Каких композиторов любил А. С. Пушкин? И кто из музыкантов…


Каких композиторов любил А. С. Пушкин? И кто из музыкантов был его современником?



  • Реферат: Пушкин и Глинка — BestReferat.ru — Банк рефератов …1 сообщение — Последнее сообщение: 5 июл 2005 Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и …www.bestreferat.ru/referat-49717.html Одним из наиболее талантливых и быстро подающих надежды композиторов того времени был Михаил Иванович Глинка. Он родился в 1804 году в семье богатого помещика. Поэзия Пушкина каждого композитора захватывала по-своему. Но если говорить о романсах, то Глинку стоит вспомнить прежде других.

Возможно, оттого, что в лирике поэта и в музыкальном творчестве Глинки много родственного. Мы можем увидеть совпадение мироощущения. Это сказывается в тяготении к светлым, возвышенным образам. У Пушкина и Глинки горе никогда не бывает надрывным, радость — безоблачной, любовь — спокойной. Естественно, что два таких известных и близких по мироощущению человека не могли не встретиться. И, действительно, они и часто бывали в одном и том же обществе. Глинка вспоминал позднее о субботах Жуковского: «…

у него еженедельно собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов и вообще людей, доступных изящному.. . А. С .Пушкин, князь Вяземский, Гоголь были постоянными посетителями. Гоголь при мне читал свою «Женитьбу»… Иногда вместо чтения пели, играли на фортепиано, бывали иногда и барыни, но которые были доступны изящным искусствам». Пушкин и Глинка встречались и у Дельвигов, Олениных, у М. Л. Яковлева, у сестры Пушкина — Ольги Павлищевой. Из воспоминаний Глинки: «…Около этого же времени я часто видался с известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным … и пользовался его знакомством до самой его кончины» .



Молодой композитор и известный поэт не только вращались в одном обществе, не только общались друг с другом, но и оказывали влияние на творчество друг друга. Как-то Грибоедов сообщил Глинке тему грузинской песни. Мелодия так понравилась А. С. Пушкину, что он пишет на музыку стихи «Не пой, волшебница, при мне». Это было в 1828 году. Первая редакция романса не была опубликована. Готовя заключительную редакцию романса, Глинка заменил слова «волшебница» на более удачное «красавица». Говоря о взаимоотношениях Пушкина и Глинки, нельзя не вспомнить более серьезные произведения.



Когда Михаил Иванович написал свою первую оперу «Жизнь за царя», вызвавшую множество споров, Пушкин очень высоко оценил ее и на дружеской вечеринке прочитал куплет: Слушая сию новинку, Зависть, злобой омрачась, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь. В последние месяцы жизни поэта Глинка виделся с ним довольно часто. У него созревает решение написать оперу по поэме Пушкина «Руслан и Людмила» и он делится этим замыслом с поэтом. Чтец: Из записок Глинки: «На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы много переделал, я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить этого намерения». Оперу Глинка начал через 6 месяцев после смерти А. С. , а закончил в 1842 году. Таким образом, участие А. С. в составлении либретто оперы не состоялось, однако Глинка сумел сохранить в опере главное: дух юношеской поэмы Пушкина. Музыка искрится радостью, весельем.

Глинка создал замечательную, и очень «пушкинскую» оперу, В ней — величавость древнего мифа, и сказочная фантастика, и мир реальных человеческих отношений. «Руслан и Людмила» — это опера-сказка, но сказка русская. М. П. Шишкова, К. А. Шишков Пушкин. Музыка. Эпоха.

М. П. Шишкова, К. А. Шишков Пушкин. Музыка. Эпоха. В работе освещается музыкальный мир Пушкина: его музыкальные увлечения и впечатления, ..www.tverlib.ru/~shishkova/s04.htm

  • Что-то я не помню высказываний Пушкина о русской музыке. Впрочем, вот (в честь премьеры «Жизни за Царя» Глинки) : Слушая сию новинку, Зависть, злобой омрачась, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь. Моцарта любил, конечно, но это не современник. А вот о Россини (он как раз современник) : …Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей: Там упоительный Россини, Европы баловень — Орфей. Не внемля критике суровой, Он вечно тот же, вечно новый, Он звуки льет — они кипят, Они текут, они горят, Как поцелуи молодые, Все в неге, в пламени любви,
  • Пора нам в оперу скорей: там упоительный Россини, Европы баловень — Орфей. )))
  • «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает»
  • Глинка (родился всего на неск. лет позже Пушкина), Чайковский, Балакирев, Бородин, Глазунов, Григ, Кюи, Рахманинов, Римский-Корсаков, Штраус.. Не скажу точно, что все жили в одни годы с Пушкиным, т. к. многие родились, когда дни Пушкина подходили к концу.. Но творили все в 19 веке, это точно) . Пушкин Моцарта любил, насколько знаю.



  • Следующий: