Какова главная мысль произведения «Письма римскому…

какова главная мысль произведения «Письма римскому другу» Бродского?

  • Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря.
  • Текст является фундаментальным понятием современной лингвистики и семиотики. Кроме коммуникативной функции, в нем реализуется смыслообразующая функция, когда сам текст становится своеобразным генератором смыслов. «Исходно заложенный в тексте смысл подвергается в ходе культурного функционирования текста сложным переработкам и трансформациям, в результате чего происходит приращение смысла. Поэтому данную функцию текста можно назвать творческой» (1, 90). По всей видимости, можно говорить о бинарности текста – с одной стороны, это смыслосодержательная структура, с другой, — смыслообразующая. Однако бинарность текста не ограничивается вышеупомянутой оппозицией. Говоря о тексте, корректнее, видимо, иметь в виду его дихотомичность, поскольку дихотомия – явление, представляющее собой последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две и т. д. Как структура, текст поддается расщеплению на множество бинарных подсистем. Еще одной оппозицией текста можно, к примеру, назвать его статическую и динамическую стороны, либо структуру ожидания и структуру новизны и т. п. Эти раздвоения не есть онтогоничные противопоставления, напротив, именно в их взаимодействии и скрещении текст, заряжаясь энергетикой, может функционировать и жить. Если текст – это некая структура, то все возможно вычленяемые в нем аспекты, уровни, ракурсы – это подсистемы, обеспечивающие работу данной структуры. При описании того или иного литературного текста неизбежно возникает дилемма – что есть объект анализа в данном тексте? Реальный ряд элементов или субъективно-импрессионистическая ткань? Понимание художественного текста как дихотомичного дискурса позволяет, помимо внешней, сюжетной стороны, выделить в нем сторону внутреннюю. Именно внутренняя сторона художественного текста определяет его духовность, аккумулируя в себе информацию культурно-нравственную, этическую, эстетическую и т. п. , расширяя семантику семиотического знака, а через него – всего текстуального пространства. Однако в силу все еще отсутствующей четкой терминологической содержательности понятия «дискурс» , следует, очевидно, оговорить наше понимание данного явления. Дискурс трактуется, порой, столь полярно, что в научной литературе можно встретить толкование его и как едва ли не синонимичное тексту понятие, и как антонимичное. Дискурс также отождествляют с речью, рассуждением, его трактуют как последовательное сочетание словесных знаков и т. д. Мы полагаем, что литературный (художественный) дискурс –это, прежде всего, интенциональность текста, его концептуальное и творческое пространство, где генерируются подтексты, созначения, импрессии, интерпретации, где функционируют не значения слов, а их концепты. В таком понимании текст и дискурс едины, но разнонаправлены: текст тяготеет к линейности, дискурс – виртуальности. Хотя, конечно же, такое деление весьма условно. Но допущение о том, что дискурс литературного произведения – его когнитивное поле, представляется достаточно обоснованным. Дихотомичность текста не ограничивается его условным разделением на внешнюю – сюжетную и внутреннюю – духовную стороны. Она перманентно присутствует в нем, ибо литературный текст – это почти всегда выбор: «необходимость выбора постоянно присутствует даже на уровне отдельного предложения – по крайней мере когда там попадается переходный глагол» (2, с. 15). Выбор (право) пойти за сюжетом или за мыслью, выбор вступить в диалог с писателем или уйти от него, выбор прочесть слово и выбор понять его – и есть выбор стороны текста. В распоряжении автора имеется набор сигналов, которыми он направляет своего читателя. Сами сигналы не всегда материальны, но энергия, генерируемая ими, ощущается всегда, если автор и читатель совпали в некой точке экстралингвистического порядка. Духовные вибрации текста передаются через слово – материальный знак, но процесс этот сродни тайнописи: вскрыть глубинные смыслы, зашифрованные в тексте, может только посвященный. Для автора таковым является некий идеальный

Следующий: