Из опыта работы по экологическому образованию учащихся


Коль  суждено дышать нам
воздухом одним
Давайте же мы все навек
объединимся
Давайте наши души сохраним!
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Н. Старшинов

В последние годы слово «Экология» звучит всё чаще. И если раньше мы не вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли  и убийства природы, а это значит – и себя.

Эта информация на нас обрушивается ежедневно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьём, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствует тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне.

Увы, экологическая ситуация  в России тревожна. Люди забыли, что их колыбель очень мала и не хотят понять, сколь хрупка и неповторима пульсирующая на ней жизнь.

Поэтому вопросам экологического образования и воспитания молодежи уделяется особое внимание в нашей школе. Система учебных занятий, которые обеспечивают ознакомление всех школьников с экологией, охватывает круг вопросов от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете.

Существует множество методов и приёмов для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Остановлюсь на некоторых из них, в эффективности которых убедилась на практике. При опросе я применяю разные формы контроля знаний: индивидуальный, групповой, само и взаимоконтроль. Также использую такие приёмы, как:

а) полетный опрос,

б) составление плана ответа,

в) беседа по плану,

г) закончи предложение,



д) заполнение таблицы,

е) заполнение схему,

ж) рисунок схемы по памяти,

з) обозначение данных по памяти,

и) решение проблемы,

к) составление кроссвордов.

В своей педагогической деятельности использую следующие методы преподавания: словесные, наглядные, практические.

При применении одних методов передача знаний проводится словом, при применении других – показом и третьих – в практической работе. Учащиеся усваивают знания, слушая, наблюдая и работая практически. Словесные методы можно разделить на  4 группы: беседа, объяснение, рассказ, лекция. Беседа характеризуется участием учащихся в решении проблем. В результате беседы учащиеся делают определенный вывод. На  уроках экологии применяют рассказы о биографиях ученых, о их творческой деятельности, о явлениях природы. От рассказа отличается объяснение – четкое изложение учебного материала на основе анализа и доказательств с формулировкой выводов. К словесным методам относится школьная лекция. Во время лекции я спрашиваю учащихся и задаю домашнее задание. В моей методической копилке есть лекции:  «Глобальные проблемы экологии», «Особо охраняемые территории России» и др.

При проведении уроков экологии использую наглядные пособия. Ведь им отводится важная роль. Опыты, живые объекты, таблицы служат источником информации для учащихся. Наблюдая демонстрируемые пособия, дети самостоятельно обдумывают выводы, обобщения. Наглядность, применяемая на уроках экологии, может быть натуральной (объекты природы, изобразительные таблицы, схемы, муляжи).

К видам наглядных методов относятся: демонстрации опытов,  натуральных объектов, изобразительных пособий.



При изучении экологии часто использую рисунок на доске, самодельные наглядные пособия. Использование учащимися наглядных методов при ответах даёт им возможность практиковать приобретённые знания. Для изучения экологии применяю и практические методы. К видам практических методов относятся:  работы по распознаванию и определению природных объектов, наблюдения с последующей регистрацией явлений, проведение эксперимента.

На вопрос, проблему, задачу, поставленные перед началом практической  работы,  учащиеся должны отвечать её результатами.

В процессе преподавания экологии очень  важно применять методы в  соответствии со спецификой содержания темы урока.  В основе преподавания экологии – лежит один из вариантов  развивающего обучения – проблемное обучение с использованием методов различных  уровней  сложности.  Мне это позволяет более дифференцированно подходить к изучению тем курса экологии. Обозначив проблемную ситуацию, затем раскрываю её вместе с учениками. Так, при изучении темы урока «Загрязнение вод» ставлю проблему: «Каким образом соединения ртути попадают в организм человека?» И подвожу детей к выводу, что ядовитые вещества ртути, произведенные человеком, попадая в сообщества организмов, возвращаются назад к человеку и вызывают  болезнь Минамата.

Приведённая последовательность изложения материала вызывает у школьников желание следить за логикой изложения и проявлять творческое мышление.

На уроках экологии я использую частично-поисковый метод. При этом методе я создаю проблемную ситуацию, но она разрешается вместе с учащимися. Планирую эвристическую беседу. И провожу её так, что каждый последующий вопрос вытекал из предыдущего. Часто на обобщающих уроках применяю исследовательский метод. При решении проблемных исследовательских задач учащиеся постепенно овладевают  приёмами научного познания, у них формируются черты творческой деятельности. Высший уровень проблемного обучения  – это поисковый метод. Он характеризуется тем, что ученики самостоятельно открывают и осваивают новые знания  и способы, действуя через постановку учётных проблем и их решения. Задача такова – нацелить учащихся на постановку проблемы, сформулировать их познавательную активность. Так, при изучении темы «Потоки энергии и вещества в сообществах» я начала с повторения изученного материала и, показывая таблицу «Распределение солнечной энергии в экосистеме», делаю вывод, что в сообществе происходит круговорот веществ и энергии. После закрепления предлагаю ученикам составить схему пищевой цепи и сети водного сообщества. Такое проблемное обучение стимулирует интерес учащихся к предмету, приводит к повышению качества обучения экологии.

При обучении экологии я использую ряд принципов:

  1. Принцип потенциальной полезности.
  2. Принцип независимости.
  3. Принцип взаимосвязи.
  4. Принцип генетического разнообразия.

Внеурочная работа включает широкий спектр различных мероприятий по экологии, проводимых в школе. Большой интерес вызывают у учащихся КВНы,  игры-путешествия («Путешествие в страну лишайников», 7 класс  учитель биологии  Худицкая И.В.), экологический эрудицион  «Свалка по имени Земля», 10 класс, в подготовке которых дети принимают активное участие, знакомятся с соответствующей литературой, собирают природный материал, готовят атрибуты мероприятий, делают выводы о том, что отрицательная деятельность человека – реальная угроза для окружающей природы.

На занятиях детского творческого объединения «Экологический вестник» стараюсь создать творческую атмосферу, которая способствует раскрытию индивидуальности  учащихся, возникновению у них новых, иногда неожиданных  идей.  Занятия предусматривают экскурсию в природу, на предприятия посёлка. При организации не забываю, что занятия приходится на время досуга детей, поэтому они не всегда только погружены в созерцание природы или выполнение работ по уходу за растениями. Значительную часть времени мы с ребятами отводим  для игр на свежем воздухе  и развлечений.

Экологическое образование предполагает разнообразные  формы и методы  работы. И ребята с удовольствием принимают участие в составлении кроссвордов о природе, о её охране, с привлечением методов по решению проблем  окружающей среды (таких, как вырубка лесов, насаждений, сжигания мусора, листвы и веток, сухой травы). После каждой небольшой темы ребятам предлагается ответить на ряд вопросов, решить кроссворд или выполнить какое-либо задание, увлекательное практическое задание. Например, конкурсы фантастических проектов: «Человек в подводном мире»,  «Путешествие в Морское царство» (7 класс), составление сказок по теме «Водоросли» (7 класс). Учащиеся 6-7 классов принимают активное участие в создании гербария «Растения Лев-Толстовского района».

Большое значение имеет и Неделя биологии, экологии. Огромную творческую работу выполняют учащиеся, проявляя фантазию и смекалку. Мы устраиваем конкурсы кроссвордов, плакатов, газет, рисунков. Ведём сбор природного материала, изготавливаем из него поделки, делаем выставки.

Большая роль в экологическом воспитании отводится школьному учебному участку. Во-первых, знания, полученные на уроках биологии, хорошо закрепляются во время работы на участке, опыты помогают найти пути решения природоохранительных задач. Во-вторых, вырабатываются трудовые навыки, способствует  профориентационной  работе. При закладке опытов учитывается агротехника; необходимые приёмы ухода за растениями. Школьники учатся управлять ростом растений, их развитием, урожаем, правильно и своевременно вносить удобрения.

Все мероприятия носят в основном воспитательное и развивающее направление. Главное – вызвать интерес учащихся к предмету изучения, заставить их  задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно участвовать  в познание, защите окружающей среды  и улучшении её состояния.

Тесную связь наша школа имеет с Комитетом по экологии и природопользованию в Лев-Толстовском районе. По заданию комитета мы выполняем разнообразные природоохранительные работы по очистке леса от мусора, обрезке деревьев, посадке насаждений. В мероприятиях особое место отводится встрече с интересными людьми.

Запоминающейся оказалась встреча с работниками картинной галереи, имени заслуженного художника России Николая Александровича Сысоева. На таких встречах видишь, с каким вниманием учащиеся слушают их рассказы о природе, и поражаешься тому, насколько глубоки, мудры и поучительны рассказы, наставления и советы экскурсоводов. Встречи такие просто необходимы и полезны для привития детям любви к природе, делают их добрее и мудрее, учат бережнее относиться  к родникам, лесу, земле – к своей «малой родине».

Экологизация  образования невозможна без развития у учащихся биологического мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, без умения строить научные гипотезы.

Сущность этого подхода раскрывает высказывание педагога  А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».

Таким образом, я стараюсь довести до сознания школьников то, что забота о природе не ограничивается одним днём. Она на всю оставшуюся жизнь.

Пусть девизом человека станут священные слова: «СПАСИ И СОХРАНИ».

К работе прилагается презентация (Приложение 1).



Литература

  1. Мамедова Н.М., Суравегина И.Т. Экология: что должен знать и уметь школьник.– М.: Школа-пресс. 1997г.
  2. Патюшин В.В. Экологические проблемы: острота ситуации. Биология в школе N3. – 1989. – с.5
  3. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб.: Союз, 1998.– 80с.
  4. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Худ. М.В. Душина. – Ярославль: «Академия развития» 1998.– 224с.
  5. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е. Природа служит человеку. – Минск,1982.



Следующий: