Из опыта работы по формированию экологического сознания школьников


Вступительная статья “ От экологии
души к экологии пространства”.

О неблагополучии в состоянии
окружающей природы говорят на всех континентах,
на разных языках. Экологическое настоящее и
будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем
многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка
и ранима. Из опасного противника, которым она
была на заре цивилизации, природа превратилась в
хрупкого товарища, требующего нашего
покровительства. Поэтому важно экологическую
культуру воспитывать с самого раннего детства,
то есть воздействовать ни сколько на сознание
детей, а на подсознание. Вряд ли можно найти много
желающих “экообразовываться”, а вот слушать
сказки, легенды, отгадывать загадки, уметь видеть
мир глазами цветов, фантазировать на тему: “О чём
думает любимая собака или кошка”. Это любит
делать почти каждый ребёнок. Эковоспитание
должно опираться на эмоции, чувства: удивление и
восхищение, уважение и желание помочь природе. Её
надо не только понять умом, но и возлюбить душой,
то есть идти от экологии души – к экологии
пространства.

Душа человека… У одних она с горошину,
а у других — всеохватная, готовая вместить весь
мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом -
жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И
человек, выходит, то душевный, то равнодушный,
одновременно он и хранитель природы, но он же и её
разрушитель. Защищать природу надо не от
мифических пришельцев, а от своих сограждан с
деформированной душой. Душу человека надо
растить осторожно, внимательно и с любовью.
Другого пути у человечества нет, если оно хочет
жить по-человечески.

Сегодняшняя, всё усложняющаяся
социальная, экономическая, нравственная
атмосфера требует глубокого переосмысления
школьных программ и отражения в
воспитательно-образовательном процессе
вопросов экологической ответственности
человека за последствия своих действий в
природе. Экологическое образование начинается с
внимательного взгляда каждого из нас на
окружающий мир, со стремления глубже узнать его,
понять своё место в нём и свою ответственность
перед ним. Формирование экологической
ответственности должно стать этической нормой.
Есть два пути формирования экологического
сознания (экологизации):

1 — иррациональный (получение
неосознаваемых эмоциональных впечатлений –
действие на подсознание, т.е. через чувства).

2 — рациональный (через убеждение -
действие на сознание человека), меняющий самого
человека, его мировоззрение, поведение и ведущий
к становлению нового типа культуры –
культуры экологической.

Главная роль в формировании
экологического сознания принадлежит системе
образования. Китайская мудрость гласит: “Скажи
мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне
сделать самому — и я пойму”. В нашей школе в
течение многих лет работает экологическая
студия “Ноосфера”. Это творческий коллектив
педагогов и школьников, сочетающий в своей
работе учебную, опытно-экспериментальную и
практическую деятельность. Основная цель работы
студии — это получение знаний, для улучшения
качества жизни, и развитие умений разумного
поведения в окружающей среде. В настоящее время
студия работает по авторской программе “От
экологии души к экологии пространства”.

На занятиях студийцы занимаются
изучением воды, воздуха, почвы в посёлке, на
пришкольной территории и экологической тропе,
проложенной в близлежащем лесном массиве.
Информация, собранная студийцами для проектов,
имеет социальную значимость, акции, проводимые
студией с привлечением волонтёров (в основном
это учащиеся школы), имеют практическую
направленность. А как увлекают детей экскурсии в
природу! Важно чтобы дети увидели и
почувствовали красоту природы, задумались о роли
человека. О разумном использовании природных
богатств и охране их. Большинство экскурсий по
экологической тропе проводят сами студийцы для
младших школьников, удивляясь ещё раз вместе с
ними красоте зимнего леса, дубам великанам,
“сосне – толстушке”, фантастическому шёпоту
осенних листьев, пенью птиц весной. Дети
понимают, что нас окружает живое и в наших силах
сохранить или отнять у него жизнь. Возможно,
многие из них почувствуют себя “ добрыми
великанами” и не будут творить зло. Они поймут,
что сокровища природы вверены нашей совести и
благородству. Экология природы невозможна без
экологии души.

Работа по экологическому воспитанию и
образованию не должна ограничиваться рамками
кружка или студии. Важно информировать как можно
больше людей: учащихся школы, педагогов,
родителей, общественные организации. У студии
есть информационный стенд в школе, свой печатный
орган- газета “Ноосферка”, страничка на сайте
школы в Интернете. Студийцы проводят
социологические опросы жителей посёлка,
выпускают агитационные листки, делятся опытом
работы на научно-практических конференциях
исследовательских и проектных работ учащихся
регионального и муниципального уровня.



То, что делает коллектив учащихся и
учителей школы №22- это всего лишь малая частица в
деле экологического воспитания и образования.
Каждому из нас необходимы экологические знания.
Экология – та уникальная область, где каждый
человек, будь он водителем, продавцом, просто
отдыхающим туристом в лесу, сам принимает
решения, как ему вести себя в окружающем мире.
Таким образом, внеклассная работа дает большие
возможности для формирования экологического
сознания школьников. Например, проект — программа
“Научно-практическая и природоохранная
деятельность учащихся в рамках работы школьной
экологической студии “Ноосфера”, построенная
по модульному принципу, открывает широкие
возможности для деятельности
учителей-предметников, классных руководителей,
организаторов внеклассной работы, руководителей
кружков в этом направлении.

Проект-программа

“Научно-практическая и
природоохранная деятельность учащихся в рамках
работы школьной экологической студии “
Ноосфера”.

Актуальность проекта:

XXI век объявлен ЮНЕСКО веком
образования. Система образования названа
стратегически важной сферой человеческой
деятельности в решении глобальных проблем
выживания и развития человечества.
Следовательно, стратегия развития образования XXI
века должна разрабатываться с учётом идеи
гуманизации и экологизации .

Актуальность данной темы проекта
основывается на сложившейся экологической
ситуации нашего региона:

  • Вовлечение новых территорий Московской
    области, и в том числе природных комплексов, в
    хозяйственное и иное использование;
  • Нерациональное расположение промышленной,
    жилой, коммунальной, природной зон;
  • Увеличение числа детей с функциональными и
    хроническими заболеваниями;
  • Низкая экологическая культура населения.

Экологические знания, в виде теории,
полученные на уроках и внеклассных занятиях, не
всегда становятся социально значимыми и
востребованными в практической жизни. Поэтому в
нашей школе, в рамках культурно-образовательного
центра, наряду с теоретическими занятиями
проводятся практикумы. Экологическая
деятельность учащихся даёт положительные
результаты сразу в двух направлениях: в
воспитании и образовании и в оздоровлении
природной среды и самих учащихся.

Для сохранения и поддержания здоровья
школьников очень важны практическая оценка и
прогнозирование степени влияния факторов
окружающей среды. В соответствии с концепцией
перехода к устойчивому развитию, одним из
важнейших национальных приоритетов служит
создание устойчивых здоровых поселений как
основной среды жизни человека. Формирование
экологической ответственности должно быть
этической нормой для каждого. Обеспечить
экологически устойчивое развитие своего
поселения, может поколение людей, воспринявших с
детских лет новую систему экологических
ценностей и новую культуру.

Проект “Научно-практическая и
природоохранная деятельность учащихся в рамках
работы школьной экологической студии
“Ноосфера” имеет социальный, краеведческий и
педагогический аспекты. Проект подразумевает
углубленное изучение собственного поселения с
параллельной оценкой состояния окружающей
среды; предполагает решение
воспитательно-образовательных задач с
экологической направленностью.

Переход от пассивных образовательных
и пропагандистских мероприятий к активным
природоохранным действиям с привлечением всё
большего числа молодёжи, особенно детей,
является требованием нынешнего времени.

Цель:



Развитие способностей юного
гражданина жить и творить в окружающей среде
своей местности в условиях перехода к
устойчивому развитию, на основе усвоения
общечеловеческой культуры в процессе учебной и
социальной деятельности.

Задачи:

1. Воспитать активных и ответственных
граждан посредством включения учащихся в
практическую деятельность в рамках реализации
проекта.

2. Помочь школьникам использовать
полученные знания для прогнозирования
дальнейших изменений среды обитания человека и
проектирования решения экологических проблем
своего поселения .

3. Расширить участие детей в
научно-практической деятельности
способствующей профессиональному определению,
овладению ключевыми компетентностями для
повышения конкурентоспособности на рынке труда.

4. Заложить основы общественного
поведения в интересах устойчивого развития как
стиля жизни через повседневные поступки каждого
человека с учётом национальных традиций.



Главная идея проекта — созидательная
совместная деятельность детей и взрослых,
занятость и самоорганизация подростков,
получение нового опыта согласования личных и
общественных интересов.

Сроки и этапы, перечень
мероприятий


Ожидаемые результаты от реализации проекта

:
повышение уровня экологического воспитания,
образования и информирования населения в рамках
программы “Экология Раменского муниципального
района на 2007-2010 годы”, раздел “Развитие
воспитания и дополнительного образования
детей”.




Следующий: