Классификация химических реакций


Цель урока: Обобщить представление о химической реакции как о процессе
превращения одного или нескольких исходных веществ – реактивов в отличающиеся от
них по химическому составу или строению вещества – продукты реакции. Рассмотреть
некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным
признакам.

Задачи:

  1. Образовательная — систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о
    химических реакциях и их классификации, развить навыки самостоятельной работы,
    умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы
    реакций, делать выводы и обобщения.
  2. Развивающая — развить речевые навыки, способности к анализу; развитие
    познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный
    материал для познания нового.
  3. Воспитательная — воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных
    качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке.

Тип урока: изучение нового материала.



Оборудование: медная проволока, спиртовка, цинк, соляная кислота,
перманганат калия, штатив, пробирки, лучинка, вата, хлорид бария, сульфат
натрия, серная кислота, вода, учебник химия для 11-го класса, рабочая тетрадь,
таблица для заполнения результатов лабораторных опытов,презентация.

Методы:

  • Словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • Наглядный (проектор);
  • Практический (выполнение опытов).

Форма работы: групповая, фронтальная.

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Актуализация знаний: (3 мин)
  • химическая реакция;
  • признаки химических реакций;
  • условия протекания химических реакций.
  1. Изучение нового материала:
  • классификация химических реакций (практическая работа). ТБ при работе с
    кислота и со спиртовкой.
  1. Закрепление (выполнение упражнений).
  2. Итог урока.
  3. Домашнее задание.
  4. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин)



2. Актуализация знаний. (3 мин)

Без химии ты глух и нем
И шагу не шагнешь порою,
Не вырастишь хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться –

Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешишь любой серьезный спор,
Без огня в дороге яйца сваришь
И без спичек разведешь костер.

Учащимся задаются вопросы.

Какие признаки химических реакций вы знаете?

Признаки химических реакций:

  • выделение или поглощения тепла иногда выделение света;
  • изменение окраски;
  • появление запаха;
  • образование осадка;
  • выделение газа.

А каковы же условия возникновения и течения химических реакций?

  • измельчение и перемешивание;
  • нагревание.

Учитель благодарит учащихся за ответы.

3. Изучение нового материала.

Ребята без химических реакций невозможна жизнь. В окружающем нас мире
протекает огромное число реакций. Учитель просит учащихся дать определение
термину «реакция», т.е. как они понимают что такое реакция. После ответов ребят,
учитель говорит, что термин «реакция» с латыни означает «противодействие»,
«отпор», «ответное действие». (Слайд 1)

Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо
знать типы химических реакций. В любой науке применяется прием классификации,
позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.

Итак, тема нашего урока: «Классификация химических реакций». (Слайд 2)

И сегодня на уроке каждый из вас узнает, какие типы химических реакций
существуют и по каким признакам их классифицируют. Учитель обращает внимание
ребят на доску где написано содержание урока.

  1. Химические реакции.
  2. Классификация химических реакций:
  • по числу и составу исходных и образовавшихся веществ;
  • л/р;
  • по тепловому эффекту;
  • по наличию катализатора;
  • по агрегатному состоянию;
  • по направлению;
  • по изменению с.о.
  1. Решение упражнений.

Далее учитель просит учащихся дать определение словосочетанию «химическая
реакция» (не смотря в учебник). После предложенных вариантов учитель просит
ребят найти определение в учебнике и зачитать его. (стр.100 учебника)

Учитель задает учащимся вопрос. Какие вы знаете типы химических реакций, и по
каким признакам можно их классифицировать. После ответов учащихся, учитель
обращает внимание учащихся на первый тип химических реакций, это по числу и
составу исходных и образовавшихся веществ. (Слайд 3)

Класс разделен на 4 группы. Первая группа выполняет опыт по реакции
соединения, вторая группа по реакции замещения, третья группа по реакции обмена,
а четвертая группа по реакции разложения. Прежде чем ребята приступят к
выполнению опытов, учитель просит, повторит ТБ. На выполнение опытов дается три
минуты. Каждая группа записывает результаты своего опыта в таблицу, которая
приготовленная за ранение учителем для каждого ученика.

После выполнения опытов, представитель от каждой группы выходит и
рассказывает, что они делали, и записывает уравнение химической реакции на
доске, каждая группа дает определение, типу реакций пользуясь учебником.
Учащимся показываются слайды. (Слайд 4-7) А остальные группы наблюдают,
слушают и записывают результаты в таблицу. После этого задания, учитель просит
учащихся вспомнить, какие еще они знают типы реакций. (Слайд 8-9) Примеры
этих типов химических реакций приведены на доске.

4. Закрепление. (Слайд 10-18) Задания в форме теста.

5. Итог урока.

У В. Маяковского есть такая философская мысль: если звезды зажигаются в небе,
значит, это кому — нибудь нужно. Если химики изучают классификацию химических
реакций, то, следовательно, это кому – то нужно. И здесь у меня возникает
желание предложить вам небольшой реферат, в котором на примерах нужно показать
значение всех типов реакции в реальной жизни, в ее богатстве и разнообразии.

6. Домашнее задание. П. 11 выполнение теста. (Приготовленный для каждого
учащегося). (Слайд 19)

7. Рефлексия.



  1. Что я узнал (а) сегодня на уроке….?
  2. Я научился (ась)….?

Задания по теме «Классификация химических реакций».

1. Дано уравнение реакции получения оксида азота (ΙΙ): N2 + O2 ↔ 2NO – Q

Дайте характеристику реакции по всем изученным вами классификационным
признакам.

2. Соотнесите:

А) разложения, гетерогенная. А1) 2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 +3H2
Б) соединения, гомогенная. Б1) H2SO4 + BaCl2 → BaSO4 + 2HCl + Q
В) обмена, экзотермическая. В1) 2H2 + O2 → 2H2O
Г) замещения, окислительно — восстановительная. Г1) 2 NaOH → Na2O + H2O

3. Приведите примеры образования оксида меди (П) в результате реакции:

  1. соединения,
  2. разложения.

4. Проставьте коэффициенты в следующих схемах реакции, определите к какому
типу относиться каждая из них:

  1. Al + Cl2 → Al2O3
  2. CaO + HCl → CaCl2 + H2O
  3. NaHCO3 → Na2CO3 + H2O + CO2
  4. Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2

5. К какому типу химической реакции относиться образование углекислого газа в
результате:

  1. взаимодействия угля с оксидом меди;
  2. прокаливания известняка;
  3. сжигания угля;
  4. горения угарного газа?

6*. По каким внешним признакам можно судить, что произошла химическая
реакция при взаимодействии следующих пар веществ:

  1. K2S + Pb(NO3)2
  2. FeCl3 + NaOH →
  3. CuO + HNO3
  1. Na2CO3 + HCl →
  2. Ca(HCO3)2t
  3. Zn + CuSO4

Напишите, какие вещества образуются, расставьте коэффициенты и укажите, к
какому типу реакций относиться каждая из них.

7*. Приведите два примера реакций соединения, которые сопровождаются
окислением – восстановлением участвующих в реакции веществ.

8*. Приведите примеры реакций разложения, которые не связаны с процессом
окисления – восстановления.

На «3» — решить задания 1-5, на «4» и «5» — решить задания 1-5 и 6-8.

Таблица результатов лабораторных опытов.

Тема: «Классификация химических реакций».

Лабораторная работа: «Типы химических реакций».

Название исходных веществ Условия реакции Признаки реакции Уравнение химической реакции Тип химической реакции

Список использованной литературы:

  1. Блохина О.Г. Я иду на урок химии 5-11 классы, М, «Первое сентября»: 2003 г.
  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии для 11 класса часть 1, М,
    «Дрофа»:2003 г.



Следующий: