Как в поэзии лермонтова воплотились темы…

как в поэзии лермонтова воплотились темы отрицания и борьбы?

  • Да он весь — сплошное отрицание. Хотя бы стихотворение «Мой демон», поэма «Демон» — это ведь все про падшего ангела, духа отрицания. Тема борьбы очень ярко воплощена в поэме «Мцыри» (вам ведь не только по лирике можно искать? ) — бой Мцыри с барсом — кульминация поэмы, и тема воина, борца (с врагом, с судьбой) — одна из главных. То же самое в «Как часто, пестрою толпою окружен» — отрицание «маскарада» светского общества и борьба с этим обществом посредством «железного стиха». В «Родине» он отрицает все официальные мотивации, по которым положено любить родину — любит ее по-своему, «странною любовью». Пророк из его стихотворение отрицает все каноны человеческого общества — бежит в пустыню. «СМерть поэта» — вызов обществу «надменных потомков», стоящих жадною толпою у трона. Наконец, «Дума» и «И скучно, и грустно» — отрицание вообще смысла жизни в эпоху николаевской реакции. Примерно так.
  • Одной из главных характерных черт лирики Лермонтова — резкое отрицание существующей действительности: если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание «Жалобы турка». Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!. . Друг! этот край.. . моя отчизна! Позже, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» поэт называет Россию «страной рабов, страной господ». В такой стране он всегда чувствовал себя одиноким странником, которого никто не понимает («Никто моим словам не внемлет.. . я один»). Тема гордого одиночества воплощалась в печальных строчках безысходности: И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды.. . Желанья!. , что пользы напрасно и вечно Желать?. . А годы проходят — все лучшие годы! Однако чаще она находила выход в стихотворениях, передающих стремление к борьбе, к поиску неизведанного («Парус»), выражающих чувство внутренней свободы: Мы вольные птицы. Пора, брат, пора. («Узник» ) Почему же поэту одиноко? Современники Лермонтова пишут о сложности его характера, о меткости и язвительности его шуток, о его бурной светской жизни. Казалось бы, у него было все: богатство, положение в свете, репутация, друзья, женщины, успех. Но именно поэтому Лермонтов хорошо знал истинное лицо светского общества — недоброжелательное, лицемерное, часто жестокое. О бездуховности общества, маскарадности высшего света его стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен». Этой толпе ему хочется дерзко бросить в глаза «железный стих, облитый горечью и злостью!.. » Главный образ темы отрицания — образ маски, внешне благополучной жизни современного поэту общества, под которой прячется бездуховность, пустота («Исповедь», «Как часто, пестрою толпою окружен… «, «Из-под таинственной, холодной полумаски… «). В этой атмосфере маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы — на первый план выходи тема гордого одиночества, непонятности («Одиночество», «Исповедь», «Чаша жизни», «Парус», «Узник», 1837; «Никто моим словам не внемлет.. . я один… » «Сосед»,»Соседка», «Пленный рыцарь»). Она расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности («И скучно и грустно», «Из Гёте» («Горные вершины… «), «Выхожу один я на дорогу… «). Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения («Монолог», 1829; «Дума», 1838).



Следующий: