Кислоты и основания, по теории Брёнстеда-Лаури

Цели урока:

  • Обучающая: раскрыть взаимосвязи и различии
    протолитической теории и теории диссоциации
    кислот и оснований в воде.
  • Развивающая: создать условия для развития
    способности исследования научных знаний, для
    принятия обоснованных решений.
  • Воспитательная: способствовать развитию
    коммуникативной культуры.

Технология урока: критическое
мышление.

Характер урока: исследовательский,
обучающий.

Гуманитарный компонент темы:

  • Презентация выводов кислот с точки зрения
    протолитической теории.
  • Презентация выводов оснований с точки зрения
    протолитической теории.

Учебные задачи:

  1. Определения кислот и оснований с точки зрения
    электролитической диссоциации.
  2. Особенности и свойства.
  3. Определения кислот с точки зрения
    Брёнстеда-Лаури. Расширить представления о
    кислотах и основаниях.
  4. Объяснить поведения веществ водных и неводных
    (спиртовых, эфирных, аммиачных) растворах.

ХОД УРОКА


Этапы решения учебных
задач

Формы работы

Стадии урока в
соответствии с технологией
критического мышления

Задачи
решаемые
на данном
этапе

I группа

1. Выбор понятий кислот с точки
зрения теории диссоциации
Работа в группе

Вызов

1

2. Выбор понятий кислот с точки зрения
Брёнстеда-Лаури
Работа в группе

Осмысление

2

3. Понятие донор протонов (H+)
водорода
Работа в группе

Осмысление

2

4. Свойства кислот

а) действия на
индикаторы
б) взаимодействие с металлами
в) взаимодействие с основными и амфотерными
оксидами
г) с основаниями
д) с солями

Особенности свойств H2SO4 (конц.) и HNO3

Лабораторный опыт
Лабораторный опыт
Лабораторный опыт
Лабораторный опыт
Лабороторный опыт

Рефлексия

HCl = H+ + Cl;
CH3COOH = H+ + CH3COOO
2H+ + Zn0 – Zn2+ + H2
CuO + 2H+ – Cu2+ + H2O
H+ + OH – H2O
2H+ + CaCO3 – Ca2+ + H2O + CO2

Объяснить теоретически.

1, 2

5. Работа с учебной литературой Работа в группе

Осмысление

1, 2

6. Фиксация химических явлений Работа в группе

Осмысление



1, 2

7. Обобщение критериев в группе Работа в группе

Рефлексия

1, 2, 3

8. Подготовка к презентации Работа в группе

Рефлексия

1, 2, 3

II группа

9. Выбор понятий оснований с точки
зрения теории диссоциации
Вызов

Осмысление

1

10. Выбор понятий оснований с точки
зрения теории Брёнстеда-Лаури
Работа в группе

Осмысление

1, 2.

11. Понятие оснований акцептор катионов
(протонов) водорода (H+)
Работа в группе

Осмысление

1, 2.

12. Включения в класс оснований
фторид-ионов, аммиака и аминов
Работа в группе

Осмысление

1, 2.

13. Свойства оснований:

а) отношение к
индикаторам
б) взаимодействие с кислотами
в) взаимодействие с кислотами и оксидами
г) взаимодействие с амфотерными гидроксидами
д) с растворимыми солями
е) бескислородные основания

Лабораторный опыт
Лабораторный опыт
Лабораторный опыт
Лабораторный опыт
Лабороторный опыт
Теоретическое осмысление в группе

Рефлексия

KOH = K+ + OH
OH + H+ = H2O
OH + CO2 = HCO3
2ОH + Zn(OH)2 = [Zn(OH)4]2–
2OH + Cu2+ = Cu(OH)2
Осмысление.

1, 2.
1, 2.
1,2.
1,2.
1, 2.
1, 2, 3.

14. Работа с учебной литературой Работа в группе

Осмысление

1, 2, 3

15.Фиксация химических явлений Работа в группе

Осмысление

1, 2

16.Обобщение критериев в группе Работа в группе

Рефлексия

1, 2, 3

17.Заполнение таблицы (знал – узнал) Работа в группе

Осмысление

18. Подготовка к презентации Работа в группе

Рефлексия

1, 2.

19. Презентация выводов Озвучивание презентации

Рефлексия

1, 2, 3

20. Домашнее задание




Следующий: