественностью обрядов, близостью к природе.
Следовательно, существовали несколько видов
костюма:



– будничный костюм;
– праздничный костюм;
– свадебный костюм;
– траурный костюм;
– покосный костюм.

По костюму можно было определить, кому
он предназначен:

– молодой женщине;
– девушке;
– старой женщине.

В основе любого костюма лежит
представление о красоте: какой должна быть
женщина?

Мария Николаевна Мерцалова, автор
книги “Поэзия народного костюма” говорит об
этом так: “Эстетическое представление о женщине
у наших предков существовало нераздельно с
образом птицы – древнейшим священным символом
добра, довольства и благополучия в славянской
мифологии. “Лебедушка”, “Утушка”, “Лебедь
белая”, “Пава”, “Серая утица” – вот эпитеты,
которыми русский народ в своей поэзии награждал
женщин”. Костюм должен был подчеркивать
плавность, степенность, величавость и красоту её.

Условия исторического развития,
начиная с 12-13 веков определили наиболее
характерное разделение форм русского костюма на
северный и южный. Женский костюм в северных и
южных областях Руси отличался отдельными
деталями, расположением отделки. Главным же
отличием было преобладание в северном костюме
сарафана, в южном – поневы. Теперь давайте
познакомимся с вариантами южного русского
костюма < Приложение 1>.

Основа костюма – рубаха

, отделанная
вышивкой, цветными вставками преимущественно
красного цвета.

Понёва

– поясная одежда, род юбки,
изготовляемая из домотканой шерстяной ткани в
клетку. Цвет для понёвы выбирался тёмно-синий,
чёрный, красный. Праздничные понёвы богато
украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками
из кумача, мишурным кружевом, блёстками. Понёву
носили замужние женщины . (Понёва – ткань,
полотнище, пелёны).

Передник

– самая декоративная и
богато украшенная часть костюма, закрывающая
женскую фигуру спереди. Передник выполнялся из
холста , украшался вышивкой, тканым узором,
лентами. Край передника оформляли зубцами
кружева, бахромой, оборкой.

Кичка (кика) и сорока

– головной
убор, представляющий из себя твердое основание
различной формы (кика) и мягкий чехол к нему
(сорока). По головному убору можно было
определить, кому он предназначался:

– молодой женщине, будущей маме;
– пожилой женщине;

И для чего предназначался:

– для праздника;
– для ношения каждый день.

Обувь

являлась неотъемлемой частью
костюма. Самым распространенным среди крестьян
видом плетеной обуви были лапти. Праздничной
обувью у крестьянок с хорошим достатком были
башмаки из кожи или сапоги на каблуке.

Представляем вашему вниманию
несколько вариантов южного костюма:

2-й Ведущий

: Воронежский костюм. Среди
множества вариантов женского праздничного
костюма южных губерний России, где преобладал
преимущественно красный цвет, воронежский
костюм резко выделялся по колориту. В его декор
активно вторгался черный цвет – в вышивке рубах
и передников. Он придавал костюму праздничную
торжественность.

Особый восторг вызывают воронежские
клетчатые шерстяные понёвы. На фоне глубоких
сине-чёрных оттенков вытканной клетки
вспыхивали оранжево-жёлтые, красные,
изумрудно-зелёные, васильковые и
красно-фиолетовые узоры вышивки. Другой
особенностью декора воронежской понёвы были
расшитые белой шерстью контуры клеток.

Стоит отметить, что несмотря на
многоцветье понёв, воронежский костюм не создаёт
ощущение пестроты и яркости, так как ткани и
нитки для вышивки окрашивались растительными
красками, дающими приглушенные оттенки.

Костюм дополнял тканый пояс, головной
убор (сорока с кичкой) и обувь (лапти или башмаки,
отделанные цветной кожей).

3-й Ведущий: Костюм Смоленской губернии


.Праздничная рубаха выполнялась из тонкого
холста. Удлинённые рукава украшались
многоярусной композицией, где гладкие красные,
золотистые и зелёные полосы перемежаются с
красно-белыми узорами, выполненными в технике
бранного ткачества. Красная вставка на груди
включена в декоративную композицию украшения
праздничной рубахи.

Большой интерес представляет понёва
этого костюма. Такой тактичный по цвету вышитый
узор редко встречается в народном костюме.
Смоленская понёва по спокойному равномерному
узору не имеет себе равных. Тёмно-синий фон
шерсти понёвы равномерно заполнен несложным
узором: клетки и квадраты вышиты гладью пушистым
гарусом. Кайма, идущая по подолу, отличается
цветом и орнаментом, но её узор перекликается с
узором рубахи и объединяет таким образом верх и
низ костюма. Конечно, необходимым дополнением
был головной убор и обувь.

4-й Ведущий

: Костюм Рязанской
губернии.
В него входят рубаха, понёва,
передник, навершник. По обилию кранного цвета
можно судить, что костюм принадлежал молодой
женщине, недавно вышедшей замуж.

Обратите внимание на декоративное
оформление каждой части костюма. Различные
мотивы и формы, цветные полосы и белые протоки
между ними приведены в стройную систему: узоры на
рубахе, навершнике, переднике и понёве, дополняя
друг друга, придают эмоциональную
выразительность костюму.

Костюм должен придавать молодой
женщине необходимую долю дородности,
степенности, считавшейся на юге России признаком
здоровья и силы, необходимой для выполнения
многочисленных работ по дому и в поле, являющихся
обязанностью молодухи в семье.

Такой костюм дополняла рогатая кичка
(рожки должны отпугивать всё плохое) и лапти.

5-й Ведущий

: Костюм Тамбовской
губернии.
Определённый отпечаток на
формирование костюма Тамбовской губернии
отложило соседство с мордвой и татарами и то
обстоятельство, что сюда съезжались беглые
крепостные крестьяне со всей Руси.

Как в любом женском костюме русского
Юга предпочтение отдавалось понёве. Шили понёву
с прошвой – вставкой из шерстяной ткани чёрного
или тёмно-синего цвета. Наряду с понёвой большое
распространение получила юбка сукмянка из
тонких шерстяных тканей домашней выработки.
Сукмянка делалась из однотонных или полосатых
тканей, в которых преобладал красный цвет.

Рубашки украшались все даже
“горемычные”: в трауре по родителям носили
рубахи с белой строчной вышивкой, а по детым – с
чёрной, выполненной крестом. С особой любовью
украшались свадебные рубахи, где орнамент иногда
закрывал весь рукав полностью.

Поверх рубахи и понёвы надевали
передник, украшенный вышивкой, близкой по цвету и
орнаменту к вышивке рубахи.

В праздники поверх ещё надевали
нагрудники или насов, украшенный вышивкой.
Дополняла женский костюм кичка. В “большие
праздники” надевался кокошник. На ноги обували
лапти или черевеки из кожи.

1-й Ведущий

: Северный русский
народный костюм.
В состоятельных крестьянских
семьях, занимающихся торговлей или отхожим
промыслом на русском Севере и в центральных
губерниях России в конце 18 века и в первой
половине 19 века широко бытовал костюм из
фабричных шелковых тканей. По составу, крою и
материалу он был близок к городской нарядной
одежде. Такой костюм состоял из рубахи и
сарафана.

Сарафан являлся основной одеждой
Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской,
Нижегородской, Олонецкой, Архангельской,
Новгородской, Петербургской, Вятской и Пермской
губерний.

В отличие от русского Юга, где девушки
могли носить только одну рубаху, на Севере и в
центральных губерниях и девушки, и женщины
поверх рубахи надевали сарафан и дома, и на выход.
Повседневный сарафан отличался от праздничного
тканью, цветом и декором. По крою существовало 4
вида сарафана: Косоклинный глухой, косоклинный
распашной, прямой (московский), сарафан с лифом.

В первой половине 19 века определяющими
были косоклинные сарафаны. Сарафан мог иметь
узкие и широкие лямки. Узкие лямки распашного
сарафана предпочитали молодые женщины и девушки,
так как они открывали больше нарядную рубаху.
Девушки преимущественно носили белые рубахи из
тонких тканей – кисеи или батиста с пышными
рукавами до локтя.

Распашной сарафан делался на
подкладке, был длиной до пят, подпоясывался
тонким пояском. Носили косоклинный сарафан с
душегреей либо с шугаем – короткой кофточкой с
длинными рукавами. Такой костюм назывался
парочкой или парой. Душегрея и сарафан
выполнялись из парчи или узорного шелка.
Дополнением к девичьему костюму являлась
повязка, венец, коруна и т. д. Женщины повязывали
голову вышитым платком поверх кички или надевали
кокошник. На ноги обували коты (полусапожки) или
твердые туфли на каблуках с подковами.

Во второй половине 19 века косоклинных
сарафанов уже не шили, донашивали те, которые
достались от матери и бабушки, так как такие
сарафаны были довольно дорогими. В моду входят
прямые круглые сарафаны со сборкой вверху из
более дешевых тканей. Такой сарафан получил
название “московик” или “москвич”.

Обувь.

Для северных губерний
характерны мягкие сапоги с пришивными
высокими голенищами с петлями и ремешками для
подвязывания их к ноге. На севере России носили,
конечно же, и лапти. В Архангельской губернии
бытовал лапоть новгородский берестяной косого
плетения с высоким задником — верзень.
Характерной особенностью праздничных лаптей
было плетение их мелким узором. После
запаривания лаптей в горячей воде они
приобретали красный цвет, а потому назывались
“писаными”. И зимой, и летом лапти надевали
поверх онуч — куска плотной ткани,
оборачивавшейся вокруг ноги. Для тепла и
прочности подошву лаптей проплетали конопляной
веревкой. Ярким дополнением к костюму в холодное
время года у женщин являлись вязаные чулки, носки
и варежки из шерстяных, хлопчатобумажных и
льняных ниток. Таким образом, объединив в единое
целое составные элементы женского народного
костюма, мы можем понять его рукотворную красоту.
Представляем вашему вниманию два костюма конца 19
века северных русских губерний: каргопольский и
великоустюжский.

6-й Ведущий: Каргопольский женский
праздничный костюм.

Костюм представляет собой
ярко-красную рубаху, круглый сарафан “московик”
из набивной ткани домашней работы. Сверху
сарафан собран в мелкие сборки, к нему пришиты
узкие длинные лямки, поэтому он напоминает юбку.

Игра ярко-красного кумача и синей
ткани сарафана придает костюму особую
декоративную выразительность. Когда же
крестьянка надевала широкий пышный красный
передник, вышитый по низу, декоративная
выразительность костюма увеличивалась, придавая
ему красочный праздничный вид.

7-й Ведущий

: Великоустюжский
женский праздничный костюм.
Великоустюжский
костюм отличался от костюма других районов
русского Севера по применяемым материалам и
декору. Это могли быть мягкий оранжевый цвет
шерстяной ткани домашней работы и васильковый
фабричный кашемир или насыщенная жёлтая ткань с
многоцветным узором.

Костюм представляет собой рубаху с
широкими длинными рукавами, собранными на манжет
у запястья и круглый московский сарафан из
домашней полосатой ткани. Совершенно
необыкновенный передник дополняет этот костюм –
широкий, длинный, с обилием сборок на талии и
яркой кашемировой оборкой по подолу, украшенный
геометрическим узором растительного характера.
Тёплые тона попеременно сочетаются с холодными,
как бы зрительно перетекая от одного цвета к
другому. Велико было декоративное чутьё мастериц
Великого Устюга, умевших объединить в единую
многоцветную композицию яркие ткани домашнего и
фабричного производства со сложным декором
тканого и вышитого узора.

Дополнительный акцент в этот
насыщенный цветом костюм вносил тканый пояс из
шерсти. Пояс у русских издавна считался
неотъемлемой частью будничного и праздничного
костюма. Он очерчивал круг, спасая по мнению
народа, хозяина от нечистой силы.

1-й Ведущий

: А сейчас давайте немного
поиграем (Игра на закрепление полученных знаний).

Присутствующие формируют две команды
по 6 человек. Деление можно устроить с помощью
разрезанных открыток: у кого совпал рисунок
разреза, те определяют команды и т. д., остальные
“болеют” за понравившуюся команду.

Оснащение: 2 стенда с надписями
“северный русский народный костюм”, “южный
русский народный костюм”, стол, на столе лежат
виды одежды, обуви, головных уборов, выполненные
из бумаги, 2 куклы в рубахах, малярный скотч.

Виды одежды: понёва, сарафан, передник,
лапти, нагрудник, душегрея, кокошник, лапти,
платок, рубаха.

1-е задание: составить: северный
русский народный костюм; южный русский народный
костюм.

Чья команда быстрее составит костюм,
та и победитель.

2-е задание: назвать виды одежды
костюма вашей команды. Победившим – сладкий
приз.

1-й Ведущий:

Русский народный костюм
просуществовал до начала 20 века. Создателем,
хранителем и носителем народного костюма было
крестьянство. В конце 19 века крестьянская одежда
начинает испытывать влияние общей моды,
выражающееся сначала в использовании фабричных
тканей, отделки, обуви, головных уборов. Затем
произошло изменение и самих форм одежды.
Молодёжь хотела быть более современной, хотела
носить городскую одежду. В результате русский
народный костюм как массовый вид одежды перестал
существовать.

Но неужели навсегда исчез даже образ
народного костюма? Конечно же нет. Разумеется,
сейчас никто не ходит в домотканой понёве или
косоклинном сарафане и душегрее, но эти яркие
образы остались и воплотились в сценическом
костюме.

< Рисунок 1>

2-й Ведущий:

(обращаясь к зрителям)
Как вы думаете, уважаемые гости, какой из русских
костюмов послужил основой для создания
сценических костюмов нашего ансамбля?

(За основу был принят южно – русский
костюм: понёва и рубаха, но был использован
элемент северного костюма – вариант душегреи).

3-й Ведущий:

(обращаясь к зрителям)
Дорогие гости! Чтобы изготовить такие костюмы,
нужно немало потрудиться. Давайте посмотрим, как
создавались костюмы для нашего ансамбля. < Приложение 2>.

4-й Ведущий:

Не только в сценическом
костюме используется образ народного костюма <
Приложение 3>. Модельеры и
российские, и зарубежные, восхищенные
пропорциями, цветовой гаммой, силуэтом, декором
русского костюма, создают на его основе свои
коллекции. на тему русского костюма создавали
свои коллекции Н. Ламанова, В. Зайцев, Ив-Сен
Лоран, Кензо, Прада, Кавалли, Нина Риччи, Жан-Поль
Готье.

Среди источников вдохновения
национальные костюмы, царский двор, образы
героев из романов “Доктор Живаго”, “Анна
Каренина”, форма гусаров, русские сувениры,
знаменитые архитектурные строения. Текстильные
компании не уступают дизайнерам, предлагая
огромный выбор тканей, своим видом напоминающие
цветастые ивановские ситцы, расписные
павлопосадские платки и узорчатую ручную
вышивку.

1-й Ведущий

: Дорогие гости, сегодня мы
увидели русские народные костюмы южных и
северных губерний России. Такие костюмы носили
женщины-крестьянки во второй половине XIX века. Мы
думаем, что тему народного костюма нужно
обязательно продолжить: может кто-то хочет
рассказать о чувашском костюме, мордовском,
татарском и т. д., приносите материалы, давайте
расскажем всем об этом народном костюме. Всем
спасибо за участие и работу.

Список литературы

  1. Агапова, Людмила. Русский костюм. Воронежский
    костюм : с тонким чувством [Текст] / Людмила
    Агапова// Ателье. – 2006. – №1.– С.50 – 52
  2. Агапова, Людмила. Русский костюм. Древняя мода
    Русского Севера [Текст] / Людмила Агапова //Ателье.
    – 2005. – №4. – С.48-50
  3. Агапова, Людмила. Русский костюм. Женский
    головной убор [Текст] / Людмила Агапова //Ателье.–
    2007. – №6. – С.20-21
  4. Агапова, Людмила. Русский костюм. Женский
    головной убор [Текст] / Людмила Агапова //Ателье. –
    2007. – №8. – С.18-20
  5. Агапова, Людмила. Русский костюм. Костюм земли
    Рязанской [Текст] / Людмила Агапова //Ателье. – 2005.
    – № 6. – С. 44-46
  6. Агапова, Людмила. Русский костюм. Костюм
    Московской губернии [Текст] / Людмила Агапова
    //Ателье. – 2006. – № 7. – С. 44-46
  7. Агапова, Людмила. Русский костюм. Новгородский
    костюм [Текст] / Людмила Агапова //Ателье. – 2007. –
    №10. – С.20-21
  8. Агапова, Людмила. Русский костюм. Костюм
    Тамбовщины: все краски радуги [Текст] / Людмила
    Агапова // Ателье. -2005. – №11. – С.44-46
  9. Дудникова, Г. П. История костюма [Текст]: учебник
    для СПО /Г. П. Дудникова. – 3-е изд., доп. и перераб.
    – Р-н-Д.: Феникс, 2005. – 352 с.: ил.
  10. Каминская, Н. М. История костюма [Текст]: учебное
    пособие для средн. спец.учебных заведений легкой
    промышленности./ Н.М. Каминская. – М.: Легкая
    индустрия, 1977. – 128 с.: ил.
  11. Терешкович, Т. А. Словарь моды [Текст] / Т.А.
    Терешкович. – Минск, 2000. – 464с.



Следующий: