Как мы изучаем реакцию нейтрализации

Вот гидроксид, вот кислота.
Ионы ставим на места.
Ведь там, где Н+ с ОН -, всегда
Нейтральная среда-вода
А катион и анион рождают соль –
таков ЗАКОН!

Элементарные сказки.

Одной из важных тем обучения химии в 8-м классе – изучение основных классов
неорганических соединение. От того, как обучающиеся ее поняли, во многом зависит
успешное усвоение темы “Электролитическая диссоциация”. Цель преподавателя
научить школьника умению строить логические связи, осмысленно двигаться по
генетической цепочке “ простое вещество – оксид – гидроксид – соль”. Опыт работы
показывает, что при знакомстве с классами неорганических соединений, центральное
место занимает реакция нейтрализации – солеобразования. Это обеспечивает
неформальный подход к составлению формул солей и обоснованию генетических
переходов от одного класса соединений к другому. Вначале обучающимся
предлагается составить схему, отражающую классификацию оксидов и их связь с
гидроксидами.

Затем школьникам предлагается схема-квадрат, который делится на четыре
сектора. В центре размещена формула соли. В нижних секторах записывают формулы
гидроксидов: сектор 3-основания, сектор 4-кислоты. В верхних секторах: 1-формулы
основных оксидов, 2-формулы кислотных оксидов.

С помощью такой схемы восьмиклассники приобретают навыки в написании не
только реакций нейтрализации, но и генетически связанных с ней реакций между
оксидами и гдроксидами, основными и кислотными оксидами.

Пример.

Получить сульфат натрия, исходя из соответствующих оксидов и
гидроксидов.

1) 2NaOH + H2SO4= Na2SO4
+ 2 H2O

2) Na2O + SO3 = Na2SO4

3) Na2O + H2SO4 = Na2SO4
+ H2O

4) 2NaOH + SO3= Na2SO4 + H2O

Использовать схему–квадрат можно и для выполнения самостоятельной работы.
Необычность такой работы вызывает интерес у восьмиклассников. Такая работа может
включать четыре или три квадрата с нарастающей степенью сложности.

Вариант 1.

Вариант 2.

Следующий: