Изучение видовой структуры биоценоза


Предмет: биология, экология.

Тип урока: урок-экскурсия.

Время проведения: сентябрь или май.

Цель урока: изучить видовую структуру биоценоза.

Задачи урока:

  1. Развить знания учащихся о биоценозах.
  2. Оценить таксономический состав по видовому разнообразию, по видовому богатству, по количеству доминант.
  3. Закрепить знания о видовом разнообразии в биоценозе.
  4. Продолжать формировать знания о роли живых организмов в поддержании стабильности и устойчивости биоценоза, научится применять их практически.
  5. Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, прививать коммуникативные навыки.

Оборудование: карандаш, рулетка, полиэтиленовые пакеты, копалка.

Краткий план занятия.

  1. Организационный момент. Актуализация знаний и постановка целей экскурсии.
  2. Экскурсия.
  3. Самостоятельная работа учащихся, оформление отчета (вне урока).

Ход экскурсии

1. Организационный момент. Пояснение цели урока, его место в изучаемой теме, особенности проведения. Актуализация знаний, основных терминов и понятий, связанных с темой урока: вид, видовое богатство, доминирующие виды, биоценоз, ярусность, деревья, кустарники, травы, биотоп.

Разные типы биоценозов характеризуются определенным соотношением экологических групп организмов, которое выражает экологическую структуру сообщества. Биоценозы со сходной экологической структурой могут иметь разный видовой состав.

Различают понятия «видовое богатство» и «видовое разнообразие» биоценозов. Видовое богатство – это общий набор видов сообщества, который выражается списками представителей разных групп организмов. Видовое разнообразие – это показатель, отражающий не только качественный состав биоценоза, но и количественные взаимоотношения видов.

Различают бедные и богатые видами биоценозы. Видовой состав биоценозов, кроме того, зависит от длительности их существования, истории каждого биоценоза. Молодые, только формирующиеся сообщества обычно включают меньший набор видов, чем давно сложившиеся, зрелые. Биоценозы, созданные человеком, также беднее видами, чем сходные с ними природные системы. Однообразие и видовую бедность агроценозов человек поддерживает специальной сложной системой агротехнических мер – достаточно вспомнить борьбу с сорняками и вредителями растений.

Виды, преобладающие по численности, являются доминантами сообщества. Доминанты господствуют в сообществе и составляют «видовое ядро» любого биоценоза.

  1. Разбить учащихся на пять групп (каждая группа описывает свой биотоп).
  2. Выбрать 5 схожих биотопов в парке.
  3. Измерить площади каждого биотопа.
  4. Провести геоботаническое описание по 3-м ярусам растительности.

Самостоятельная работа учащихся по обработке данных и оформлению.

  1. Определение доли видов (в %) в биотопе.
  2. Составление сводной таблицы (общее видовое богатство).
  3. Нахождение доминирующих видов и построение диаграмм.
  4. Результаты и выводы.

Оформление результатов.

(Выполняется учащимися)

Название вида

Березняк (%)

Заболоченный березняк (%)

Луг разнотравный (%)

Зарастающая опушка (%)

Зарастающий пруд (%)

Среднее значение (%)

1 ярус

Береза

9

0,04

-

-

-

1,8

Вяз

3

-

-

-

-

0,6

Дуб

-

0,08

-

-

-

0,02

Осина

-

-

-

1

-

0,2

2 ярус

Клен

74

0,02

-

-

-

14,8

Рябина

-

0,04

-

-

-

0,008

Черемуха

-

0,02

-

-

-

0,004

Крушина ломкая

-

0,2

-

-

-

0,04

Крыжовник

-

0,02

-

-

-

0,004

Малина

-

0,08

-

15

-

3

Ива плакучая

-

-

-

-

0,5

0,1

3 ярус

Кочедыжник женский

3

3

-

-

-

1,2

Ландыш

5

2

-

-

-

1,4

Кислица

2

-

-

-

-

0,4

Майник двулистный

1

-

-

-

-

0,2

Живучка ползучая

2

-

-

-

-

0,4

Гравилат городской

1



0,5

-

2

-

0,7

Хвощ лесной

-

35

-

-

-

7

Вероника дубравная

-

5

1

-

-

1,2

Бородавничик постенный

-

2

-

-

-

0,4

Вербенник обыкновенный

-

2

-

-

-

0,4

Костяника каменная

-

40

-

-

-

8

Злаки

-

10

8



4

-

4,4

Клевер луговой

-

-

45

-

-

9

Клевер ползучий

-

-

40

1

-

8,2

Манжетка

-

-

2

-

-

0,4



Одуванчик

-

-

2

1

-

0,6

Подорожник

-

-

1

3

-

0,8

Купырь лесной

-

-

0,3

-

-

0,06

Горошек мышиный

-

-

0,7

-

-

0,1

Сныть

-

-

-

66

-

13,2

Лютик ползучий

-

-

-

3

1

0,8

Крапива двудомная

-

-

-

1

-

0,2

Будра плющевидная

-

-

-

3

-

0,6

Рогоз

-

-

-

-

40

8

Рдест

-

-

-

-

33

6,6

Осока

-

-

-

-

20

4

Зюзник европейский

-

-

-

-

4,5

0,9

Мята перечная

-

-

-

-

1

0,2

Видовое богатство

9

17

9

11

7

Количество доминант

1 (моно-)

3 (олиго-)

2 (олиго-)

2 (олиго-)

3 (олиго-)

Рисунок 1

Выводы:

  1. По видовому разнообразию наиболее богат биотоп зарастающего пруда.
  2. По видовому богатству — биотоп заболоченного березняка.
  3. По количеству доминант — биотопы заболоченного березняка и зарастающего пруда.



Следующий: