Качественные реакции в органической и неорганической химии. 10-й класс

«Не в количестве знаний заключается
образование, а в полном понимании и искусном
применении всего того, что знаешь».

А. Дистерверг

Тип урока: обобщение и
систематизация знаний, повторение изученного
материала с использованием тестов для
подготовки к ЕГЭ.

Форма урока: проблемный химический
практикум: элементы качественные реакции,
индикаторы.

Межпредметные связи: биология,
обществознание.

Цели: отрабатывать умения, полученные
учащимися в 8, 9, 10 классах по определению ионов
химических веществ с помощью качественных
реакций.

Задачи:

  • Образовательные:
    • повторить понятия качественные реакции,
      индикаторы;
    • формировать умения учащихся применять знания,
      полученные на уроках в повседневной жизни; в
      продуктах питания.
  • Развивающие:
    • формировать у учащихся рациональные приемы
      мышления – анализ, сравнение.
  • Воспитательные:
    • прививать желание учиться активно;
    • научить самостоятельно, работать с тестами,
      чтобы успешно сдать экзамен в 11 классе.

Уметь: определять с помощью реактивов
примеси веществе

Компетентности: уметь отличать
натуральные продукты от подделки, применяемые в
быту.

Оборудование: компьютер, экран,
мед, карбонат кальция (мел), крахмал, 12 пробирок,
лимонная кислота, йодный спиртовой раствор,
нитрат серебра, раствор сульфата меди, раствор
сульфата железа (II), роданид аммония, лакмусовые
бумажки. Презентация к уроку (Приложение
1
) Учебник электронное издание
«Виртуальная лаборатория», технологические
карты для учащихся.

Технологическая карта учителя к теме
«Качественные реакции в органической и
неорганической химии». 10 класс


Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 мин. Организационный момент Приветствую учеников
Здравствуйте ребята. Садитесь.
Приветствуют учителя
4 мин. Мотивация.
Актуализация знаний (яркое пятно)
Создание проблемной ситуации

Постановка
учебной проблемы.

Инновационный способ решения проблемной
задачи.

Актуализация опорных знаний.

Знаете ли вы, что ресурсные возможности
нашего организма неограниченны, и мы можем
прожить не 50, 90 и даже не 100 лет, а намного больше!
На ваш взгляд. Что мешает нам продлить свою жизнь?
Да, действительно качество продукции влияет на
наше здоровье.

А как определить качество
продукции? Вот сегодня мы с помощью
химического практикума будем искать ответ на
данный вопрос.
Тема урока: «Идентификация неорганических и
органических соединений.»

Приложение 1. Слайд
1

План урока. Приложение 1.
Слайд 2

1. Лабораторные опыты
2. Экскурсия в виртуальную лабораторию.
3. Тест.
4. Экскурсия на рынок.
5. Подведение итогов урока.

Вопросы на повторение

Приложение 1. Слайды
5 ,6

1. Дайте определение «качественные реакции это
…»
2. Как называются реактивы с помощью, которых
можно определять вещества? – индикаторы.
3. А чем отличаются качественные реакции в
неорганической химии от качественных реакций
в органической химии?
4. С помощью, каких признаков мы можем
определить, что произошла химическая реакция?
Назовите: их 5.

Вредные привычки, гиподинамия,
экологические проблемы, стрессы, некачественные
продукты.

2 ученика работают у доски с уравнениями
реакций.

Реакции, с помощью которых распознают
определенные вещества, называют качественными.
В неорганичес-кой химии качественные реакции
проводят на определение ионов в водных
растворах, а в органической химии происходит
разрыв химических связей и присоединение
веществ индикаторов.

15 мин. Лабораторные опыты.

Исследовательский
метод.

Наглядный метод

Диск «Виртуальная лаборатория»

Итак, мы приступаем с вами к
проведению химического практикума. Приложение 1. Слайд 7
Перед вами лежит лист бумаги. Давайте его
рассмотрим. Учитель объясняет, как работать
с картой. Приложение 2

План
работы: Приложение 1.
Слайд 8

  1. Знакомитесь с опытом по карте.
  2. Проводите опыт. (сливаете растворы).
  3. Наблюдаете, что происходит.
  4. Записываете в карту в раздел: признаки
    химической реакции.
  5. Готовите сообщение для других учащихся,
    чтобы они записали ваше наблюдение в свою карту.

Показываю три опыта.
– качественная реакция на кратные связи
– реакция «серебряного зеркала»
– определение многоатомных спиртов.

Ученики выполняют свой опыт и делают
запись
Технологическая карта.

Записывают признак
реакции

Записывают результат в карту

4 мин Результат опытов
Повторяем.

Решение учебной проблемы

10 опытов Приложение
1
. Слайды 9, 10

1 опыт: определение
катиона водорода в водной среде
2 опыт: определение аниона гидроксогруппы в
водной среде
3 опыт: определение катиона меди (II)
4 опыт: определение катиона железа (II)
5 опыт: определение карбонат анион
6 опыт определение катиона бария
7 опыт определение крахмала
8 опыт: определение непредельных соединений
9 опыт : определение альдегидов
10 опыт: определение многоатомных спиртов
(глицерин)

– А теперь назовите признаки химических
реакций.

Делятся своими наблюдениями

Изменение цвета,
Выпадение осадка,
Выделение газа,
Запах,
Выделение света и тепла.

3 мин Тесты
(Рефлексия)
– Сейчас вы выполните тест для
закрепления полученных знаний. Ответ в слайде 14
Приложение 3

Вариант
1

Выполняют тест
Дают ответ
Фруктоза (другое название мед)
Оценивают себя.
1 Выводы

Доказательство и применение найденного
решения.

Выставление оценок. Подведение итогов работы

– Давайте подведем итог:

1. Как можно
определить качество продукции?
2. Какие признаки позволяют увидеть качественную
реакцию?
Вывод: вы научились проводить качественные
реакции. Материал, который мы рассмотрели,
поможет вам при подготовке к ЕГЭ справиться с
качественными задачами по определению
неорганических и органических веществ.
Качественный анализ веществ в химии- важная тема.
Знание данного вопроса помогает не только
химикам, но и биологам, экологам, фармацевтам,
эпидемиологам, работникам пищевой
промышленности. А вот как в жизни вы
можете, применить знания Я приглашаю вас на
рынок. Здесь я приобрела самый ценный и полезный
продукт мед, помогите мне определить среди
образцов качественный мед. (зачитываю заметку в
газете «Звезда»)
С помощью какого реактива вы определите
содержание крахмала в колбасе, кислом молоке?
Идем на рынок (виртуально) покупать мед. Проводим
исследования и записываем в памятку. Приложение
4

Еще раз вывод повторяю.
Оценки за тесты выставьте в дневник. Активно
работали на уроке: ________________________

С помощью качественных реакций.

Осадок,
газ, запах, цвет, выделение тепла и света.

Раствора йода, лакмусовой бумажки.

Выставляют оценки в дневник.

1 Домашнее задание Изучить практическую работу № 8. уч- к 10
класса. стр 293-294. Продолжите карту. Приложение 2. Если будут
затруднения, смотрите по учебнику
соответствующий параграф.
Провести дома практическую работу по
определению меда.
Записывают в дневники.
30 Благодарю учащихся за урок.

Используемая литература к уроку:

  1. О.С Габриелян. Учебник «Химия 8», М, «Дрофа»
    2006 год стр 179-180.
  2. О.С Габриелян учебник «Химия 9». М, «Дрофа»
    2006 год стр.125.
  3. О.С Габриелян учебник «Химия 10» М, «Дрофа»
    2006 год § 12, 17, 19.
  4. диск «Виртуальная лаборатория».

Следующий: