Как делать анализ текста? План анализа 1. Род литературы…

как делать анализ текста?

  • План анализа 1. Род литературы 2. Жанр 3. Особенности жанра (например, если это роман, то он может быть приключенческий, семейная хроника, фантастический и т. д.) . Должно быть несколько характеристик. 4. Источники сюжета (взят сюжет из прошлого, а также творчество других писателей) . 5. Тема. 6. Идея. 7. Конфликт, особенности конфликта (если есть) . 8. Композиция. Если заполнить все пункты, то получится полный анализ.
  • План комплексного анализа текста (9—11 классы) 1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков. 2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился? ) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы. 3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному. ) 4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение. ) 5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.) ? 6. Какое настроение преобладает в тексте? 7. Определите тему текста. 8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор) . 9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста. 10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях) . 11. Как соотносятся начало и конец текста? 12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.) ? 13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора) . 14. Понаблюдайте над лексикой текста: Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов. Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор? Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов) . Чем они обусловлены? Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы. Найдите перифразы. С какими целями они использованы? К • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении. Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены? Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры). (9—11 КЛ. ) 1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков. 2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился? ) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы. 3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному. ) 4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение. ) 5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.) ? 6. Какое настроение преобладает в тексте? 7. Определите тему текста. 8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор) . 9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста. 10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях) . 11. Как соотносятся начало и конец текста? 12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смен
  • вечером в баночку а утром в лабораторию



Следующий: