Каши – традиционное русское блюдо

Цели занятия:

  • познакомить учащихся с видами круп, с традициями и обрядами русского народа, связанными с зерновыми культурами, крупами;
  • изучить технологию приготовления каши;
  • научить варить гречневую рассыпчатую кашу.

Воспитательная цель: воспитывать любовь и уважение к русским традициям, к аккуратности и красоте при сервировке стола к ужину, бережное отношение к продуктам питания, прививать самостоятельность в приготовлении блюд.

Развивающая цель: развивать навыки русских традиций и обрядов русского народа.

Посуда и инвентарь: Кастрюли, десертные ложки, ножи, тарелки, масленка, скатерти и приборы для сервировки стола.

Ход урока

I. Органиционный момент.

Сообщение темы и целей занятия.

– Сегодня на занятии мы познакомимся с крупами и кашами, с русскими традициями их варки, пословицами и поговорками о каше.

Явка учащихся.

Проверка готовности.

Внешний вид. (наличие фартука и косынки)


II. Повторение.

Заполните Филворд.

с

с

ы

о

к

й

к

е

б

м

о

р

л

с

р

л

о

о

г

ф

и

а

в

о

и

м

м

о

с

к

у

и

ф

с

т

г

в

е

т

а

н

о

р

р

и

л

о

х

к

и

а

н

е

ж

т

у

л

а

й

ф

Цветными карандашами вы должны зачеркнуть название молочных продуктов.

Должны получиться слова: Сливки, сыр, сметана, масло, кефир, йогурт, бифилайф, творог.


III. Основная часть Слово учителя. Презентации.

Крупы представляют собой целые или раздробленные части зерна злаковых, гречихи, проса, риса. Благодаря высокой питательной ценности, хорошей усвояемости, невысокой стоимости крупы широко используются в питании. Производство крупы состоит из нескольких основных этапов:

  1. Очистка зерна от примесей.
  2. Сортировка по размеру.
  3. Обрушивание (шелушение) зерна_ снятие цветочных пленок или родовых оболочек в зерновых шелушильных машинах.
  4. Шлифование и полирование зерна.

В настоящее время промышленность выпускает полуфабрикаты каш. 

Виды круп: Манная крупа, перловая, рисовая, пшенная, гречневая, «геркулес». (Приложение 1)

Древняя кухня насчитывает более 500 лет  развития. Характеризуется чрезвычайным постоянством состава блюд и их вкусовой гаммой на основе строгих канонов  приготовления. В письменном памятнике «Домострой» (1547 г) советником Ивана IV Грозного Сильвестром составлен список современных ему блюд. В основе его зерновые блюда. Да и само по себе зерно послужило основой для создания блюд из него – каш. Каша – полбяная,  гречневая , ржаная, так называемая «Зеленая» – делались в трех видах, в зависимости от соотношения зерна и воды: крутые, размазни и кашицы. Приготавливались они с добавками. Длительное время каша была любимым блюдом в России, а первоначально даже торжественным, обрядовым. Она употреблялась на празднествах. Вот почему в 12-14 вв. слово «каша» было равнозначно слову «пир». (Приложение 2)

В прошлом почти все каши готовили одинаково: крупу и воду помещали в глиняный горшок и распаривали в русской печи. Это требовало порой 4-5 часов. Однако каша в чистом виде еще не каша. Вкус её будет во многом зависеть от того, чем ее сдобрили и приправили. Для этого надо хорошо знать и чувствовать, что подходит к данному виду крупы и каши, с чем она лучше сочетается. Конечно, прежде всего к кашам идет масло. « Кашу маслом не испортить», – гласит пословица. Самыми распространенными добавками в каши являются молочные продукты: молоко, простокваша, пахта, сметана, творог и сливки. Второе место по частоте применения в качестве добавок занимают мясо, рыба, яйца и грибы.


Требования к качеству круп.

Доброкачественные крупы должны иметь свойственный им вкус, цвет, запах. Изменения цвета и запаха круп свидетельствуют об их порче. Крупы  не должны иметь посторонних примесей. Вкус круп чуть  сладковатый, у овсяной и пшена допускается слабая горечь. Не используются в пищу крупы с кисловатым, прогорклым вкусом, с затхлым, плесневым и другими посторонними запахами.


Механическая обработка круп:


Крупы

  1. перебирают,
  2. промывают (кроме манной крупы),
  3. замачивают (перловую).

Чем же так привлекательны крупяные блюда?

У всех народов – землепашцев каши играли в питании совершенно особую роль. Когда в пушкинской «Сказке о попе и о работнике его Балде» встречаем фразу «Есть же давай вареную полбу», то редко кто знает, что такое полба. А это один древнейших видов пшеницы. Когда-то в Древнем Египте полба была главным культивируемым злаком. В России она встречается редко.

Самые полезные каши – гречневая и овсяная, потому что обе они богаты белком (12-13%). Белок гречки очень близок по составу к белку животных продуктов, так как в нем много лизина.

Одна из саамы новых круп – это крупа-САГО. Для ее выработки служила сердцевина стволов некоторых видов пальм, растущих на островах Малайского архипелага. Наши ученые сделали эту крупу при помощи химических реакций из картофельного крахмала.

Самая популярная гречневая каша имеет один недостаток, ее очень долго нужно варить – около часа. И опять кулинарам пришли на помощь химики. Решили варить ее на крупяных заводах. Зерна увлажняют паром, затем высушивают при высокой температуре и обрушивают.


IV. Практическая работа.

1. Повторение правил охраны труда при кулинарных работах.

1) Перед началом работы вымыть руки с мылом и щеткой, надеть фартук, повязать голову косынкой.

2) Следить за чистотой и  порядком на рабочем месте.

3) Гастрономические продукты резать только на разделочных досках. Подготовленные продукты прикрывать марлей.

4) Посуду мыть горячей водой с моющим средством.

5) Пищевые отходы складывать в ведро с крышкой.

6) Осторожно обращаться с ножом и вилкой.

7) Во избежание ожогов необходимо крышки с кастрюль с кипящей   жидкостью брать полотенцем и открывать от себя.

8) При выключении электроприборов из сети браться за вилку, а не дергать за шнур.

9) Следить за исправностью электропроводки и штепсельной розетки.

2. Знакомство с инструкционной картой:

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КАШИ ГРЕЧНЕВОЙ РАССЫПЧАТОЙ С МОЛОКОМ

Инвентарь: посуда, кастрюля – 3л., сковорода, ложки десертные, мерный стакан, миска, тарелки десертные.


Ход работы

Продукты

Технология приготовления

Примечание

1.

Вода-3 стакана

В кастрюлю влить воду и вскипятить.

Кастрюля с толстым дном.

2.

Крупа гречневая 1,5 стакана.

Крупу перебрать.

Встречаются недозрелые зерна – черные.

3.

Подрумянить крупу на сковороде.

4.

Соль 0,5 ч.л.

В кипящую воду добавить соль и всыпать гречневую подготовленную крупу.

5.

Масло сливочное 20 грамм.

Положить в кастрюлю масло, закрыть крышкой и варить 30 минут .

Варить на слабом огне.

3. Выполнение практической работы с соблюдением порядка выполнения по инструкционной карте и правил охраны труда.

4. Требования к качеству приготовленного блюда:

  • Каша должна иметь однородную массу без комков.
  • Цвет, вкус и запах готовых блюд должны быть без посторонних привкусов и запахов.

5. Сервировка стола к УЖИНУ.

Основная цель сервировки – удобство, опрятность и приятный вид стола.  На стол ставят хлеб, кашу, молоко. Хорошо, когда стол сервируют посудой, одинаковой по фасону и расцветке. Для каждого члена  бригады ставят мелкую тарелку, на нее десертную, отступая от  края стола 2 см. Справа от тарелки кладут десертную ложку, вогнутой стороной кверху. Салфетки кладут на тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. Салфетку берут с тарелки тогда, когда подают блюдо. О верхний край салфетки вытирают пальцы и промокают губы.

Салфетку кладут на колени, а по окончании еды – на стол слева от тарелки. Во время еды ложку держат в правой руке, черпают от себя, ко рту подносят слегка наискось. Хлеб, булочки берут руками. Если ложка упала на пол, ее не поднимают, а просят подать новую.

6. Дегустация блюда.

7. Уборка посуды и ее мытье.

8. Уборка рабочего места, соблюдая все правила охраны труда.

V. Закрепление изученного материала:

1. Оформление рабочей тетради страница

2. Беседа:

– Какие профессии вы сегодня освоили?

Ответ: Дежурного – официанта, хозяйки дома;

Отвечающего за технологию – повара, технолога, хозяйки  дома.


VI. Итог занятия.

Сообщение отметок, которые учащиеся получили за знание теории и выполнение практического занятия.

– Сегодня на занятии мы узнали много о старинном русском блюде – КАША. В этом нам помогали знания истории, литературы, географии, химии, информатики, технологии.

Используемая литература:

  1. Обслуживающий труд. 6 класс под редакцией О.А. Кожиной
  2. Технология. 6 класс (поурочные планы В.Д. Симоненко.)
  3. Вершки и корешки А.С. Смирнов
  4. Технология (в помощь преподавателю) Русские традиции при изготовлении различных изделий. Автор составитель И.Г. Норенко (конспекты занятий).
  5. Предметные недели в школе Технология 5-11 классы Авторы-составители: Е.Д. Володина, В.Ю. Суслина.
  6. В.В. Похлебкин. Национальные кухни наших народов.
  7. Н.И. Ковалев, В.В. Усов. Рассказы о тайных домашней кухни.
  8. А.С. Егорова. Этикет за столом
  9. Л. Ляховская. Энциклопедия православной обрядовой кухни.

Следующий: