Изомеры. Изомерия и ее виды. 10-й класс

Цели:

Дидактические:

  • Дать понятие об изомерах, изомерии и её видах.
  • Научиться по формулам веществ находить изомеры.
  • Выявить существенные признаки изомерии:
    одинаковый качественный состав, одинаковый
    количественный состав, различное химическое
    строение, различные свойства вещества.

Развивающие:

  • Развивать умение учащихся вести поиск, находить
    и выделять главное, обобщать, сравнивать, делать
    выводы.
  • Развивать у учащихся внимание, память и
    мышление в конкретизации химических понятий.

Воспитательные:

  • Формировать у учащихся представления о
    материальности мира, т.е. убедить их в том, что
    природа из небольшого набора атомов создаёт
    множество веществ в результате перестановки
    атомов.

Оборудование:

  • Пары слов на доске: колба – бокал, сокол – колос,
    мода – дома.
  • На доске записаны формулы веществ:

  • Приложение 1. “Температуры кипения и
    плавления некоторых органических веществ”.
  • Приложение 2. “Названия и число изомеров
    некоторых углеводородов”.
  • Приложение 3. Задание, которое записано на доске.
  • Приложения 5, 6, 7 – дифференцированные программы
    “Проверь себя”.
    Приложение 5. Программа С (синие карточки)
    Задание: выберите формулы изомеров состава С5Н10
    Приложение 6. Программа В (зеленые карточки)
    Задание: Ниже изображены 3 группы изомеров (по 2
    вещества), найдите их.
    Приложение 7. Программа А (красные карточки)
    Задание: Составьте структурные формулы изомеров,
    имеющих состав С6Н14 (подсказка – 5
    изомеров ).
  • Приложение 8. Контрольный тест
    Задание: Отберите признаки, которые характерны
    для изомерии и расположите их в логической
    последовательности.

Этапы и ход урока:

1 этап – подготовительный

1. Актуализация знаний учащихся, повторение
опорных понятий.

Учитель: фронтальная беседа с классом

– Что такое органические вещества?
– Сколько органических веществ насчитывается в
настоящее время?
– Какую валентность проявляет углерод в
органических соединениях?
– Какие молекулы может образовывать углерод?

2. Сообщение и запись темы и целей урока.

2 этап – главная часть урока

1. Осмысление содержания и
последовательности теоретических знаний.

Слово учителя:

– Ребята, посмотрите на доске записаны пары
слов: колба– бокал, сокол– колос, мода – дома.
– Скажите, пожалуйста, чем слова, записанные на
доске по парам, сходны между собой? (состоят из
одинаковых букв).
– А чем они отличаются друг от друга? (порядком
расположения букв, обозначают разные предметы).
– А теперь посмотрите на формулы веществ,
записанные на доске. – смотри Приложение (п. 2 )
– Сколько здесь изображено химических формул?
– Из атомов каких химических элементов состоят
эти вещества?
– Следовательно, что вы можете сказать о
качественном составе этих веществ?
– Сколько атомов углерода и водорода входит в
состав каждого из этих веществ?
– Следовательно, каков их количественный состав?
(количественный состав одинаков).
– А какое строение имеют эти вещества? (а –
неразветвленное, б и в – разветвленное).
– Следовательно, что можно сказать о химическом
строении этих веществ? (химическое строение
веществ различно).
– А давайте дадим названия этим веществам.
– Что вы можете сказать о названиях этих веществ?
– А какими же физическими свойствами обладают
эти вещества?



Работа с Приложением 1

– Следовательно, что можно сказать о
физических свойствах этих веществ? (физические
свойства веществ различны).
– А как вы думаете, ребята, каковы будут
химические свойства этих веществ? (химические
свойства веществ различны).
– Итак, какую же закономерность мы увидели?
Давайте попробуем дать определение этой
закономерности.

Запись определения веществ-изомеров в
тетрадях.

– Следовательно, вещества, формулы которых
записаны на доске являются …….. изомерами.
– А как называется это явление? Давайте
посмотрим, что об этом говорит учебник.

Работа с учебником

Задание:

1. Найдите в тексте учебника, как называется это
явление?
2. Прочитайте определение вслух.
3. Запишите данное определение в тетради.

2.Самостоятельное выполнение заданий под
контролем и с помощью учителя.

Учитель:

Ребята, изомерия – это явление,
характерное для многих органических веществ и
убедиться в этом можно, поработав со справочными
материалами, которые находятся у вас на столах.

Работа с Приложением 2

– Все вещества, формулы которых помещены в
таблице, к какому классу органических веществ
относятся?
– Какое из веществ имеет наибольшее число
изомеров?
– А как вы думаете, от чего зависит число
изомеров?
– Следовательно, какая закономерность,
характерная для изомерии, здесь проявляется? (чем
больше атомов углерода в веществе, тем больше у
него изомеров).

Выполнение задания. Смотри Приложение
3

Задание: Найдите из предложенных
формул изомеры. Какую молекулярную формулу они
имеют?

– Итак, какие же виды изомерии органических
веществ существуют?

Составление схемы “Дерево изомерии”.

3. Обобщение и систематизация учащимися
результатов работы.

Учитель: Как вы думаете, ребята, какое
же значение имеет изомерия?

– Сколько органических веществ известно в
настоящее время?


3 этап – заключительный

1. Работа и отчет учащихся по
дифференцированным заданиям.

Смотри Приложение 5, Приложение 6, Приложение
7
– дифференцированные программы “Проверь
себя”.

2. Подведение учителем и учащимися итогов
работы на уроке.

Фронтальная беседа по основным понятиям темы
“Изомерия”.
Выполнение учащимися контрольного теста –
смотри Приложение 7.

3. Рефлексия урока.

4. Сообщение домашнего задания.

Приложение 4




Следующий: