Кислоты, основания, соли в свете электролитической диссоциации. 9-й класс


Цели урока:

  • Организовать деятельность учащихся по
    восприятию, осмыслению, первичному запоминанию
    таких понятий как: кислоты – электролиты,
    основания-электролиты, соли-электролиты.
  • Развивать умения выделить главное,
    существенное в изучаемом материале.
  • Обеспечить закрепление знаний и способов
    деятельности учащихся по составлению уравнений
    реакций ионного обмена, в молекулярном и ионном
    видах.

  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Подготовка учащихся к работе на основном
    этапе

    Упр. №1. “Химический дождь”.

    (См. Приложение 1. Презентация к
    уроку). Между какими ионами произойдёт
    взаимодействие? Составьте уравнения реакций.

    Пятиминутка.

    (Приложение 2)
    Отметьте в таблице знаком “+” пары веществ,
    между которыми возможны реакции ионного обмена,
    идущие до конца. 1 вариант – с образование осадка,
    2 вариант – с образованием газообразного
    вещества и воды.


    Реагирующие вещества K2CO3 KOH AgNO3 FeCl3 HNO3
    NaOH
    CuCl2
    HCl


    III. Усвоение новых знаний и способов действия

    Рассмотрим в свете теории ЭД свойства
    веществ, растворы которых обладают
    электропроводностью: кислоты, основания и соли.

    – Дайте определение кислот с точки
    зрения теории ЭД.

    – Озвучьте схему, приведите примеры.

    Упр. №2.

    Составьте уравнения
    возможных реакций растворов кислот с веществами.
    Охарактеризуйте их с позиции теории ЭД.


    a)

    HCl +

    —>Zn

    b)

    HCl +

    —>Cu(OH)2

    c)

    HCl +

    —>Na2CO3

    —>Cu

    —>KOH

    —>AgNO3

    —>Ca

    —>Al(OH)3

    —>Fe(NO3)3

    d)

    H2SO4 +

    —>Mg

    e)

    H2SO4 +

    —>Zn(OH)2

    f)

    H2SO4 +

    —>K2CO3

    —>Zn

    —>NaOH

    —>NaNO3

    —>Cu

    —>Fe(OH)3

    —>BaCl2

    Первая группа свойств кислот обусловлена
    наличием в них иона водорода.

    Как можно доказать наличие данного иона?
    (индикаторами).

    Лабораторный опыт №1.

    Проверьте действие универсального
    индикатора на растворимые и нерастворимые
    кислоты.


    Кислота

    Цвет универсального
    индикатора

    Вывод

    Соляная кислота
    Серная кислота
    Угольная кислота
    Кремневая кислота Не изменяет цвет индикатора (т.к. нет
    иона водорода)

    Вторая группа свойств кислот
    обусловлена наличием кислотного остатка в
    составе кислот. По ним можно отличать кислоты
    между собой.

    Лабораторный опыт №2.

    Проведите качественные реакции на
    некоторые кислоты.


    Формула кислоты

    Реагент

    Продукт

    НСl

    Ион Ag+ (растворимые соли
    серебра)

    AgCl, белый творожистый осадок

    H2CO3

    Известковая вода Ca(OH)2

    CaCO3, помутнение
    прозрачного раствора известковой воды

    H2SO4

    Ион Ba2+ (растворимые
    соли бария, щелочь)

    BaSO4,белый осадок

    – Дайте определение оснований с точки
    зрения теории ЭД.

    – Озвучьте схему, приведите примеры.

    Упр. №3. “Накормите лягушку”. Какие
    “комары” будут “съедены” каждой из “лягушек”?
    Составьте уравнения реакций в молекулярном и
    ионном виде.

    — Сформулируете определение солей с
    точки зрения ТЭД.

    — Как диссоциируют средние (кислые,
    основные) соли?

    Составьте уравнения диссоциации
    солей:

    MgCl2 < —>

    Fe2(SO4)3 < —>



    Основные химические свойства солей.
    Все три типа реакций являются обменными, поэтому
    идут до конца, если образуется осадок, газ или
    слабый электролит.



    Демонстрационный эксперимент:


    IV. Закрепление новых знаний и способов
    действия.

    Упр. № 4.

    “Химический баскетбол”.
    Сколько мячей попадёт в корзину? Составьте
    уравнения реакций.


    V. Первичный контроль новых знаний и способов
    действия.

    Упр. №5. “Часы с кукушкой”.



    Кукушка
    начинает куковать всякий раз, когда между
    веществом, указанным на стрелке часов, и
    веществом, соответствующим цифре на циферблате,
    возможна реакция. Напишите уравнения возможных
    реакций . 1 вариант – нечётные номера, 2 вариант –
    чётные номера.


    VI. Информация о домашнем задании.

    Прочитать §13-15. уметь объяснять
    основные понятия, иллюстрировать их примерами,
    упр. 4 стр.44, упр. 3 стр.48, упр.2,3 стр.50.

    VII. Рефлексия.

    1. Какие из изученных сегодня вопросов вызвали
      наибольшие трудности при усвоении? Как вы
      думаете почему?
    2. Что на уроке вам понравилось? Почему?
    3. Не забудьте поставить ваш кораблик к
      соответствующему острову в “Океане настроений”

    Литература.

  • Кузнецова Н.Е. и др. Химия: Учебник для учащихся 9
    класса общеобразовательных учреждений.– М.:
    Вентана-Граф, 2012. – 320с.: ил.
  • Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на
    основе межпредметной интеграции: 8-9 классы:
    Учебно-методическое пособие.– М.: Вентана-Граф,
    2004. – 352с.
  • Зуева М.В., Гара Н.Н. Школьный практикум. Химия 8-9
    кл. – М.: Дрофа, 1999.– 128с.: ил.



  • Следующий: