К вопросу культуры здоровья учащихся средних школ. Программа проведения уроков ОБЖ

Говоря о здоровьесберегающей педагогике,
в центре которой здоровье каждого
школьника представлена как высшая ценность,
мы говорим, прежде всего, о создании
комфортной среды для ученика, в которой он
может реализовывать все свои возможности, а
именно: сохранять свое здоровье, развивать
индивидуальные способности, склонности,
интеллект, самостоятельность, а также
умение осуществлять управление и контроль
над собственной здоровьесберегающей
деятельностью.

И это тем более актуально для вечерней
школы, где организация воспитательной
работы имеет гораздо большее значение, чем
в дневных общеобразовательных школах.
Замкнутость социального пространства,
ограниченность социокультурной
инфраструктуры создают определенные
трудности в организации образовательной и
воспитательной работы в вечерней школе.
Именно школа зачастую становится основным
очагом культуры. Поэтому на нее возлагается
особая миссия на усиление педагогического
влияния на систему отношений в социуме и
целенаправленное регулирование не только
воспитательного процесса в школе, но и на
привлечение учащихся к активному участию в
решении общих проблем культуры и здоровья.

В связи с этим было разработаны классные
часы.

Тематика включает в себя:

8– й класс .

Беседа » Твой режим дня».

Воспитание
самодисциплины при выполнении режима дня.
Как составить режим дня, для чего он нужен, в
чем его полезность для здоровья человека.

Беседа «Закаляй свой организм».

Какие
виды закаливания существуют, влияние
закаливания на повышение устойчивости
организма к инфекционным заболеваниям.
Когда полезно закаливаться, а когда – нет.

9 – й класс

Классный час «Каков он, русский
богатырь?»

Какими качествами обладали
богатыри на Руси, за что их прославляли и
воспевали в древних сказаниях. Как в наше
время можно стать богатырем и какими
качествами для этого надо обладать.

10 – й класс

Классный час «Чистота залог здоровья».

Уход за телом, умывание, мытье рук, уход за
волосами. Требования к одежде. Гигиена
одежды, обуви, уход за ним.

Час общения «Могу ли я стать
Шварценеггером?»

Роль спорта в жизни
человека. Какие виды спорта существуют.
Какие спортивные секции работают в городе.
Ребята могут поделиться своими знаниями о
том или ином виде спорта.

11 – й класс

Час общения » Влияние курения на
организм»

Почему люди курят, как влияет
никотин на здоровье человека. Как можно
противостоять этой злостной привычке?

Встреча с интересными людьми «Выдающиеся
спортсмены города»

«Пагубная привычка – алкоголизм».

История
возникновения данного порока, как с этим
боролись в древней Руси, к чему ведет
чрезмерное употребление алкоголя, как
нужно вести себя, если предлагают выпить, и
что делать, если в семье пьют

«Наркомания – знак беды».

Влияние
наркотиков. Куда можно обратиться за
квалифицированной помощью и как достойно
можно отказаться от предлагаемых
наркотиков в компании.

12 – й класс

«О половом воспитании»

. Желательна
раздельная встреча специалиста с юношами и
девушками по проблемам полового развития.
Особенности пола. Половые отношения.
Заболевания, передаваемые половым путем.

«Здоровый образ жизни – здоровое
потомство».

Почему у здоровых
родителей рождаются больные дети. Влияние
курения, алкоголя, наркотиков на здоровье
будущих детей и о формировании и развитие
ребенка.

В школе реализуется и обучение здоровью в
рамках разработанной образовательной
программы «Культура здоровья».
Программа включает в себя 34 часа для 8-9
классов, 34 часа для 10-12 классов .
Предусмотренный в сетке часов объем
учебного времени на изучение разделов
носит примерный характер. Он зависит от
состава класса, учебной дневной нагрузки.
Учитель по необходимости меняет объем
учебного времени.

На основе комплексной перспективной
программы школы составляются авторские
программы по сохранению и укреплению
здоровья детей (Приложение 1.).

Если содержательный компонент
рассматриваемой системы формирования
культуры здоровья у школьников отражает
смысл, вкладываемый как в общую, так и в
каждую конкретную задачу, то
деятельностный – организацию и управление
этим процессом. Поэтому этот компонент мы
назвали организационно-управленческим.

Реализация вышеназванных целей и задач в
школе связана с отсутствием воздействия
неблагоприятных для здоровья факторов:
экологических, антропогенных и техногенных.
Город Альметьевск находится на юго-востоке
Татарстана. Хотя эта территория в
республике определяется как экологически
неблагополучный регион, наш городок во всех
отношениях является «островком здоровья».

Экологическому благополучию
способствуют следующие факторы:

  1. воздух обогащен кислородом,
  2. нет застоя воздуха, так как часто дуют
    ветра,
  3. водоснабжение обеспечивается из р.Кама
    по водопроводу.

В целях достижения максимальной чистоты и
соответствия требованиям СанПину 2.1.4.1074 – 01
и госстандартам в городе действует
программа «Чистая вода».
Осуществляется работа по этому вопросу
многими организациями

  1. отделом охраны окружающей среды.
  2. «Водоподъемными сооружениями»
  3. очистным, экологическим добровольным
    обществом «Возрождение»

В рамках этой программы проводятся
следующие работы:

  1. очистка и хлорирование Камской воды,
  2. поиск новых источников питьевой воды (Камская
    вода для питьевых целей по сезонам
    некоторыми параметрами не соответствует
    стандартам и поэтому для ликвидации
    этого недостатка построены колонки для
    родниковой и артезианской воды),
  3. контроль за химическим составом вод
    родников в целях предотвращения
    засоления,
  4. очистка и благоустройство территорий
    родников ;
  5. расширение и усовершенствование
    очистных сооружений;
  6. завершение реконструкции котельной,
    замена реагентов для горячей воды на
    более безопасные.

Следующим шагом к улучшению
водоснабжения было принятие решения об
обеспечении школ, детских садов и больницы
фильтрами, которые устанавливаются на
подводящих трубах и горячей воды. На
предприятиях устанавливают фильтры,
которые очищают воду от механических
примесей.

В рамках института проводятся следующие
мероприятия:

  1. в осенне-весеннее время на субботниках
    производим очистку родников и их
    территорий,
  2. в целях обеспечения качественной
    питьевой воды принято решение
    администрации совместно с профкомом «Об
    обеспечении кипяченой питьевой воды».
  3. проводятся беседы на классных часах по
    темам: «О пользе воды», «Правильное
    использование хлорированной воды», «Витамины
    и здоровье» и т.д.
  4. на факультативах по экологии учащиеся
    проводили исследования водопроводной
    воды, на качество воды и на
    количественное присутствие примесей в
    воде и пришли к выводу:
  5. примеси в воде увеличиваются во время
    весеннего половодья,
  6. имеет место слабощелочной характер воды,
  7. родниковая вода из колонок и на роднике
    имеет жесткость, что указывает на
    присутствие в нашей местности кальций
    содержащих пород,
  8. химико-аналитический анализ данных
    лаборатории ЦНИПРа и данных лаборатории
    института показывают соответствие
    потребляемой воды требованиям Госта и
    СанПина.

Аэроклиматические условия также
содействуют решению поставленных целевых
установок.

Воздушная среда в вузе не носит
патогенный характер. Главным условием,
которое способствует снижению уровня
патогенности воздушной среды, является
частое проветривание учебных классов,
проведение влажной уборки, использование
для мытья пола жидкостей, с
хлоросодержащимися веществами. Уровень
максимального потребления кислорода (МПК)
уучащихся составляет в среднем 2,3 л/мин, при
этом через легкие должно пройти 46 л воздуха.
Школьникам было предложено провести
исследование, в котором они должны были
рассчитать интервал времени, через которое
обязательно нужно проветривать учебное
помещение. По результатам вычислений
учащиеся сделали выводы, что в больших
классах, обязательно нужно проветривать
помещение каждый урок, в классах, где
учеников меньше такое проветривание
необходимо через каждые два занятия. Таким
образом, учащиеся смогли оценить значение
проветривания помещения и самостоятельно
сделали выводы о роли кислорода в
жизнедеятельности человека, его общего
состояния и работоспособности. Они дали
свои рекомендации по данному вопросу. Все
это приняли во внимание, и учебные
аудитории проветриваются на переменах
соответственно через 2-3 занятия, а также
утром до и после занятий. Проводятся
влажные ежедневные уборки классов , а в
коридоре влажные уборки делаются 2 раза в
день. Генеральные уборки делают 1 раз в
месяц. Проделана большая работа по
озеленению.



В связи с тем, что здоровьесберегающая
деятельность строится на трех уровнях –
макро-, мезо-, микроуровни – технологию
работы как систему необходимо
рассматривать на каждом из них. На
макроуровне это формирование и реализация
стратегии содействия здоровью
подрастающего поколения с целью
обеспечения социально здоровой среды их
жизнеобитания и жизнедеятельности,
создание системы поддержки
здоровьесберегающей деятельности в
условиях района, других учебных учреждений
и общественности района. На мезоуровне –
здоровьесберегающая деятельность
конкретных служб, учреждений и организаций
охраны здоровья – ДЮСШ, Спортивно-оздоровительного
комплекса, Ледового дворца, Лыжной базы,
входящих в структуру здоровьесберегающего
пространства школы. На микроуровне это
целостное взаимодействие учащихся, членов
его семьи, преподавателей и специалистов
отдельных служб, реализация индивидуальной
технологии формирования потребности в
здоровом образе жизни, привития навыков
рационального сочетания умственного и
физического труда, умения беречь свое
здоровье, то есть осуществление конкретных
направлений деятельности, цель которых –
реализация внутреннего
здоровьсберегающего потенциала семьи .

Выбирая приоритетные формы и виды
здоровьесберегающей деятельности, мы
определили следующие 4 блока приоритетных
направлений здоровьесберегающей
деятельности:

1 БЛОК. Медицинский контроль в школе.

  • Введение и заполнение паспорта здоровья.
  • Проведение целевых медосмотров.
  • Профилактические и лечебные мероприятия
    в школе:
    • оздоровительные мероприятия
    • спортивные лагеря для детей группы
      риска
    • уроки гигиены.

    2 БЛОК. Обеспечение активного
    двигательного режима школьников.

    1. Динамические паузы во время урока.

    2. Спортивно-массовая работа в школе:

    • активизация работы спортивных секций,
      занятие в Ледовом дворце и
      спорткомплексе,
    • индивидуальные занятия по физическому
      воспитанию детей,
    • обучение подвижным играм,
    • дополнительное образование по
      хореографии.
    1. Обеспечение активного движения
      школьников для нормативного развития
      детей и профилактика умственного
      утомления

    • организация оздоровительного часа,
    • проведение уроков физкультуры и
      динамических перемен на свежем воздухе,
    • проведение дня здоровья,
    • организация экскурсий,
    • проведение ароматерапии,
    • проведение дыхательных упражнений.

    3 БЛОК. Профилактика стрессов и неврозов.

    1. Составление школьного расписания в
      соответствии с санитарными нормами.
      Индивидуализация учебных программ в
      соответствии с уровнем здоровья.

    2. Разработка блочно-модульного обучения
      на уроках физики, русского языка, химии.
    3. Разработка лекций для родителей:
    • определение невроза детей,
    • организация режима ребенка,
    • причины возникновения стрессов,
    • индивидуальные консультации по
      вопросам психологии детского организма.
    1. Обеспечение условий для учащихся:
    • взаимодействие с учителями,
      сверстниками, а также поведение на
      экзаменах и во время контрольных работ.

    4 БЛОК. Здоровый образ жизни.

  • Проведение в школе спортивных
    мероприятий, праздников спорта и здоровья.
  • Поощрение спортсменов.
  • 5. Введение новой системы кружков «Домашний
    доктор» (8 кл), направленных на
    оздоровление детей:

    1. Реализация программы полового
      воспитания:
    • цикл бесед и консультаций для родителей:
    • тенденция изменения социального
      статуса семьи,
    • современные методы контрацепции,
    • как помочь при отравлении лекарствами,
    • «Я выбираю здоровье»,
    • как человек заражается ВИЧ – инфекцией
      и ЗППП,
    • поведение, предупреждающее риск
      заражения ВИЧ/ЗППП,
    • профилактика ранней половой жизни,
      беременность в юном возрасте.
    1. Цикл бесед и консультаций для уч-ся:
    • гигиена девочки, гигиена мальчика,
    • особенности мужского и женского
      организма,
    • беседа по личной гигиене,
    • безопасный секс,
    • безопасные методы контрацепции,
    • беременность в юном возрасте (с кем
      можно проконсультироваться в такой
      ситуации),
    • уроки здоровья «Помоги себе сам».
    1. Организация школьных дней здоровья для
      учителей, учеников, родителей.

    Формы и методы реализации этого
    компонента мы объединили в 4 группы: «Человек
    – природа», «Человек – общество»,
    «Человек – культура», «Человек –
    человек».

    Человек – природа. Одним из этапов
    воспитания культуры здоровья в нашей школе,
    является декада недели здоровья: это серии
    тематических экскурсий, наблюдение в
    природе по темам: «Природа и я», «Путь
    к здоровью через природу». При кружке «Юный
    натуралист» работает устный лекторий «Гигиена
    и здоровье». Проводятся классные часы «Азбука
    здорового образа жизни». Все мероприятия
    направлены на нравственное воспитание
    детей под девизом: «Будь скромным и
    соблюдай законы природы».

    Человек – общество.

    На уроках истории и
    обществознания уделяется большое внимание
    сущности коллектива, его особенности и
    функции. Соблюдение норм, утвердившихся в
    обществе – одна из самых актуальных
    проблем общего воспитания. Гармоническое
    воспитание – это одновременно воспитание
    дисциплины ответственности перед
    обществом, перед собственной совестью.
    Основа моральной воспитанности состоит в
    том, чтобы человек готов был делать добро
    для всех людей по велению собственной
    совести.

    Человек – культура. Духовная культура
    человека будет неполной, если он не
    обладает знаниями, которые являются
    основой моральной культуры. С помощью бесед,
    устных журналов, конференций мы формируем у
    учащихся осознание того, что культура
    человека с необходимостью включает в себя
    здоровый образ жизни. Более того, здоровым
    быть сегодня модно.

    Человек – человек. В школе проводятся
    беседы, суть их – пробуждение чувств
    гражданственности. Человек, который не
    знает границ своим желаниям и не умеет
    соотносить их с интересами других людей,
    никогда не станет хорошим гражданином.

    При оценке готовности к здоровому образу
    жизни очень важно оценить своё намерение
    или цель вести здоровый образ жизни.
    Поэтому на классных часах учителя уделяют
    особое внимание данной теме и развивают её
    на своих уроках .




    Следующий: