Изучение темы Основания с использованием информационных технологий

Цель: Познакомить учащихся с классом неорганических соединений – основаниями. Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

1. Организация класса.

Приветствие.

Я предлагаю наш урок провести по следующему плану (зачитываю план урока со слайда) Слайд 1 «План урока»

Раздаю вам листы самооценки. (приложение 1). По ходу урока вы напротив соответствующего пункта ставите + или -, в зависимости ответили на вопрос или нет. Если к концу урока у вас будет 5-6 плюсов – оценка за урок «5», 3-4 плюса – оценка «4».

2. Актуализация знаний

Материал прошлого урока мы проверим с помощью « мгновенной лотереи» (приложение 2). Вы вытягиваете билет с формулой оксида и даете моментальный ответ. Если затрудняетесь ответить, то возможность ответа переходит другому. А вы в пункте «Мгновенная лотерея», на листе самооценки ставите «минус» (-).

3. Изучение нового материала

У вас на партах лежат схемы опорного конспекта (приложение 3). Подпишите их. По ходу урока вы будете их заполнять, выполнять задания и к концу урока у вас будет конспект к теме «Основания», который вы вложите себе в тетрадку.

На прошлом уроке мы изучили оксиды и теперь знаем, что они состоят из двух элементов, но существуют более сложные вещества, состоящие из трех элементов – это основания. Слайд «Определение»

Давайте прочитаем, какие вещества называются основаниями, и рассмотрим примеры. Определение запишите в конспект.

Слайд «Состав оснований»

А сейчас рассмотрим, из чего состоят основания. Из схемы на слайде видим, что основания состоят из металлов 1,2 или 3-ей групп и групп ОН. В конспекте допишите схему «состав оснований» и выполните задание №1 «В приведенных формулах допишите необходимое количество гидроксогрупп». Правильность выполнения этого задания проверяем на доске.

Ответьте на вопрос №1 «От чего зависит число гидроксогрупп в основании?»

Слайд «Номенклатура оснований» смотрим на слайд и проговариваем названия оснований, приведенных на слайде.

Вывод о том, как даются названия основаниям, записываем в задании №2 в своих конспектах. Ответ проверяем по слайду.

Слайд «Растворимость оснований» Растворимые – это основания состоящие из металлов 1-й и 2-й групп главных подгрупп. Их называют «щелочи». Нерастворимые – это основания всех остальных металлов. Растворимость оснований вы можете посмотреть по таблице растворимости, которая есть в учебнике, а также в кабинете химии.

Сейчас посмотрим демонстрационный опыт «растворимость оснований» и сравним с таблицей «растворимости».

Выполните в конспектах задание №3

Слайд «Отдельные представители» Сейчас разделимся на три группы, номер группы соответствует номеру варианта, который вы подписываете в своих конспектах. (Состав групп я зачитываю, стараюсь составить их так, чтобы входили как сильные, так и слабые ученики.) Каждая группа готовит сообщение об основании из учебника на с.69, записывая главное в конспект. На это задание отводится времени 5-7 минут, группой выбирается отвечающий.

  • 1 группа об NaOH – 1 вариант
  • 2 группа об КОН – 2 вариант
  • 3 группа об Са(ОН)2 – 3 вариант

После прослушивания всех сообщений, делаем вывод о том, что общего у изученных оснований. Для этого выполняем задание №4 в опорных конспектах, проговаривая каждый пункт и сравнивая с ответами на слайду «Что общего?»

Слайд «Индикаторы»

Демонстрационный опыт « Изменение окраски индикаторов: фенолфталеина, лакмуса и метилового оранжевого в разных средах». Из опыта мы видим, что фенолфталеин в щелочной среде – малиновый, лакмус- синий, а метиловый оранжевый – желтый.

Слайд «Исследовательская работа» На ваших партах стоят штативы с двумя пробирками под номерами №1 и №2. На каждой парте свой индикатор. Капнув в обе пробирки, вы должны узнать в какой из них находится щелочь. Получившийся цвет сравните с таблицей растворимости и запишите в конспект, задание №5. В этом задании надо зарисовать пробирки №1 и №2 с полученным окрашиванием и сделать о том, в какой пробирке находится щелочь.

Задание №6 Дать определение качественным реакциям.

4. Заключение

Для закрепления знаний полученных сегодня на уроке проведем графический диктант (приложение 4) по вариантам. Диктант состоит из 6 утверждений об изученных основаниях (NaOH, KOH, Ca(OH)2.

  1. Это вещество белого цвета
  2. Это основание малорастворимое в воде
  3. В состав этого основания входит металл с порядковым номером 19
  4. Это твердое вещество
  5. В состав этого основания входит одна группа –ОН
  6. При растворении в воде образуется щелочная среда

Собираю листы самооценки и листы с графическим диктантом.

5. Домашнее задание Слайд «Домашнее задание»

$ 19 Составить задание «Третий лишний» из пяти вопросов по изученным основаниям. Слайд «Рефлексия» Провожу рефлексию.

Презентация.

Приложения 1-4.

Следующий: