Классификация химических реакций, протекающих с изменением состава веществ


Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся о
    классификации химических реакций;
  • продолжить формирование умений работы с книгой,
    наблюдать химические явления, по результатам
    делать выводы, развивать
    учебно-интеллектуальные умения: внимательно
    воспринимать информацию, рационально
    запоминать, логически осмысливать учебный
    материал, выделяя в нем главное, самостоятельно
    выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль
    и контроль в учебно-познавательной деятельности;
  • воспитывать чувство товарищества, умение
    работать в парах, интерес у учащихся к урокам
    химии, грамотное обращение с веществами.

Задачи урока:

  • Подготовить учащихся к усвоению нового
    учебного материала
  • Создать условия для систематизации учебной
    информации по классификации химических реакций,
    организовав работу в парах переменного состава
  • На основе самостоятельно приобретённых знаний
    выработать у учащихся умения определять тип
    химической реакции по числу, составу реагентов и
    продуктов реакции, по тепловому эффекту
  • Закрепить в памяти учащихся знания и умения,
    которые необходимы им для самостоятельной
    работы по новому учебному материалу.
  • Проверить уровень усвоения только что
    изученного материала на основе применения его на
    практике.

Тип урока

: урок изучения и первичного
закрепления нового учебного материала

Методы:

методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности: словесные,
репродуктивные, практические методы;

  • методы самостоятельной работы учащихся по
    осмыслению и усвоению нового материала: работа с
    учебником;
  • методы учебной работы по применению знаний на
    практике и выработке умений и навыков:
    упражнения, лабораторная работа;
  • методы контроля (фронтальный опрос) и
    самоконтроля (использование рабочих листов).
  • Формы организации учебной деятельности:

    • фронтальная (используется при активизации
      знаний и систематизации знаний);
    • индивидуальная (используется на этапе проверки
      знаний и умений);
    • работа в парах переменного состава
      (используется на этапе первичного усвоения
      знаний);
    • работа с учебником (используется на этапе
      первичного усвоения знаний).

    Оборудование

    :

    1. Цветные сигнальные карточки, карточки для
    изучения нового материала, рабочие листы

    2. Оксид кальция, пероксид водорода, оксид
    марганца (IV), гидроксид натрия, фенолфталеин,
    серная кислота, свежеосажденный гидроксид меди
    (II), сульфат меди (II), железо, гидрокарбонат натрия,
    уксусная кислота, спиртовка, спички,
    пробиркодержатель, лучина, стакан, пробирки,
    вода.

    Незнающие пусть научаться,
    а знающие вспомнят еще раз
    Античный афоризм

    Ход урока

    1 этап. Организационный момент


    2 этап. Целеполагание и мотивация

    Учитель:

    Вы изучаете химию уже не первый год,
    и уже знаете, что химия изучает не только состав,
    строение, свойства, но и превращения веществ.
    Человек стремится использовать химические
    реакции для получения соединений с новыми
    полезными свойствами, а также для получения
    различных видов энергии. В организме человека и в
    окружающем нас мире протекает огромное число
    реакций. Чтобы уметь управлять этими
    превращениями, необходимо систематизировать
    знания о химической реакции. Девизом к нашему
    уроку я выбрала античный афоризм “Незнающие
    пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз”

    3 этап. Актуализация знаний

    (Проводится фронтальный опрос в виде беседы и
    устного выполнения упражнения).

    Учитель:

  • Какие явления называются химическими?
  • Чем они отличаются от физических?
  • Задание:

    Соотнесите:


    Тип процесса Примеры
    1. Химический процесс А. Взрыв метана в шахте.
    2. Физический процесс Б. Растворение сахара в воде
    В. Образование конденсата на холодном
    предмете
    Г. Смешение азота и оксида углерода (IV)
    Д. Образование озона при грозовом
    разряде
    Е. Изменение индикатора в кислой среде

    • По каким признакам можно судить о прохождении
      химических реакции в примерах А, Д, Е? Какие еще
      признаки химических реакций вам известны?
    • Какие условия необходимы для протекания
      химических реакций?
    • Объясните сущность протекания химических
      реакций.
    • Какие законы лежат в основе прохождения
      химических превращений?
    • Что вы понимаете под классификацией химических
      реакций?
    • Назовите химические процессы, при которых не
      происходит изменение состава веществ.

    4 этап. Первичное усвоение учебного материала.
    Осознание и осмысление учебного материала.

    (Изучение нового материала проводится по
    методике взаимообмена заданиями в парах
    сменного состава)

    Учитель:

    Большинство реакций, изученных нами
    ранее, протекают с изменением состава веществ. Их
    можно классифицировать по различным признакам,
    например, по числу и составу реагентов и
    продуктов реакции, по тепловому эффекту. Вы
    изучаете новый материал самостоятельно,
    используя алгоритм работы (Приложение
    1
    ) и карточки (Приложение 2).
    На руки вы получаете рабочие листы (Приложение
    3)
    , где обозначен ваш маршрут. Для изучения
    материала по одной карточке отводится не более 5
    минут.

    (По окончании учащиеся возвращаются на свои
    места)

    5 этап. Систематизация знаний

    Проводится фронтальная беседа.

    Учитель:

  • Назовите признаки, по которым сегодня вы
    классифицировали химические реакции.
  • На какие типы делят реакции по признаку “состав
    и число реагентов и продуктов реакции”?
  • Что называется тепловым эффектом реакции?
  • Какие реакции называются эндо- и
    экзотермическими?
  • 6 этап. Проверка уровня усвоения знаний и умений

    Проверка усвоения изученной темы проводится в
    форме лабораторной работы.

    Учащиеся выполняют лабораторный опыт в
    соответствии с заданием, указанном в рабочем
    листе

    (Приложение 3). Учитель
    перед выполнением работы проводит небольшой
    инструктаж по технике безопасности. Рабочие
    листы сдаются учителю на проверку.

    7 этап. Информация о домашнем задании



    Параграф 14, тест по темеКлассификация
    химических реакций, протекающих с изменением
    состава веществ” (прикрепляется к уроку в
    электронном журнале
    ) (Приложение 4)



    8 этап. Рефлексия.

    Учитель: Закончите предложения об
    изученном сегодня вами материале:

    • я узнал…
    • было трудно…
    • теперь я могу…
    • я научился…
    • у меня получилось …

    Литература.



  • Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень:
    учебн. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа
    ,2008.
  • Габриелян О.С. Общая химия в тестах, задачах,
    упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для
    общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа ,2003.
  • Химия. ЕГЭ-2009. Тематические тесты. Базовый и
    повышенный уровни (А1-А30; В_В): учебно-методическое
    пособие /Под ред. В.Н.Доронькина. – Ростов н/Д:
    Легион, 2008
  • Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с
    малыми количествами реактивов: Кн. для учит. – М.:
    Просвещение, 1989. – 191с.



  • Следующий: