Какой философский вопрос можно задать к поэме Лермонтова…


Какой философский вопрос можно задать к поэме Лермонтова «Демон»?

  • http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/tvl/tvl-076-.hthttp:feb-web.ru/feb/lermont/critics/tvl/tvl-076-.ht попробуйте посмотреть здесь
  • СТО вопросов можно задать!! ! 1. Почему любовь эгоиста не приносит счастья, какой бы сильной она ни была. 2. Почему женщина может полюбить свою мечту и этим заполнить жизнь и отказаться от брака с живым мужчиной. 3. Почему религии недостаточно, чтобы отвлечь молодую женщину от любовных мечтаний. 4. Справедливо ли, что красота — главное, за что любят женщин. 5. Не потому ли мы так сочувствуем трагической судьбе Тамары, что она — необыкновенная красавица.
  • Создавай — ДЕМОН — герой «восточной повести» М. Ю. Лермонтова «Демон» (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д. — персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием. В характеристике Д. изначальный символический смысл приобретает его положение «изгнанника рая» . Божье наказание состоит в том, что Д. обречен на скитания и вечное одиночество. Д. , как «дух отрицанья» , «дух сомненья» , наделен исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира. Его положение трагично: по своей природе он ничего не может принять на веру (до опыта) , а в результате опыта (познания) разрушается целостность познаваемых явлений. Как некая мировая субстанция Д. выступает источником зла, но пребывает в постоянном взаимодействии с противоположным началом. Превращенный ангел, он помнит о временах райского блаженства. В сущности, представляемое Д. зло — это месть миру за его нетождественность идеалу красоты и совершенства. Следует добавить, что Д. Лермонтова не совпадает с христианско-библейскими источниками, не равен Люциферу или Сатане. Он — индивидуальный миф русского поэта. В основу повести легла идея о возможной перемене участи отщепенца Д. К началу действия Д. не удовлетворен предназначенной ему в мире ролью сеятеля зла, он утомлен и недоволен («зло наскучило ему») . Внезапно в его душе вспыхивает любовь к земной женщине — грузинке Тамаре. Сюжет строится на взаимодействии двух самостоятельных лиц — таинственного духа и обольщаемой человеческой души. Масштаб и напряженность чувств Д. соответствуют его безумной идее преодолеть божье проклятие, а символическим условием возвращения в утраченный рай является осуществление абсолюта в любовных отношениях с Тамарой. Характеризуя личность Д. , Лермонтов выделяет в нем две определяющие черты: загадочную непостижимость и небесное очарование, перед которым не может устоять земная женщина. «Материализация» Д. , воплощение духа в реальное существо дается в восприятии Тамары. Вопрос о реальности Д. — важнейший. Несомненно, для самого Лермонтова Д. — не призрак, не болезненная фантазия, но воплощение духа в осязаемых и видимых формах. Д. является земной Тамаре в ночное время, в ее снах. Он соотносится со стихией воздуха и проявляется как дыхание и «голос» . Внешняя характеристика Д. отсутствует. Подобно фантому сновидений, он не только бесплотен, но и промежуточен по состоянию. В восприятии Тамары «ои… похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!» . В ее видениях Д. «скользит без звука и следа» , «сияет тихо, как звезда» , «зовет и манит» . Тамару тревожит его «волшебный голос» , «чудная нежность речей» . Погубив своего соперника, жениха Тамары, Д. прилетает к ней навевать «сны золотые» . Его песня (колыбельная по жанру) волшебным образом освобождает Тамару от земных тревог. Д. поет о жизни «неуловимых облаков» , что в небе «ходят без следа» . Отсутствие цели, безвольность движения, бесслед-ность исчезновения, безучастность ко всему пребывающему в мире — такие качества «облаков» моделируют своего рода идеальную форму существования. Эта жизнь без затрат, противоположная земному бытию, вызывает грезы о невозможном покое. Д. — ночное божество, магия которого связана именно с ночным временем. В его «колыбельной» присутствует эта распространенная в романтической традиции поэтизация ночного мира: «звуков» тишины, веянья ветерка, распускания ночного цветка. Таким образом, Д. предстает демиургом утопической вселенной, которая властно притягивает Тамару звуковой гармонией, чувственно-телесными ощущениями блаженства. Дальше



Следующий: