Классификация сталей. Термическая обработка сталей


Место в системе уроков:

первое занятие в
разделе программы “Технология обработки
металлов”

Тип урока:

урок изучения нового материала

Основной метод:

объяснительно-иллюстративный

Исходный уровень знания:

учащимся уже
известны некоторые свойства металлов и сплавов.
Знают правила ТБ при опиливании. Владеют
приёмами работы напильником.

Цели урока:

  • Образовательные:

Дать учащимся начальное
представление о термической обработке стали;
закрепить первоначальные знания о металлах и
сплавах; обеспечить усвоение учащимися
классификации стали.

  • Развивающие:
  • Развивать у школьников умение
    контролировать свои действия; развивать у
    учащихся интерес к исследованию, развивать
    устойчивое внимание, умение обобщать, развивать
    творческое мышление.

  • Воспитательные:
  • Прививать желание
    рационализировать процесс. Воспитание
    аккуратности, трудолюбия, добросовестности,
    вежливости, воспитание бережного отношения к
    имуществу.

    Профориентационные:

    знакомство с профессией
    термист.

    Диагностическая:

    учащиеся должны уметь
    отличать закалённую и незакалённую сталь, уметь
    делать выводы. Должны знать квалификацию стали.

    Предполагаемые отклонения

    : возможно
    слабослышащие учащиеся могут испытывать
    некоторые затруднения на этапах изложения
    нового материала и при выполнении практической
    работы.

    Пути устранения:

    Постоянный контроль и
    помощь учителя, помощь инструктора.

    Наглядные пособия

    :

    • стенд “Термообработка”;
    • муфельная печь;
    • таблица “Термическая обработка стали”;
    • инструменты и приспособления.

    Раздаточный материал

    :

    • заготовки – закалённые и незакалённые;
    • карточки-задания;
    • учебники.

    Инструменты, принадлежности, материалы и
    приспособления

    :

    • напильники;
    • тиски;
    • тетради;
    • ручки.

    Межпредметные связи

    : химия, физика, русский
    язык.

    Литература для учителя

    1. В.Д. Симоненко. А.Т Тищенко. Технология. Учебник
      для учащихся 7 класса общеобразовательных
      учреждений (вариант для мальчиков). – М.:
      Издательский центр “Вентана-Граф”. 2004.
    2. Патракеев В.Г. Преподавание слесарного дела в
      специальных (коррекционных) образовательных
      учреждениях VIII вида. М.: Гуманит. Изд. Центр
      ВЛАДОС, 2003. – 192 с.: ил.

    Литература для учащихся

    1. Трудовое обучение. 7 класс. М.: Издательство
      “Просвещение”. – 1990 г.

    Структура урока


    Этапы урока Время (мин.) Характер учебной деятельности
    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    Организационный момент.

    Проверка
    пройденного материала.

    Изложение нового материала.

    Вводный инструктаж.

    Практическая работа.

    Текущий инструктаж.

    Подведение итогов урока.

    3

    12

    30

    5

    30

    5

    5

    Проблемный (индивидуальный,
    фронтальный)

    Проблемный (индивидуальный,
    фронтальный).

    Проблемный (индивидуальный, фронтальный, в
    группах).

    Творческий, самостоятельный.

    Ход урока

    Этапы урока Что делает учитель Действия ученика Обоснование
    1. Организационный момент Приветствует учащихся. Слушает
    отчёт инструктора.
    Отчет инструктора:
    • посещаемость;
    • готовность к уроку;
    Развитие ученического
    самоуправления. Быстрое включение в рабочий
    ритм. Привитие навыков культуры труда.
    Воспитание ответственности за порученное дело.
    2. Повторение пройденного
    материала
    Проверка пройденного материала.

    (Называет
    Ф.И. уч-ся, которым раздаются карточки (5 уч-ся)

    Вопросы к классу

    :

    1) Что такое мозаика?

    2) Что называется инкрустацией, интарсией и
    маркетри?

    3) Инструменты для вырезания мозаики.

    Инструктор раздает карточки названным
    учащимся.

    (Приложение 3)

    Инструктор собирает карточки.

    Возможность применения карточек
    даёт возможность опросить большее количество
    учащихся. Контроль знаний полученных ранее.
    Осуществление дифференцированного подхода.
    Активизация познавательной деятельности.
    3. Изложение нового материала Слабослышащим учащимся раздаёт
    конспект изложения нового материала.(Приложение1)

    План
    объяснения нового материала



    1) Углеродистые и легированные стали.

    2) Термообработка.

    3) Виды термообработки.

    4) Профессия – термист.

    5) Техника безопасности при термообработке.

    Инструктор раздает учебники всем
    учащимся.

    Учащиеся самостоятельно
    конспектируют эту часть с учебника.

    Осуществление индивидуального подхода
    для усвоения нового материала. Учёт
    индивидуальных психолого-педагогических
    особенностей учащихся. Сочетание зрительного и
    слухового восприятия нового материала.

    Воспитание
    трудолюбия, навыков самостоятельной работы.

    4. Вводный инструктаж. Объясняет порядок выполнения
    практической работы
    Инструктор демонстрирует
    слабослышащим приемы работы напильником.
    Закрепление знаний по выполнению
    практической работы.

    Воспитание коллективизма,
    взаимопомощи.

    Развитие навыков самоуправления.

    Зарядка для глаз. Инструктор проводит зарядку (Приложение 4 )
    5. Практическая работа 1) Закрепите в тисках образец стали и
    проведите по ней несколько раз напильником.

    Сделайте
    вывод об обрабатываемости незакаленной стали.

    2) Закрепите в тисках образец стали и проведите
    по ней несколько раз напильником.

    Сделайте вывод об обрабатываемости закаленной
    стали.

    3) Выводы запишите в тетради.

    На образцах записать “закаленная” и
    “незакаленная”.

    Слабослышащим инструктор раздает
    карточки с описанием практической работы.

    (Приложение 2)

    Раздает образцы стали.

    Связь теории с практикой. Применение
    теоретических знаний на практике.

    Развитие
    мыслительных операций. Систематизация и
    обобщение знаний. Проверка объёма и глубины
    знаний, умение использовать их на практике.

    6.Текущий инструктаж – целевые обходы I обход – проверить организацию
    рабочего места и соблюдения техники
    безопасности.

    II обход – проверить правильность
    выполнения трудовых навыков.

    III обход – проверить записи.

    (Больше внимания уделить слабослышащим уч-ся.
    Во время I-обхода убедиться, что эти дети поняли
    задание).

    Выявление и устранение допускаемых
    ошибок. Указать учащимся на ошибки.

    Осуществление
    контроля от организующего до пошагового.

    7. Подведение итогов урока 1)Анализ ошибок и их причины.

    2)Сообщение
    оценок работ.

    1) Инструктор собирает образцы.

    2)
    Учащиеся убирают рабочие места.

    Подведение итогов дисциплинирует,
    стимулирует познавательную активность учащихся.
    Воспитание бережного отношения к оборудованию
    класса.

    Методические рекомендации

    Представленный конспект занятия по теме
    “Металлы и сплавы. Классификация сталей.
    Термическая обработка сталей” прошёл апробацию
    на занятиях технологии в 7 специальных классах 7
    вида и общеобразовательных классах МОУСОШ №6.
    Данный конспект даёт учащимся первоначальные
    представления о термической обработке сталей и
    закрепляет знания о металлах и сплавах,
    полученные в 5-6 классах. В практической части
    занятия учащиеся самостоятельно делают выводы о
    свойствах закаленных и незакаленных сталей.

    Конспект может быть использован в работе
    учителей как в общеобразовательных так и в
    интегрированных классах, где есть дети с
    нарушением органов слуха.

    Занятия способствуют воспитанию у учащихся
    чувства ответственности, взаимовыручки,
    трудолюбия, самостоятельности.

    Для проведения занятия необходимо подготовить
    инструктора, который будет помогать учителю в
    ходе урока.

    В теоретической части целесообразно
    подготовить конспект изложения нового материала
    для каждого слабослышащего ученика.

    Во время конспектирования учащимися техники
    безопасности провести индивидуальную работу со
    слабослышащими учащимися с целью разъяснения
    новых слов и их значения.

    Между теоретическим и практическим этапом
    проводится разминка для глаз по таблице,
    расположенной над классной доской (эскиз таблицы
    прилагается).

    При проведении практической части в помощь
    учителю привлекается инструктор.

    Особенность данного занятия заключается в
    подборе материала с учётом особенностей класса,
    большое место отводится индивидуальному подходу
    в обучении.

    Раздаточный материал можно также использовать
    при работе со слабоуспевающими учениками.




    Следующий: