Классификация химических реакций. 8-й класс


Цель:

познакомить обучающихся с классификацией химических реакций по
признаку количества вступающих и образующихся веществ, опираясь на практические
знания, закрепить навыки составления формул веществ по валентности, названия
бинарных соединений.



Оборудование:

сера, магниевая лента, алюминий, йод, колокол, хлорид меди
(раствор), перекись водорода, оксид марганца, лучина, кусочек сахара-рафинада,
пепел от сигареты, бихромат аммония, химический стакан, нагревательный прибор,
спички.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Фронтальный опрос

:

  1. На какие группы делятся вещества по составу? Дать определение.
  2. Что называется химическим уравнением?
  3. Что называется химической реакцией?
  4. Признаки химической реакции?

Было изучено много химических реакций. У них есть общие признаки, но и
отличительные, так как каждая реакция непохожа на другую. В основу деления
реакций на типы берут признак количества и состава участвующих и получающихся в
результате реакции веществ.

На основании опытов, обучающиеся предполагают на какие группы можно разделить
химические реакции и дать определение каждому типу.



Задание обучающимся:

написать уравнения химических реакций, составить
формулы образующихся веществ по валентности, расставить коэффициенты, дать
названия веществам, определить к какой группе по составу относится данное
вещество, указать признак химической реакции.

Демонстрации:

1.

а) горение серы, б) горение магниевой ленты, в) горение алюминия в
йоде.

Что наблюдаете? Сколько веществ образуется? Какие вещества по строению
вступали в химическое взаимодействие? К какому типу отнесете данные химические
реакции?

Не только простые вещества, но и сложные могут вступать в реакции соединения,
например, получение газированной воды.

2.

Взаимодействие:

а) железа с хлоридом меди, б) кальция с водой, в) железа с соляной кислотой

Что наблюдаете? Сколько веществ образуется? Какие вещества по строению
вступали в химическое взаимодействие? К какому типу отнесете данные химические
реакции?

3.

Разложение перекиси водорода, бихромата аммония, горение сахара.

Горение сахара.

Разложение бихромата аммония, «вулкан»

Что наблюдаете? Сколько веществ образуется? Какие вещества по строению
вступали в химическое взаимодействие? К какому типу отнесете данные химические
реакции?

III. Закрепление изученного материала

С какими типами химических реакций познакомились? Дать им определение и
составить схемы типов реакций для запоминания.

Реакции соединения:

А (простое) + В (простое) = С (сложное)
А (сложное) + В (сложное) = С (сложное)



Реакции разложения:

С (сложное) = А (простое) + В (простое)
С (сложное) = А (сложное) + В (сложное)

Реакции замещения:

А (простое) + ВС (сложное) = АС (сложное) + В (простое).

Для проверки качества усвоения материала провести небольшую самостоятельную
работу (примеры реакций на усмотрение учителя).

Домашнее задание: привести по два примера на каждый изучений тип химических
реакций, с которыми встречаемся в домашних условиях.




Следующий: