Из опыта работы Я – победитель!


Спорт, ты делаешь нас сильными,
ловкими, статными, исправляешь недостатки,
унаследованные нами от рождения.
«Ода спорту» (в переводе с французского
В.А. Новоскольцева)

Многие учителя физической культуры в настоящее
время обеспокоены проблемой низкой
мотивированности учащихся к занятиям физической
культурой и спортом. Как приобщить ученика к
здоровому образу жизни? Как сделать, чтобы дети с
нетерпением ждали урок физической культуры,
стремились заниматься самостоятельно, осознанно
относились к проблеме сохранения и поддержания
своего здоровья? Как выстроить процесс обучения
по предмету «физическая культура», чтобы
занятия стали ежедневной потребностью ребенка,
чтобы не было освобожденных? Эти и другие вопросы
возникают у каждого мыслящего учителя.

Именно с этой целью — ответить на очень важные
для здоровья растущего организма вопросы — в
нашей школе проводится начатая в 2001 году
экспериментальная работа по развитию интеллекта
детей на уроках физической культуры.



Один-два раза в год ученикам задается на дом
необычное задание: каждому из них предлагается
стать участниками необычных творческих работ.
Тематика их самая разнообразная: ребенок может в
виде домашнего задания сделать небольшое
сообщение о любимом виде спорта, раскрыть свое
понимание выражения «здоровый образ жизни»,
написать рассказ, выполнить презентацию или
сочинить стихотворение о том, какие чувства он
испытывает во время занятий физическими
упражнениями.

В наши дни наиболее актуальной темой для
подрастающего поколения является здоровый образ
жизни. Так или иначе, но наиболее значимым
фактором, определяющим здоровье человека,
является его образ жизни, то есть режим труда и
отдыха, культура движения, физическая и
умственная активность, питание, закаливание,
культура отношений и общения, нездоровые
привычки. Образ жизни закладывается с детства,
отражает обычаи и традиции семьи, этноса и
социума к которым ребенок принадлежит. Образ
жизни может способствовать сохранению и
развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят
о ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ), а может не только
провоцировать снижение потенциала здоровья
человека, но и быть причиной сокращения
генетически предопределенной продолжительности
его ЖИЗНИ.

Здоровый образ жизни школьников

:

  • должен соответствовать возрасту человека;
  • должен быть обеспечен энергетически;
  • должен быть укрепляющим;
  • должен быть ритмичным;
  • должен быть эстетичным;
  • должен быть нравственным;
  • должен быть волевым;
  • должен быть самоограничительным (аскетичным).

Основные направления деятельности учителей и
родителей по поддержанию здоровья учащихся
должны быть направлены на:

  • создание оптимальных внешнесредовых условий в
    школе и дома;
  • рациональную организацию труда и отдыха ребят;
  • воспитание у них сознательного отношения к
    личному здоровью и здоровью окружающих людей,
    культуры поведения и здоровьесберегающей
    деятельности (умений и навыков
    здоровьесбережения).

На наш взгляд, основой здорового образа жизни
должны являться:

  • режим дня школьника;
  • правильное (сбалансированное) питание;
  • равномерное чередование умственной и
    физической активности;
  • активный отдых.

Каковы же результаты проделанной нами работы?
Среди работ, посвященных видам спорта, которые
нравятся ребятам, много сообщений по баскетболу,
волейболу, гандболу, футболу, настольному
теннису, гимнастике — все эти виды культивируются
у нас в школе совместно с Центром содействия и
укрепления здоровья учащихся. С удовольствием
посвящают ученики свои творческие работы
спортивным танцам, конному спорту, биатлону,
плаванию и, конечно, истории Олимпийских игр. А
сколько рисунков, спортивных газет и даже стихов
они нарисовали и написали за все эти годы!



Обязательно на ежегодном традиционном
школьном спортивном празднике, посвященном Дню
Защитника Отечества (23 февраля) мы подводим
итоги, награждаем победителей, проводим выставки
рисунков, спортивных газет; ежегодно
приурочиваем именно к этому празднику неделю
физической культуры, где ученики могут
представить свои презентации. Старшеклассники с
сообщениями, мини-спектаклями о здоровом образе
жизни приходят в классы начальной и средней
школы, проводят ежедневную утреннюю зарядку,
разминки и физкультминутка на каждом уроке.
Детские работы систематизируются, остаются в
школе. Ими может воспользоваться каждый при
изучении истории видов спорта, при подготовке к
экзамену по предмету.

Практика показала, что подобный вид работы с
учениками повышает мотивацию к изучению
физической культуры как предмета, приобщает
детей к совместному творчеству, способствует
развитию интеллекта. Налицо межпредметная связь.
Уроки физической культуры для многих ребят
становятся более желанными. Ученики, у которых
есть проблемы со сдачей базовых нормативов, не
теряют интереса к предмету, с успехом работают в
спортивном активе школы, принимают участие в
судействе школьных соревнований. Одним словом,
ребятам нравится поддерживать в хорошем
состоянии свое данное им от природы здоровье.

Но далеко не все современные дети здоровы — это
уже давно ни для кого не секрет. На уроках
физической культуры и во время проведения
спортивных секций и соревнований особое
внимание уделяется ученикам, имеющим нарушения
осанки и другие заболевания
опорно-двигательного аппарата. В настоящее время
методическое объединение учителей физической
культуры нашей школы совместно с школьным
Центром содействия и укрепления здоровья
обучающихся работает над созданием авторской
программы под рабочим названием «Азы здоровья».
В школе создан специально оборудованный зал для
занятий лечебно-оздоровительной гимнастикой,
открыт тренажерный зал. В начале каждого
учебного года учебные группы формируются на
основе данных диспансеризации и данных
мониторинга, проводимого школьным Центром
содействия и укрепления здоровья обучающихся. В
течение года врачи Детской городской
поликлиники № 138 и руководитель Центра
содействия и укрепления здоровья контролируют
работу учителей физической культуры с учащимися,
делают замеры пульса, дают рекомендации и
учителям, и учащимся.

Все учителя физической культуры нашей школы
считают основной задачей научить своих учеников
беречь здоровье с детства, что в дальнейшем
поможет им создать собственную систему
оздоровления, вести здоровый образ жизни.

За каждый учебный день дети устают, поэтому с
удовольствием выполняют упражнения, обучающие
снятию напряжения. На уроках наши учителя учат
детей основам аутогенной тренировки, релаксации,
элементам самомассажа, закаливанию, основам
суставной гимнастики, правильному дыханию.
Посещая занятия, дети чувствуют себя на них
увереннее, меньше болеют, регулируют свои эмоции.
Ученики понимают, что занятия физической
культурой и спортом — это и удовольствие, но и
большой труд. А если еще в семье есть возможность
обеспечить ребенка абонементом в бассейн -
положительная динамика здоровья такому ребенку
обеспечена. После курса лечебно-оздоровительных
занятий 90% опрошенных детей отвечают, что могут
заниматься ей самостоятельно дома.

На наш взгляд, еще одной составляющей здорового
образа жизни является умение и стремление
ребенка достигать поставленной цели, побеждать.

А где же наши ученики могут побеждать? Победа!
Как радостно видеть после длительных и
изнурительных тренировок успех наших ребят! Но
часто бывает так, что побеждать хотят и могут не
все: многие опускают руки и отговариваются
усталостью, неимением времени, тем, что и не
хотелось выигрывать: и это никому не нужно:
Скорее всего, это просто отговорки:

Так что же такое победа?! Из словаря мы знаем,
что «победа» — это наивысшая степень чего-либо.
На каждом уроке и на каждом занятии наши учителя
учат учащихся стремиться к победе и побеждать,
мотивируя их к достижению определенных
результатов. Таким образом, наше общество
обретает наиболее успешных, востребованных
людей. Именно такое поколение необходимо нашей
стране для дальнейшего развития и
совершенствования.

Обязателен контакт учителей физической
культуры с родителями учащихся. Мы рекомендуем
каждому из них настраивать своего ребенка на
успех, объяснить, что для улучшения здоровья
необходимо заниматься физкультурой и стараться
находить возможность делать физические
упражнения дома.

Таким образом, в нашей школе работа по
совершенствованию преподавания физической
культуры не стоит на месте. Она направлена на
всестороннее развитие личности и ее
самоопределение в процессе овладения разными
способами физкультурно-оздоровительной и
спортивной деятельности. Наши дети на практике
узнают, что такое здоровый образ жизни и как его
придерживаться постоянно.

Для тех, кому эти проблемы интересны, двери
нашей школы, который находится в одном из
живописных уголков нашей Столицы — микрорайоне
Южное Бутово, всегда открыты.



Уважаемые коллеги! Наш дружный коллектив
учителей всегда рады поделиться с Вами
накопленным опытом.




Следующий: