Как произошло имя старухи из русских сказок…

Как произошло имя старухи из русских сказок — баба Яга? Что означает слово «Яга»?

  • баба яга приходит ко мне во сне (серьёзно)
  • Баба-Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окружённой частоколом из человеческих костей. Часто в доме Бабы-Яги находится Кот, являющийся охранником и советчиком. Иногда эту функцию выполняет мышь.Основной способ передвижения — полёт (или поездка) в ступе, цитаты: «Баба-Яга, костяная нога в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» . Также, у Пушкина: «Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой»Баба-Яга — неоднозначный персонаж, чаще всего она отрицательная героиня, но иногда помогает (даже по доброй воле) положительным героям. Баба-Яга — обладательница огня (сказка «Василиса Прекрасная») , золотых яблок (сказка «Гуси-Лебеди» ) или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна») .В 2004 году «родиной Бабы-Яги» было объявлено село Кукобой в Ярославской области.Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга, — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по-мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа (см. демонология, народная демонология) , к которым принадлежит и Баба-Яга. Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации.Существует и иная трактовка. (см. [1]).Согласно ей, Баба-Яга — персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Дж. Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» (Н. Веселовский. «Мнимые каменные бабы» , Вестник АИ, Спб. , вып. 195): «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня» .Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб, 1857) есть подробное описание «яги» , которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля) .Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство) . В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Еще одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых.
  • Яга сокращенное имя. Полное Ядвига. Изначально древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций, детей. В период насаждения христианства превращена в злобного демона. Это одна из версий.
  • Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух-трех высоко спиленных пнях — чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах — ‘урах’. В них обычно находились куклы-иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для бабы Яги? Точнее, бабе-в-яге, поскольку ягой называется меховая ‘доха’.Н.А.Абрамов в ‘Очерках Березовского края’ (СПб, 1857) объясняет, что яга — ‘одежда наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных Неплюев, шерстью наружу. Некоторые под нее подкладывают беличий или песцовый мех, а иные фланель. Употребляется березовскими чиновниками и купцами в городе и особенно в дорогах. Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу; по красивости и редкости они ценятся до 150 рублей серебром. Ягушка — такая же яга, но с узким воротником, надеваемая березовскими женщинами в дороге.ДАЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЕЙ!
  • Точно знаю оно имя в смысле пришло от языческих сказаний, где Яга была богиней смерти и примерно костяная рука, нога и коса которой она на полях брани «косила» воинов.
  • тебе это для курсовой или…?
  • красавица
  • этот персонаж символизирует процесс инициализации древних славян. это полумертвая, уже разлагающаяся женщина (костяная нога). насколько я помню, баба — женское начало ( а вовсе не старость), а Яга этот что-то от язычества

Следующий: