Какие сказки были написаны императрицей Екатериной…

Какие сказки были написаны императрицей Екатериной II?

  • Екатерина II живо интересовалась русской историей и литературой, более того: сама взялась за перо, чтобы оставить в назидание потомству, а особенно своему четырехлетнему внуку Александру, нравоучительную «Сказку о царевиче Хлоре» (написана в 1781 году) . Назидательная, несколько слащавая, даже наивная новая сказка призвана была способствовать формированию важнейших качеств будущего императора. Юный Хлор, сын легендарного князя Кия, волею фантазии Екатерины II, был похищен киргизским ханом, «на дикой степи кочующим с кибитками» . Для «узнания его дарований» хан посылает царевича «сыскать цветок — розу без шипов, которая не колется» . В ходе поисков такой розы, символа добродетели, юноша встречается со множеством препятствий и соблазнов («льстивыми людьми» , «веселящимися людьми» , людьми, «проводящими время в забавах» , «пьяношатающимися в безобразии около волынщика» , рыночными торговцами, не узнавшими царевича и обругавшими его; последним препятствием становится гора с крутой и каменистой тропинкой, ведущей к конечной цели путешествия — «Храму Розы без шипов» . Подобная цепь препятствий соседствует в сказке с аллегорическими образами идеализированной сельской жизни — «домом крестьянским и несколькими десятинами весьма удобренной земли, на которой всякой хлеб…» , — так называемый «намет» , представлявший олицетворение земледельческой основы России. Когда царевич Хлор начал подниматься на крутую гору к «Храму Розы без шипов» , ему «попались навстречу старик и старуха в белом платье» и протянули посохи свои для лучшей опоры при восхождении — эти персонажи в сказке названы «честностью» и «правдой» . Другим положительным героем повествования является учитель — «человек немолодой, но приятного вида, который окружен был множеством юнош» (очевидный намек на будущих воспитателей и учителей самого Александра Павловича) . Именно учитель по сказке растолковывает царевичу значение понятия «розы без шипов» как символа добродетели. Н. Куприянов. «Роза» (иллюстрация к сказке Екатерины II «Царевич Хлор»)Уже в самом начале пути главный герой оказывается перед выбором направления на перекрестке дорог, где ему подсказывается избрание «прямой дороги, по которой не все ходят, хотя она пригожее других» , «хороша да кратка» . Дорогой царевичу попадается ханская дочь Фелица, также по-своему способствовавшая успеху поиска розы без шипов, послав на помощь Хлору своего сына по имени Разсудок. Преодолев все трудности, царевич отыскал, наконец, желанную розу без шипов и «лишь успел снять ее с куста, как в тамо находящемся храме заиграли на трубах и литаврах» . Все, таким образом, заканчивается благополучно: царевич с розой поспешил к хану, а тот, довольный, отослал его «со цветком» к князю-отцу. «Сказка о царевиче Февее» (рассказе о злоключениях своевольного сына сибирского царя Тао-Ау) , как и «Сказка о царевиче Хлоре» , была написана императрицей Екатериной II для внука, великого князя Александра Павловича. Две детские сказки, написанные Екатериной, замечательны уже тем, что это первый опыт печатного литературного произведения в данном жанре для детей в России. Екатерина прекрасно понимала, что ребенок требует особого психологического подхода и для него нужна особого рода литература.Не случайно, что в 1782 году величайший русский поэт XVIII столетия Державин создает оду «Фелица» , одно из лучших своих поэтических произведений, заимствуя имя для главной героини из царициной сказки. http://www.philatelia.ru/literature/plots/?more=1&id=492
  • Две детские сказки, написанные Екатериной, «Сказка о царевиче Февее» и «Сказка о царевиче Хлоре» , замечательны уже тем, что это первый опыт печатного литературного произведения в данном жанре для детей в России. В сказке о Февее описывается образцовый отпрыск царской фамилии, принц, наделенный всеми добродетелями, которые приписываются в сказке и самим внукам Екатерины. В сказке о Хлоре аллегорически повествуется о том, как идеальный царевич искал с помощью Рассудка, Честности и Правды розу без шипов, т. е. добродетель, преодолевая все встречавшиеся на пути соблазны, и как ему помогла в этом царевна Фелица. Образы этой сказки остались навсегда памятны в русской литературе благодаря тому, что их использовал в своей знаменитой оде к Фелице Державин. http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il4/IL4-3642.htm



Следующий: