Изучение влияния условий на скорость химических реакций


Цели:

  • Определить понятие скорости химической
    реакции.
  • Изучить факторы, влияющие на скорость
    химической реакции.

Задачи:

  • обучающие: Научить учащихся работать с
    основным понятийным аппаратом, схемами,
    карточками, решать расчетные задачи.
  • развивающие: Способствовать развитию речи,
    овладеть основными способами мыслительной
    деятельности, умением работать в команде,
    развить познавательный интерес к предмету,
    формированию самостоятельной деятельности
    учащихся.
  • воспитательные: Воспитать нравственные и
    эстетические качества учащихся, правильное
    отношение к мнению одноклассников.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: математика,
физика.



Ход урока

Оргмомент. (мотивация и целеполагание)

Объявление темы урока. Учащиеся должны назвать
цель.

Изучение нового материала.

Раздел химии, изучающий скорость химической
реакции и механизмы их протекания, называются
химической кинетикой. Одним из основных в этом
разделе является скорость химической реакции. В
повседневной жизни, вы часто сталкиваетесь с
химическими реакциями, протекающими с
различными скоростями. Приведите примеры таких
реакций:

Например:

  • горение спички – быстро.
  • золото + вода – очень медленно.
  • ржавление – медленно.

Опыт:

  • HCl + CaCO3 —> ?
  • HCl + Fe —> ?

Т.е., одни реакции протекают практически
мгновенно, другие в течение тысячелетий.

  • Что собой представляет скорость механического
    движения (Это длина пути, проделанная физическим
    телом за единицу времени)
  • А если прокручивать кинопленку через
    киноаппарат с определенной скоростью – 24 кадра в
    секунду. Что изменится во времени? (Число кадров)

Таким образом, можно сказать, что скорость
какого – либо процесса – это изменение какой –
либо физической величины за единицу времени.

  • А какая величина будет изменяться при
    химической реакции? (Скорость столкновение
    частиц)

Вывод: Скорость химической реакции –
это отношение изменения концентрации вещества в
единицу времени.



< Рисунок 1>


Скорость хим. реакции обозначается v
определяется

v = =

где C2 – концентрация вещества в
момент времени t1, C2 – t2
выражается моль л * с



? А как изменяется скорость реакции в ходе
химической реакции? Увеличивается или
уменьшается? (голосование: сигнальные значки)

Для того, чтобы это установить рассчитаем как
изменится скорость химической реакции,
протекающей в соответствии с уравнением:

C2 H5 OH + HCl — > C2 H5 Cl + H2
O


t, с 0 72 144 288 576
С, моль/л 1,65 1,48 1,33 1,12 1,00

Учащиеся считают скорость реакции в
промежутках по группам. Данные записывают на
доске.

  • v 1 = 0,0024
  • v 2 = 0,0020
  • v 3 = 0,0014
  • v 4 = 0,0004

По полученным данным строим график.

< Рисунок 2>


t, с 0 72 144 288 576
С, моль/л 1,65 1,48 1,33 1,12 1,00

Вывод: Скорость химической реакции
с течением времени уменьшается!

Факторы, влияющие на скорость химической
реакции.

1. Концентрация реагирующих веществ: чем выше
концентрация реагирующих веществ, тем больше
число столкновений между частицами, что приводит
к увеличению скорости реакции. Количественно
зависимость от концентрации реагентов
выражается законом действующих масс. (Доклад об
открытии закона)

аА + бБ —> сС + dD

V= kCаА * CаВ, где А и В -
газы или жидкости, k – константа скорости
реакции.

2. Природа реагирующих веществ: чем больше
поверхность соприкосновения реагирующих
веществ, тем быстрее протекает реакция.

Например: СаСО3 твердый и СаСО3 порошок
+ НCl

3. Влияние температуры описывается
правилом Вант-Гоффа (доклад):
при повышении
температуры на 10°С, скорость реакции
увеличивается в 2-4 раза.

v 2 = v 1 * , где — температурный коэффициент

4. Катализаторы — вещества, изменяющие
скорость химической реакции, но сами при этом не
расходуются.

Итог: основные выводы урока:

  • Скорость химической реакции.
  • Факторы, влияющие на скорость химической
    реакции.

Д/з: Подготовка к практической работе.




Следующий: