Изменение климата


Цели:

  • выделить факторы, характеризующие климат, дать понятие ученикам о его
    ритмичном изменении в истории нашей планеты, определить природные и
    антропогенные причины и последствия этих изменений;
  • дать характеристику климата Приморского края, на основе данных из
    различных источников выявить процесс изменения климата в нашем регионе;
  • определить возможные меры по решению проблем;
  • развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Материалы: таблица “Развитие жизни на Земле”, пособие – “Часы
Эволюции”, карта Евразии. Таблички со словами “Похолодание” и “Потепление”,
карточки для работы в группах, материалы к игре “Парниковый эффект”.

1. Актуализация знаний. Ребята, сейчас мы поиграем в игру “Да – нет”:

– Климат – это состояние атмосферы в рассматриваемом месте в отдельный момент
времени (нет).
– Погода – это состояние атмосферы в рассматриваемом месте в отдельный момент
времени (да).
– Климат – это географическая характеристика местности, многолетний режим погоды
(да).
– Климат местности, в первую очередь определяет широта (да).

2. Постановка проблемной ситуации. Мы с вами вспомнили, что “климат”
по определению является географической характеристикой местности, многолетним
режимом погоды. Значит ли это, что климат – постоянная, неизменная
характеристика? Что вы знаете о глобальном потеплении и изменении климата? Какие
последствия этих процессов могут возникнуть? (Ученики выдвигают свои гипотезы,
приводят в качестве примеров фактические данные).

3. Определение темы урока. Сегодня на уроке мы вспомним о факторах,
определяющих климат Приморского края, и постараемся выяснить, существует ли в
нашем регионе проблема изменения климата. Для того чтобы подтвердить наши
предположения и прийти к общим выводам, мы выполним работу в группах (по 6
человек) – 7 минут.

1-я группа исследует изменения климата и их последствия в прошлом нашей
планеты.
2-я группа определит природные причины изменения климата.
3-я группа покажет зависимость изменения климата от деятельности человека.
4-я группа разгадает кроссворд на тему “Факторы, определяющие климат Приморского
края”.
5-я группа даст характеристику климата Приморского края.

4. Совместное открытие знаний и применение их на практике. Ребята, мы
начинаем презентацию ваших групповых работ. В процессе презентации мы ответим на
интересующие нас вопросы. С течением времени климат на Земле медленно меняется.
Для того чтобы понять, какие изменения могут возникнуть в будущем, мы должны
изучить климат прошлого.

Презентация работы 1-й группы. Задание: используя таблицу, отметьте на
Ленте Времени изменение климата: потепление, похолодание, ледниковые периоды
условными обозначениями. Сделайте вывод. (Пример эталонной таблицы.)



Период Особенности периода Изменения климата
1 Девонский Появляются первые земноводные, плауны и хвощи. Жаркий, сухой климат.
2 Каменноугольный Появляются пресмыкающиеся. Леса из огромных плаунов,
папоротников.
Похолодание.
3 Пермский Исчезают около половины групп живых организмов.
Появляются хвойные растения.
В Северном полушарии становится суше и холоднее.
4 Триасовый Господство пресмыкающихся. Появление первых
млекопитающих.
Потепление.
5 Юрский Появление первых птиц. Господство динозавров. Влажный климат.
6 Меловой Появление цветковых растений. Вымирают динозавры и
другие животные.
Похолодание.
Потепление.
7 Неогеновый Развитие млекопитающих. Появление человекообразных
существ.
Похолодание.
8 Антропогеновый Млекопитающие: шерстистые носороги, мамонты. Появление
первых людей.
Похолодание, ледниковый период, стойкое потепление.

Ученики прикрепляют карточки, обозначающие изменения климата, на Ленту
Времени. Потепление обозначается полукругом красного цвета, похолодание –
треугольником синего цвета, ледниковый период – снежинкой.

Вывод: в истории нашей планеты наблюдались изменения климата – потепления,
похолодания, ледниковые периоды. Эти изменения влияли на существование
обитателей нашей планеты. (Рассказ по таблице с демонстрацией Ленты Времени).
Учитель может использовать пособие “Часы Эволюции”. 1 час – 150 млн. лет, 1
минута – 2.5 млн. лет.

Рассказ учителя: Научное изучение климата началось 300 лет назад.
Поэтому ученые вынуждены искать разные способы к разгадке его изменения.

Например: исследование окаменелостей растений и животных; изучение годичных
колец деревьев; помогают также записи в судовых журналах, картины и т.д.
Похолодания на Земле наблюдаются каждые 100000 лет (на наших часах – каждые 2.5
секунды).

Ряд периодов в истории Земли последние 2 млн. лет характеризуются сильным
похолоданием и образованием ледников. Последнее оледенение закончилось 10000 лет
назад. Мы живем в межледниковую эпоху.



Например: 18000 лет назад Северную Европу, часть Сибири, Канаду, северные
районы США и т.д. покрывали ледяные щиты толщиной до 1000 м. Ледник вобрал в
себя так много воды, что Британские острова были соединены с Европой сушей
(демонстрация карты Евразии).

Почему менялся климат на нашей планете? На этот вопрос нам ответит вторая
группа.

Презентация работы 2-й группы. Задание: определить природные причины
изменения климата, заполнить таблицу, сделать вывод. Слова, выделенные курсивом,
вписываются учениками. (Пример эталонной таблицы.)

Причины похолодания Примечания Причины потепления
1 Изменение земной орбиты. Новое изменение земной орбиты.
2 Изменение наклона земной оси. Новое изменение наклона земной оси.
3 Извержение вулканов. 1991 г. Извержение вулкана Пинатубо (Филлипины).
Средняя температура на Земле на 5 градусов ниже, чем обычно.
Снижение вулканической активности.
4 Солнце менее активно. Периодичность возникновения пятен на Солнце (11 лет). Солнце активно.
5 Падение астероидов. Тунгусский метеорит (1908 г.)

Слова для вставок: новое изменение земной орбиты, изменение наклона земной
оси, снижение вулканической активности, Солнце менее активно.

На доске под словами “Похолодание” и “Потепление” размещаются карточки с
ключевыми словами.

Вывод: изменение климата может произойти без участия человека, по причине
изменений в природе.

Презентация работы 3-й группы. Задание: показать влияние деятельности
человека на изменение климата. Заполните таблицу, изучите диаграммы, сделайте
вывод. Слова, выделенные курсивом, вписываются учениками. (Пример эталонной
таблицы.)

Причины потепления Парниковые газы Решение проблемы
1 Добыча и использование энергии. Углекислый газ, фреоны, метан, озон. Использование возобновляемых источников энергии.
2 Промышленность. Использование новых технологий и
материалов.
3 Сельское хозяйство.
4 Вырубка лесов. Восстановление леса.

Слова для вставок: добыча и использование энергии, углекислый газ,
промышленность, фреоны, сельское хозяйство, метан, вырубка лесов, озон.

На доске под словом “Потепление” размещаются карточки ключевыми словами,
обозначающими причины потепления.

Вывод: деятельность человека оказывает значительное влияние на изменение
климата.

Презентация работы 4-й группы. Задание: разгадать кроссворд,
определить какие условия влияют на климат Приморского края (работа со словарем).

По вертикали: (клетки с цифрами не заполняются)
  1. Крупная часть Мирового океана, окружающая материки.
  2. Неровности на поверхности суши.
  3. Одна из координат, определяющих положение объектов на
    поверхности Земли.
  4. Физическая величина, измеряемая при помощи термометра.
  5. Вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков.
  6. Перемещение воздушных масс.

Презентация работы 5-й группы. Задание: дать характеристику климату
Приморского края. Соединить линиями начало и конец фразы.



1 Средняя температура зимой От +16 до +20 градусов.
2 Осадки летом. Дует со стороны материка.
3 Ветер летом. Горные долины.
4 Средняя температура летом. Примерно та же, что и у Северного Кавказа.
5 Широта От -8 до -24 градусов.
6 Ветер зимой. Около 800 мм.
7 Рельеф. Дует со стороны Тихого океана.

Ученики составляют рассказ о климате нашего края.

Вывод: Приморье находится в зоне умеренного муссонного климата.

Подведение итогов урока. По данным различных исследований, начиная с
середины19 века, средняя годовая температура стала увеличиваться. В Приморье
также отмечено повышение температуры. Нашей планете предстоит войти в очередную
ледниковую эпоху. Возможно, это произойдет уже в следующем тысячелетии. Однако в
связи с парниковым эффектом наблюдается потепление. Что ждет нашу планету и наш
край в будущем?

Домашнее задание. Ученики делятся на группы. 1-я группа – экологи,
определят возможные последствия потепления; 2-я группа – географы, раскроют
особенности географического положения нашего края; 3-я группа – экономисты,
расскажут о развитии Приморского края; 4-я группа – юристы, консультанты в
области правоведения; 5-я группа – физики – изобретатели новых технологий.
Каждой группе дается опережающее задание (поиск и анализ информации, оформление
выводов). Учитель координирует работу детей, ученики готовятся к презентации –
защите своих проектов.




Следующий: