Кислород – элемент жизни

Тип: урок усвоения новых знаний.

Цели:

  • Образовательные:
    • изучить состав, строение и свойства кислорода
      как химического элемента и как простого
      вещества;
    • ознакомиться со способами получения кислорода
      в лаборатории и промышленности, его применением.
  • Воспитательная:
    • воспитывать бережное отношение к растениям как
      источнику кислорода, необходимого для дыхания.
  • Развивающие:
    • формировать у учащихся умение пользоваться
      опорными конспектами;
    • развивать мышление, умение делать логические
      выводы из наблюдений за проводимыми опытами;
    • продолжить развивать умение характеризовать
      химический элемент по его положению в
      периодической системе Д.И.Менделеева, составлять
      уравнения окислительно-восстановительных
      реакций, характеризующих химические свойства
      кислорода.

Демонстрация: получение,
распознавание кислорода и его взаимодействие с
простыми веществами.

Оборудование: а) прибор
для получения газов, штатив, пробирки, спиртовка,
лучинка, колбы с пробками и ложечками для
сжигания веществ, сера, фосфор, KMnO4, H2O2, MnO2.
б) опорный конспект-схема по теме «Кислород».

Оформление доски:

1. Тема урока: «Кислород – элемент
жизни».
2. Слова: «Кислород – самый
распространенный элемент на нашей планете. Он
рождает теплоту человеческого дыхания и
обжигающее пламя пожара».
3. План изучения нового материала.
4. Домашнее задание: § 21.
Заполнить стр. 88 №4 и стр. 89 № 7 (тетрадь на
печатной основе).
5. Дописать уравнения реакций:

O2 + C2O2
––>
O2 + Mg
––>
O2 + F2 ––>
O2 + H2S
––>
O2 + Fe ––>
O2 + NH3
––>
O2 + N2 ––> NO

6. Задача-прогноз. В теле
человека по массе содержится 65% кислорода, 18%
углерода, 10% водорода. Сколько атомов кислорода
содержится в теле человека, если масса его равна
100 кг?


Элемент

m кг

M кг/кмоль

n = m / M кмоль

N = NA x n атомов

О 65 16 4 24 x 1027
С 18 12 1,5 9 x 1027
Н 10 1 10 6 x 1028

ХОД УРОКА

I. Вступление

Сегодня предметом нашего внимания
является кислород. Новый материал будем изучать,
следуя плану, записанному на доске.

а) Распространение кислорода в природе (Приложение 1, опорный
конспект 1);

б) Проблемный вопрос к учащимся:

Анализируя газ в сосудах, оставшихся
замурованными в момент гибели древних городов
Помпеи и др., ученые узнали, что, по крайней мере,
за 100 тыс. последних лет существования Земли
содержание кислорода в ее атмосфере остается
неизменным. Почему?

(Ответ: установилось равновесие между
кислородом, расходуемым на дыхание и горение,
и кислородом, поступающим в атмосферу за счет
фотосинтеза (световая фаза), протекающем в
хлоропластах листьев зеленых растений. Вот
почему важно оберегать растения)

в) Решение задачи с использованием
карточки-прогноза (см. оформление доски).

Дополнительное задание:

Найдите число атомов кислорода, содержащихся в
вашем теле, если ваш вес в среднем равен 50 кг? (Уменьшаются
данные карточки-прогноза в 2 раза)

II. Применение опорных знаний при
рассмотрении вопросов

1. Положение химического элемента кислорода в
периодической системе Д.И.Менделеева.
2. Строение атома кислорода (Приложение
1
, опорный конспект 2).
3. Изотопы кислорода (Приложение
1
, опорный конспект 3).
4. Кислород как простое вещество. Аллотропные
модификации кислорода (Приложение
1
, опорный конспект 4).
5. Физические свойства (Приложение
1
, опорный конспект 5,5)

а) кислорода
б) озона.

6. Химические свойства кислорода.

Проблемный вопрос к учащимся: мы обсудили
состав и строение атома и молекулы кислорода.
Зная, что на внешнем уровне атом кислорода имеет 6
электронов, какие
окислительно-восстановительные свойства
следует ожидать?

В процессе беседы появляется запись на доске и
в тетрадях:


Кислород как окислитель

Кислород как восстановитель

О0 + 2е ––> О– 2
в реакциях со всеми веществами, кроме фтора.
О0 – 2е ––> О+ 2
с фтором:
О20 + 2F2 ––> 2O+ 2 F2
1
, образуется фторид кислорода.

(Приложение 1, опорный
конспект 6).

III. Экспериментальная часть урока

1. Восстановление в памяти учащихся способов
собирания газов.

2. Проблемный вопрос: Каким способом мы можем
собрать сейчас полученный кислород и почему? (Приложение 1, опорный
конспект 7).

3. Демонстрационные опыты:

а) получение кислорода разложением
перманганата калия и пероксида водорода и
распознавание его тлеющей лучиной

2KMnO4 ––> K2MnO4 + MnO2 + O2 (нагревание)
2H2O2 ––> 2H2O + O2 (в присутствии катализатора MnO2)

б) горение угля, серы и фосфора в кислороде:

O20 + S ––> SO2– 2
окислитель

О20 + ––> CO2– 2
окислитель

20 + 4Р ––> 2Р2О5
окислитель

4. Получение кислорода в лаборатории и
промышленности (Приложение 1,
опорный конспект 8).

IV. Выступление учащихся с опережающим
заданием
о применении кислорода, озона, его
роли в природе и проблеме озоновых дыр.

V. Обобщение и закрепление полученных
знаний

Дописать уравнения следующих реакций (см.
запись на доске):

O2 + C2H2
––>
O2
+ Mg ––>
O2 + H2S ––>
O2
+ Fe ––>
O2 + NH3
––>
O2 + N2 ––>
O2 + F2 ––>

– В каких случаях кислород проявляет
окислительные, а в каких восстановительные
свойства?

VI. Домашнее задание (см. оформление
доски)

Следующий: