Изменения, происходящие с веществами. Обобщающий урок

Организационная
информация

Тема урока Изменения, происходящие с
веществами
Предмет Химия
Класс 8 класс
Автор урока (ФИО, должность) Шишкина Марина Владимировна, учитель
химии
Образовательное учреждение МОУ СОШ № 156
Республика/край, город/поселение Российская Федерация, г.о. Самара

Методическая
информация

Тип урока Обобщающий урок
Цели урока Обобщить и систематизировать знания по
теме «Изменения, происходящие с веществами».
Задачи урока Повторить понятия: химическая
реакция, уравнение химической реакции реакция
соединения, реакция обмена, реакция замещения,
реакция разложения, реакция горения, реакция
нейтрализации
Выполнять упражнения, формирующие умения
записывать
уравнения реакций по «словесной
схеме» и по исходным веществам, расставлять
коэффициенты, определять тип химических
реакций.
Определять связь теории химии с практикой
при решении практических задач.
Продолжить формирование чувства
коллективизма, умение работать в группах,
проводить самопроверку и взаимопроверку.
Знания, умения, навыки и качества,
которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока
В ходе урока учащиеся актуализируют
основные понятия, правила и закономерности,
необходимые для составления уравнений реакций,
усовершенствуются в написании уравнений
реакций, определении типа химической реакции,
выполнят задания практической направленности.
Будут иметь возможность получить помощь учителя
и одноклассников при выполнении заданий.
Необходимое оборудование и материалы Ноутбук, мультимедийный проектор,
доска, листы самооценки, раздаточный материал на
листах разного цвета, презентация, выполненная в
программе Microsoft Office Power Point 97-2003

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Сообщение темы урока, запись урока в тетрадь.
Ознакомление учащихся с «листом самооценки».

Мотивация: формулируются цели
и задачи урока (Приложение 1,
слайды 2, 3
), каждый должен определить к концу
урока объем домашнего задания (чем меньше будет
ошибок, тем меньшим будет объем домашнего
задания). Если учащийся владеет всеми понятиями и
умеет выполнять определенные задания (в листе
самооценки все «+»), то он готов к контрольной
работе, если он с трудом справляется с
каким-нибудь заданием(в листе самооценки стоит
«–» , то следует обратить внимание на
рекомендации и выполнить задания указанные в
листе самооценки в графе «Домашнее задание»
(задания указаны к учебнику Габриелян О.С. Химия. 8
класс – М.: Дрофа, 2007 и О.С.Габриелян, А.В.
Яшукова. Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.
Габриеляна «Химия. 8 класс» (ТПО – тетрадь с
печатной основой)).

Лист самооценки


Надо знать и уметь Мои знания и умения (+ или
–)
Домашнее задание: повторить:
1 Основные понятия Термины § 25-33
2 Признаки и условия протекания реакции § 26, ТПО 2 стр. 90, 5 стр.108
3 Расставлять коэффициенты § 27 задание 2 стр. 145 ТПО 6 стр. 92
(алгоритм)
4 Определять тип химической реакции Алгоритм в рабочей тетради
5 Называть вещества Алгоритмы в ТПО 9 стр. 56, 3 стр. 62, 2 стр.70
6 Решать задачи § 28, задача 2 стр.150

2. Как и в любой науке, в химии имеются
определенные закономерности, правила и
исключения из них. Предлагается работа
для разноуровневой группы. В
игровом поле распределить утверждения
(Приложение 1, слайд 4):

1. Кислород в оксидах имеет степень окисления –
2
2. Кислород имеет степень окисления – 2
3. Водород в соединениях имеет степень окисления +
1
4. Простые вещества имеют степень окисления 0
5. Оксиды взаимодействуют с водой, если
образуются растворимые гидроксиды
6. Реакции обмена протекают между простыми
веществами
7. Металл вытесняет из растворов солей все другие
металлы, расположенные правее его в ряду
напряжения металлов
8. Металлы, стоящие в ряду напряжения металлов до
Н2, вытесняют его из воды и кислот
9. Реакции обмена идут до конца, если выделяется
газ, осадок или вода
10. Металлы могут проявлять отрицательную
степень окисления



По окончании работы (5 мин.), проводится
фронтальная проверка результатов,
проговариваются все исключения, приводятся
примеры исключений, исправляются допущенные
ошибки (ответы представлены на слайде 5).

3. Работа с терминами

Все в изучении взаимосвязано, без знания основных
понятий,
без владения терминологией мы не
сможем описать химическую реакцию и правильно
составить уравнение химической реакции,
следовательно, не сможем решать задачи.

Задание: каждой группе предлагается
лист с терминами и определения (определений
больше, чем терминов), необходимо установить
соответствие. Какое определение осталось
лишним, что оно означает? (Приложение
1
, слайд 6)

  • Реакция обмена
  • Реакция замещения
  • Реакция соединения
  • Реакция разложения
  • Реакция горения
  • Реакция нейтрализации
  • Уравнение химической реакции

Химическая реакция – явление, при котором
одно вещество превращается в другое.
А
как вы можете определить, что реакция произошла?
Назовите признаки химической реакции (Приложение 1, слайд 7). В
листе самооценки поставьте себе оценку в виде «+»
или «–».

4. Работа в группах.

Группам предлагается задание: Каждой группе
дана схема уравнения реакции и реактивы, для
осуществления реакции. Выполните реакцию с
веществами по предложенной схеме, определите
признак, по которому вы установили, что реакция
произошла, запишите реакцию на листе А4
фломастером и расположите лист на доске.
Определите тип химической реакции. При каких
условиях реакции обмена идут до конца?
Представитель от группы представляет результат
работы.

5. Самостоятельная работа по уровням. Выбрать
свой уровень (Приложение
1
, слайд 8)
заданий:

  • на голубом фоне – минимальный уровень (1-4);
  • на желтом фоне – общий уровень (5-8);
  • на красном фоне – продвинутый уровень (9-12).

Закончить запись уравнения химической реакции
по схеме, определить тип химической реакции,
назвать вещества (Приложение 1,
слайд 9).

  1. Mg + НС1 —> MgC12 + Н2
  2. Zn + О2 —> ZnO
  3. Ва(ОН)2 + H22S04 —> BaSО4 + Н2О;
  4. КС1О3 ––> КС1 + О2;
  5. СаСО3 + HNО3 —> ? + CО2 + H2О
  6. Fe + CuC12 —>FeCI2 + ?
  7. H24 + NaOH —>
  8. Оксид натрия + SО2 —> Na23
  9. ? + N2 —> Ca3N2
  10. CaC2 + ? —> C2H2 + Ca(OH)2 + Q.
  11. Соляная кислота + магний —>
  12. Cu(OH)2 —> CuO + ?

Первые справившиеся помогают остальным (работа
консультантов
). Проверка расстановки
коэффициентов проходит по слайду (Приложение
1
, слайд 10)
(каждый проверяет сам,
выставляет оценку за расстановку коэффициентов),
устно проговаривается тип химической реакции и
название продуктов реакции, выставляется оценка
в лист самооценки в пункты «определение типа
химической реакции», «название веществ»

6. Где вам могут пригодиться знания по
данной теме? Решите практические задачи (Приложение 1, слайд 11)

– Чтобы нейтрализовать кислые почвы, в них
вносят гашеную известь Са(ОН)2. Объясните,
зачем это делают? Ответ подтвердите уравнением
химической реакции.
– Почему медный купорос CuSО4 нельзя
растворять в железном ведре? Ответ подтвердите
уравнением химической реакции

7. Домашнее задание

По листу самооценки (Приложение
1
, слайд12)
самостоятельно определите
объем домашнего задания. Обязательно выполнить
всем задания по учебнику, выделенные в листе
жирным шрифтом, тем, у кого напротив какого-либо
пункта стоит «–» еще раз проработать задание к
этому пункту.

8. Подведение итогов (Приложение
1
, слайд 13)

– Что вам понравилось или не понравилось на
уроке?
– Какие коррективы вы внесли в свои знания
сегодня? Или вам все было легко выполнить?
– Над какими умениями вам еще предстоит работать
дома?

9. Рефлексия

Используя цветные полоски с заданиями, оцените
свою работу и работу класса на нашем уроке.




Следующий: