Каша – кормилица наша


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,18 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Ознакомить учащихся с питательной ценностью
    блюд из круп.
  • Воспитание бережного отношения к продуктам,
    основанного на русских традициях.
  • Развитие чувства коллективизма.

Оборудование: электрическая плита.

Кухонный инвентарь: посуда,
инструменты, приспособления.



Продукты: крупа манная, молоко, яйца,
сахар, сливочное масло, фрукты.

ХОД УРОКА



I. Организационный момент

II. Введение

О каше:

Каша была известна с глубокой древности всем
земледельческим народам. В русских письменных
памятниках это слово встречается в документах
конца ХII в., однако археологических раскопках
находят горшки с остатками каш в слоях IХ – Х вв.
Слово «каша» происходит, по мнению
лингвистов, от санскритского «каш», что
означает «дробить, тереть».
Почему же на Руси всегда с таким почтением
относились к каше? Корни обрядового отношения к
столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем
языческом начале. Известно из рукописей, что каша
преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в
надежде на благополучие, Богам земледелия и
плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на
следующий год. Богам, как известно, предлагалось
только все самое лучшее. А иметь возможность есть
ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в
год, согласитесь, приятно.



Каша – это очень полезный, питательный, вкусный
и, что немаловажно, недорогой продукт. Без
традиционной русской каши на столе не возможно
было себе представить ни одно торжество или
праздник. Причем к разным значимым событиям
обязательно готовилась определенная обрядовая
каша. Это отражается в пословицах:

«Каша – кормилица наша»
«Русского мужика без каши не накормишь»
«Без каши обед не в обед»
«Щи да каша – пища наша»
«Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова
«.

У некоторых народов нашей страны кашею, которую
называли «бабкиной», встречали
новорожденного. На свадьбе непременно варили
кашу жених с невестой, что было обязательной
частью свадебного церемониала – «Хозяйка
красна – и каша вкусна «. Кашу варили на
крестины и именины, кашей (кутьей) поминали
человека, провожая его в последний путь на
похороны или поминки.
Без каши собственного оригинального
приготовления нельзя было принять гостей. Причем
каждая хозяйка имела свой собственный рецепт,
который хранился в тайне.
Готовилась каша обязательно перед большими
сражениями, а уж на победных пирах без
«победной» каши не обходилось. Каша служила
символом перемирия: для заключения мира
обязательно нужно было готовить «мирную»
кашу.
В древних русских летописях сами застолья часто
именовали «кашей»: например, на свадьбе
Александра Невского «кашу чинили» дважды –
одну при венчании в Троице, другую во время
всенародного гуляния в Новгороде.
Кашу обязательно готовили по случаю начала
большого дела. Отсюда пошло выражение
«заварить кашу».
Каша на Руси «определяла» даже отношения
между людьми. О человеке ненадежном и
несговорчивом говорили: » с ним каши не
сваришь». Когда работали артелью, то готовили
кашу на всю артель, поэтому долгое время слово
«каша» было синонимом слова «артель».
Говорили: «Мы в одной каше», что означало в
одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня
можно услышать слово «каша» в этом значении.
Каждый праздник обязательно отмечался своей
кашей. Каша рождественская не была похожа на
кашу, которую готовили по случаю сбора урожая;
особые каши (из смеси круп) готовились девушками
на день Аграфены Купальницы (23 июня). Ритуальную
кашу варили в наиболее важные для людей дни:
накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в
канун вербного воскресенья, в Духов день, когда
справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во
время дожинок, в первый день молотьбы нового
урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и
т.д. День св. Акулины-гречишницы считался даже
днем каш.

Вопросы:

  • Как вы думаете, для чего необходимо перебирать
    крупы?
  • (Удалить примеси)
  • Какие каши готовят в вашей семье?
  • Кто может вспомнить пословицы о каше?

III. Основная часть

Крупы

Крупа — пищевой продукт, состоящий из цельных
или дроблёных зёрен различных культур. (Слайд 2)
Крупы получают из различных зерновых культур. К
зерновым культурам относятся хлебные злаки
(пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза),
бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а
также гречишное растение – гречиха. Из одних
делают муку, а из других крупу. (Слайд 3)
Крупы имеют большую питательную ценность, они
снабжают организм углеводами и растительными
белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12%
растительного белка. Больше всего белка
содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В
гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов,
представленных в основном клетчаткой, поэтому
гречневую и овсяную крупу рекомендуют
использовать в питании детей и пожилых людей.
Манную крупу и рис, в которых углеводы
представлены в основном крахмалом,
рекомендуется использовать в детском питании. В
крупах содержатся витамины группы В и витамины
РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая
крупы. (Слайд 4)
По качеству крупы должны следующим основным
требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие
данному виду крупы, быть без посторонних
привкусов и запахов.
Хранить крупы надо в сухом, хорошо
проветриваемом помещении. Для их хранения можно
использовать полотняные мешочки, а также
стеклянные или металлические банки, которые не
следует плотно зарывать: крупу нужно
проветривать, чтобы она не приобрела затхлого
запаха. Крупы, содержащие большое количество
жира, такие как пшено, рекомендуется хранить в
темном прохладном месте и недлительное время,
чтобы они не прогоркли. (Слайд 4)
Процессы производства крупы из злаковых
растений складываются из следующих
последовательно проводимых производственных
операций:

  • Очистки зерна от примесей.
  • Сортировки по размеру,
  • Обрушивания,
  • Просеивания и провеивания,
  • Отделения обрушенных зерен от необрушенных.

Кроме того, некоторые виды круп подвергают
дроблению, шлифованию, полированию. (Слайд 5)

Крупы используют для приготовления различных
блюд. О русской традиционной кулинарии
использования круп мы и поговорим.

Блюда из круп

В давние времена кашей назывались блюда,
приготовленные не только из круп, но и из других
измельченных продуктов (рыбные, гороховые,
хлебные). Огромное разнообразие русских каш
определялось, прежде всего, многообразием сортов
круп, которые производились в России. Из каждой
зерновой культуры делалось несколько видов круп
– от целых до дробленных различным образом.
(Слайд 6)
Самой любимой и популярной кашей у русских была
гречневая (грешновая, гречишная, гречнёвая,
грешна) и уже в ХVII в. считалась национальным
русским кушаньем, хотя и появилась довольно
поздно — в ХV в. Слово «каша» происходит, по
мнению лингвистов, от санскритского «каш»,
что означает «дробить, тереть». (Слайд 7)

Крупы используют для приготовления различных
блюд: закусочных, первых (супов), вторых (каш,
запеканок и т.д.) (Слайд 8)
Каша одно из традиционных блюд нашего народа.
(Слайды 9 и 10)
Каши варят на воде, бульонах, молоке. В
зависимости консистенции они делятся на
рассыпчатые, вязкие, жидкие. (Слайд 11)
Крупу засыпают в кипящую жидкость и периодически
перемешивают. Когда крупа набухает и поглотит
всю воду, перемешивание прекращают, поверхность
каши выравнивают, кастрюлю закрывают крышкой,
уменьшают нагрев до температуры 90-100 градусов
и оставляют для упревания.
Вязкие каши готовят на цельном молоке, смеси
молока с водой или на воде. В готовом блюде
зерна хорошо проварены, каши держатся на тарелке
горкой, не рассыпаясь. Некоторые крупы, такие как
рисовая, перловая, пшено, плохо развариваются в
молоке. Поэтому сначала их несколько минут
проваривают в воде, затем воду сливают и
добавляют горячее молоко. Перед тем, подать на
стол, добавляют сахар и сливочное масло.
Ассортимент молочных каш можно расширить путем
введения различных добавок, например тыквы,
чернослива, моркови, ягод.
Жидкие каши готовят из манной крупы, риса, пшена,
«Геркулеса», овсяной крупы. Варят их на молоке,
смеси молока с водой или на воде. Готовят их так
же, как и вязкие каши, но жидкость берут больше
нормы.
Из вязких готовят запеканки, пудинги, котлеты,
биточки и блинчики.

IV. Практическая работа

Учащиеся вспоминают приемы работы с кипящими
жидкостями, горячим маслом и жиром, безопасные
правила работы с электроплитой.
Учащиеся выбирают для приготовления кашу (вид
крупы, вид консистенции).
Требования к готовому блюду:

  • Каша должна иметь однородную массу без
    комочков, крупа полностью проварена.
  • Цвет, вкус и запах должен быть без посторонних
    привкусов и запахов.

V. Подведение итогов

  • Оценка качества готового блюда.
  • Подача его к столу.

VI. Анализ и оценка урока

Стадия рефлексии:

  • Из каких круп можно приготовить жидкую кашу?
  • Какую жидкость можно использовать для
    приготовления каш?
  • Какие требования предъявляются к готовому
    блюду из круп?
  • Чем можно разнообразить приготовленную кашу?

Проанализировать урок, отметить типичные
ошибки, выставить оценки всем учащимся.

VII. Домашнее задание

Составить коллекцию рецептов из 5-6 видов блюд
из круп.




Следующий: