Как там у Достоевского Ф. М. -? «Красота спасет…


как там у Достоевского Ф. М. -?

  • «Красота спасет мир» … Высказывание, приписываемое Ф. М. Достоевскому, цитируется нами направо и налево – как обнадеживающее, как утешительное, просто как констатация факта. Каждый может считать себя «экспертом» в этой области, каждый, соответственно, не преминет высказать собственную точку зрения и привести ряд вполне убедительных доказательств. При этом взгляды настолько различны, что порой доходит до нелепого. Проф. И. Л. Волгин («Колеблясь над бездной» ) даже описывает случай, когда к победительнице очередного конкурса красоты обратились с тем же вопросом – как она понимает «высказывание Достоевского» . Вообразите, каков был ответ: красавица взглянула с высоты птичьего полета на свои ноги и промолвила, что ими и собирается спасать всех желающих. Начнем с того, что высказывание в привычном виде – то есть «красота спасет мир» — у Достоевского приводится иронично (почти издевательски) в реплике Ипполита, обращенной к князю Мышкину («Идиот, Ч. 3, гл. V). В том же романе есть фраза «мир спасет красота» — разница, на первый взгляд, не принципиальная. Эти слова произносит Аглая Епанчина и произносит их, так сказать, в списке запрещенных тем: « — Слушайте, раз навсегда, — не вытерпела наконец Аглая, — если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что «мир спасет красота» , то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза! » («Идиот», Ч. 4, гл. VI ). Даже если предположить, что для Аглаи эти темы носят какой-то сокровенный характер и именно поэтому говорить о красоте она не хочет, то согласитесь: предположить, что Достоевский отождествлял себя с Аглаей Епанчиной, как-то не получается. Посмотрим, какие представления о красоте и ее силе Достоевский определил для других своих героев. Со слов Мити Карамазова складывается едва ли не обратная картина: «Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?. . Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» , — («Братья Карамазовы», Кн. 3, гл. III). В современной литературе и печати чаще всего цитируются лишь последние слова – о битве за человека. Между тем, размышления героя о красоте содомской и красоте вышней – это ключик к пониманию проблемы. Как видно, противоречия здесь нет. Получается, что Достоевский совершенно четко разделяет красоту на высокую и низменную, то есть горнюю и земную. Человек соединяет в себе две эти противоположности, и в этом – опасность и ужас красоты. Часто земная красота, лишенная духовного начала, принимается за красоту истинную. Она несет в себе гибель, ведь в лучшем случае — она лишь отблеск горней красоты, а в худшем – от дьявола. Вспомните слова Аглаи Епанчиной, когда она смотрит на портрет Настасьи Филипповны: «Такая красота – сила… с этакою красотой можно мир перевернуть! » ( «Идиот» , Ч. 1, гл. VII) И что же, мир перевернулся? – Князь Мышкин сходит с ума, Рогожин гибнет – нравственно и физически, сама Настасья Филипповна мертва, и тело ее – пристанище для мухи (любопытнейшая деталь! ) Кого спасла такая красота и кого сделала счастливым? В то же время Достоевский дает ясное указание на то, что для него истинная красота: «Мир станет красота Христова» (Бесы. Подготовительные материалы. Заметки. Характеристики. Планы сюжета. Диалоги. Июнь 1870 г. Продолжение фантастических страниц) . Горняя красота есть красота Христа, Сын Божий отождествляется с красотой, подобно тому, как отождествляется
  • Я часто слышала по радио в качестве эпиграфа к какой- то серьёзной передаче такую цитату из Достоевского: «Мир спасётся красотой. Ах, кабы она ещё добра была! «
  • “СПАСАЙ ВНАЧАЛЕ КРАСОТУ”, — Ей суждено спасти весь мир, Так, помня поговорку ту, Я в эМ Че эС и поступил… Смотрю, на пляже, зорко в даль, Как прежде установка в силе, Других мне женщин тоже жаль, Но как приказ – СПАСАЙ КРАСИВЫХ… ?Автор: Емеля
  • Духовная красота человека- единственно спасительная сила в этом жестоком мире!! ! Она ведь, красота, спасти хотела.. . Растоптана была, раздавлена людьми.. . И потому она так жалобно, печально пела.. . Кому-то лишь так просто, «влияя» на мозги.. . Ее «антихристом» и «зверем» обозвали.. . А также требовали «обратить» в чуму.. . «Аборт» в агониии ей гневно приписали.. . Но, кроткий ее стон похож лишь на мольбу.. . Она воинственна, когда задета правда.. . Толпой непонята, лишь теми, кто вдали.. . Хотя она проста, и всем сердечна рада.. . Ее ведь поняли настолько, как могли.. . Она страдала на кресте, распята.. . Но к милости взывая, лишь звала.. . Спасет нас красота, она ведь свята, не внешняя.. , та уж отцвела….
  • Фраза Достоевского звучит иначе: красотой спасется мир, он имел в виду красоту духовную не мирскую.
  • http://www.bigreferat.com/story-931668.html
  • ТАКОЙ ЦИТАТЫ У ДОСТОЕВСКОГО НЕТ. Вот несколько его важнейших фрагментов на эту тему: 1) «- Слушайте, раз навсегда, — не вытерпела Аглая, — если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что «мир спасет красота», то.. . я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но.. . предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза! » (том 8, стр. 436. «Идиот») 2) Епанчина о Настасье Филипповне (снова роман «Идиот»): «Такая красота — сила.. . с этакою красотой можно мир перевернуть! » (8, 69) 3) «Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут.. . Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды. Красота! ..Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк.. . Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей.. . Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется. а поле битвы — сердца людей» (14, 100. Митя — Алеше Карамазову) и 4) «Мир станет красота Христова» (11, 188) Для Достоевского спасительна не любая, а очень ясно, через Бога принимаемая красота.
  • «Красота спасет мир, если она Бог»
  • если красота добра (как- то так).
  • это вы специально — думаете все ринутся читать «Идиота»? а чем ответ Екатерины вас не устроил — куда уж глубже и полнее? :)))) «- Слушайте, раз навсегда, — не вытерпела Аглая, — если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что «мир спасет красота», то.. . я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но.. . предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза! » (том 8, стр. 436. «Идиот») по-моему — это был ЛО…
  • http://gazetalogos.narod.ru/9/9-8.html
  • Всё уже сказали выше…. До всеобщего спасения еще далеко, но это не значит, что не нужно стремиться сделать нашу жизнь красивой. Красота, как и жизнь, всеобъемлюща и многогранна…
  • Итак, писал Достоевский, «главная сущность вопроса: христианство спасёт мир и одно только может спасти… .Далее: христианство только в России есть, в форме православия… . Итак, Россия спасёт и обновит мир православием… . Если будет веровать » Наброски к роману «Бесы» , «Фантастическая страница» ( для 2-й и 3-й части) 23 июня 1870 год ( В этих набросках Достоевский развивает мысль о православии в чистом. неискажённом виде — в диалоге Князя (Ставрогина) и Шатова ) Главная мысль Князя, которою был поражён Шатов :дело не в промышленности, а в нравственном возрождении России. Нравственность и вера одно.. . ПРАВОСЛАВИЕ, СОХРАНИВШЕЕ ХРИСТИАНСТВО В ЕГО ЧИСТОМ, НЕИСКАЖЁННОМ ВИДЕ, «ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ РАЗРЕШЕНИЕ ВСЕХ ВОПРОСОВ, НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ» Это та «русская идея» нравственного возрождения и обновления человечества, которую Россия несёт миру . Если.. . народ не сумеет сохранить веру…. Россия ..начнёт разлагаться подобно Западу» «В этом всё, весь узел жизни для русского народа и всё его назначение впереди»
  • » Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме — то она и сидит для огромного большинства людей, —знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей! «
  • вообще-то это не его фраза….
  • Эту фразу Достоевский позаимствовал у философа Н. Лосского и за некоторое время до написания Идиота она появляется у него в записных книжкак (не помню, какого года) . А в самом романе он уже только развивает эту мысль.
  • - Удивительное лицо! — ответил князь, — и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. — Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!
  • «Красота спасёт мир! » «Можно построить красивое светлое здание, но всегда найдётся человек, который станет плевать в нём.. «(за точность не ручаюсь, но мысль такова )Ф. М. Достоевский) Вспомните слова Аглаи Епанчиной, когда она смотрит на портрет Настасьи Филипповны: «Такая красота – сила… с этакою красотой можно мир перевернуть! (Идиот»)
  • вообще то он говорил «мир спасется красотой»))
  • Александр, здравствуйте! Фразу о спасении мира красотой в романе «Идиот» (ч. 3, гл. V) произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота» ? Господа, — закричал он, громко всем, — князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир. Мне это Коля пересказал.. . Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином. Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему» . С какой, мягко говоря, иронией передают слова Мышкина.. . Ф. М. Достоевский был далек от одних лишь эстетических суждений — он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает Главному замыслу романа — создать образ «положительно прекрасного человека» . Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос» , тем самым себе напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота» , о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский) , — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека» . В школьные годы спорили с одноклассницей о том, кто прав — Достоевский с утверждением «красота спасет мир» или Рерих, говоря, что «сознание красоты спасет мир». Прошло много лет, а я и сейчас ответа в том споре не нашла.. . Еще раз скажу про Николая Лосского, на которого ссылается отвечавшая до меня девушка…. Лосский родился в 1870 году! Никак не мог Достоевский у него заимствовать какие-либо идеи… . А вот работа его «Бог и мировое зло» — уникальное по своей глубине исследование литературного и философского опыта Достоевского.



Следующий: