Какую роль играет литература в жизни человека? «Литература, лат. , в общем…


Какую роль играет литература в жизни человека?

  • «Литература, лат. , в общем смысле то же, что письменность. В более тесном смысле под Л. разумеются лишь произведения изящной словесности (народная лирика и эпос, лирика, поэма, драма, роман).. . от [лат. lit (t)eratura, буквально - написанное, от lit (t)era - буква] , один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «Л. » обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; так, различают Л. научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др Литература содержит в себе Тайное Тайных человеческой природы — формулу души, и в этом её предназначение. Она — мера способности Человека вести диалог с Миром, что равно относится и к автору, и к читателю. Литература пишется не о «высоком» и не о «низком», а о мире, каков он есть, и о человеке с его данностями: животом, чувствами, душой и судьбой, которая забрасывает его то к сиренам, то к Полифему, то к Цирцее. А он, подобно Одиссею, стремится в родную Итаку. У каждого свои жизнь и приключения, но если в них не участвует разумная душа героя, то и носит его по жизни, как Летучий Голландец — без компаса и руля — фатально. Обстоятельства жизни: рождение и смерть, война и мир, любовь и предательства — всё повторяемо: «суета сует» — банальность, коль скоро они не осмыслены человеком, сумевшим стать героем собственной судьбы. «Литературный герой» — не так вымышленный персонаж в центре сюжета, как тот, кто одушевляет повествование своим присутствием, превращая его в эпос. Разум интересен: грустен и смешон, трагичен и комичен, его проявления трогают душу — оживляют. А глупость — скучна, как бы она не изощрялась в формах. Человек интересен настолько, насколько он разумен — насколько обитаем его внутренний мир. Жизнь человека имеет смысл, если.. . осмысленна им. Парадокс литературы в том, что естественная «простота» её возникает из «сложности» — от прохождения через чрезвычайно сложную систему природных и культурных фильтров, рождающих заповедный источник, способный утолить «духовную жажду» того, кто ею «томим». Единственный критерий литературы — её милосердие: насколько она способна просветлить, укрепить душу, «очеловечить», поддержать потенциал разумности. В конечном счёте, именно это свойство отличает литературу от всех иных видов словесности: и попросту слабой — умножающей равнодушие, — и агрессивной, которая ожесточает читателей или уводит их в иллюзии, где им кажется, что можно жить, но «не быть и видеть сны». Увы, природа слова катастрофически замусорена фальшивками для массового потребления. Вместе с тем, великая литература «для народа» существует: Библия, легенды, сказки. Её авторы обладают даром общения с собой — ребёнком: с народом «жестоковыйным», античными героями, Маленьким Принцем, Гердой, Алисой, Щелкунчиком и Ланцелотом. Чтение — процесс интимный. В этом смысле, литературоведение, исполняя обряды «сочетания» автора и читателя, берёт на себя функцию храмовых жрецов. Чтение во многом определяет реальную жизнь людей, и если они читают глупые, агрессивные, развратные тексты, то и сами так живут Литература — это общение, требующее культуры и от автора, и от читателя. Спасение — в личной культуре и способности к свободному выбору информации: не нужно хватать и глотать всё, что плохо лежит — любое чтиво, от которого душу воротит.
  • 1.Формирует внутренний мир человека 2.Помогает выстроить нравственную шкалу ценностей 3.Развивает эстетический вкус 4.Помогает избежать возможных ошибок (проживая жизнь героя, понимаешь цену и возможные последствия тех или иных поступков) 5.Расширяет кругозор, создает предпосылки к образованию и самообразованию
  • И познавательную, и развивает художественое мышление (прежде всего), отвлекает от бытия, позволяет расслабиться, забыть о плохом, дарит умные, жизненые советы, ну и грамотность развивает — кто много читает, пишет без ошибок.
  • Смотря какой человек. Есть тысячи и тысячи людей, в жизни которых литература не играет никакой роли. В школьные годы — докучный предмет, от которого хочется поскорее избавиться, а позже — нечто забытое и ненужное. Посмотрите вокруг себя, — таких людей великое множество, они вовсе не несчастные изгои. Вот и подумайте, чем жизнь такого человека отличается от жизни читателя, влюбленного в литературу.
  • Прежде всего-познавательную.



Следующий: