Из опыта работы методического объединения педагогов–психологов г. Набережные Челны

Методические объединения (МО) по различным направлениям: старших воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, воспитателей по обучению родному языку, педагогов-психологов создаются для обеспечения практического взаимодействия по профессиональной линии. Методические объединения — это своего рода звенья, которые объединяют всех в единую цепь системы образования. Основные направления деятельности объединений направлены на обеспечение профессионального роста педагогов, развитие их творческого потенциала. На методических объединениях внедряются в практику достижения науки и практики, организуется обмен опытом между специалистами дошкольного образовательного процесса. На методических объединениях изучаются и обсуждаются состояние и результативность работы дошкольных образовательных учреждений города, вносятся предложения по улучшению работы.

Восемь лет я руковожу объединением педагогов-психологов в городе Набережные Челны. Хочу поделиться опытом в организации объединения педагогов–психологов. На МО используемые методы и приемы, формы, рубрики можно применять для методических объединений любых направлений.

Темы для работы методического объединения определяют сами психологи. Перед составлением планов на год, проводится анкетирование психологов, где выясняются какие вопросы, темы, интересуют педагогов- психологов.

Примерная анкета:

  1. Ф. И.О., № детского сада.
  2. Какая тема вас интересует на следующий год?
  3. По какому вопросу вы сами хотели бы выступить на МО
  4. Выбранная вами тема по самообразованию
  5. Ваши предложения по улучшению работы МО.

Таким образом, руководитель, проанализировав анкету, определяет необходимые темы для консультаций и практических показов, а также выступающих на методическом объединении. Составляется перспективный план работы, который согласовывается с методической службой Управления дошкольных образовательных учреждений.

На методическом объединении внедряются в практику достижения психолого-педагогической науки и практики, организуется обмен опытом между психологами. Для этого используются такие формы работы как: мастер-классы, выступления из опыта работы, деловые игры, консультации.

Очень эффективно проходят минуты общения под рубрикой «Знаешь сам, поделись…». Психологи делятся новыми интересными наработками, новинками литературы, интересными результатами системной работы и практическими выводами.

Каждое выступление обсуждается, анализируется тесным кругом психологов с целью обеспечения профессионального роста, развития творческого потенциала педагогов-психологов.

Ещё одна форма общения: «Ярмарка идей». Здесь каждый психолог рассказывает о своих достижениях, или сенсационных выводах, интересных находках в работе с детьми, родителями, сотрудниками. Представляют свои коррекционные, развивающие разработанные циклы занятий, разработанные перспективные планы, диагностический мониторинг.

На методическом объединении психологов разрабатываются и применяются материалы, которые помогают в работе, в оформлении документации, в сборе данных. Например, одна из разработок «Карта психологического анализа занятия в дошкольном учреждении» (приложение № 1). Карта даёт возможность проанализировать занятие воспитателей более глубоко, не касаясь педагогических моментов, давать конкретные психологические советы. Часто, готовясь к аттестации, воспитатели приходят к психологам за результатами по адаптации своей группы, по подготовке детей своей группы к школе и другие сведения о воспитанниках. Чтобы банк данных был сохранен, мы разработали и применили в работе «Схему сведений по группе» (приложение № 2).

Методическое объединение большую работу проводит в помощь аттестации психологов. Проводятся консультации, мастер классы по ведению документации, по проведению открытых мероприятий. Педагогам — психологам предоставляется возможность делиться опытом работы, показывать практические занятия с детьми по формированию межличностных отношений между детьми, коррекционно-развивающие занятия на снятие страхов, коррекцию агрессивного поведения и др. Предлагают свои варианты из личного опыта работы с родителями и сотрудниками в форме консультаций, сюжетно ролевых игр, деловых игр, дискуссий. Для выступлений готовится и теоретический материал, который необходим как для повторения, так и для ознакомления. Методическое объединение помогает психологам более тщательно подготовиться к аттестации.

В ходе индивидуальных консультаций в период наставничества педагогов-психологов, нашли новый прием активности психологов на методическом объединении «Горячий стул». Цель этого приема: рассказать сложную ситуацию из практики психологов для всех сидящих в зале, затем выслушать каждого из психологов. Рекомендации каждого психолога обсуждаются и принимаются к сведению. Этот приём помогает молодым специалистам найти выход из затруднительных ситуаций, активизировать всех на обсуждение проблемы, учит педагогов-психологов правильно применять приемы в различных ситуациях.

Методическое объединение тесно сотрудничает и с другими психологическими объединениями города. Мы встречаемся за круглыми столами с психологами школ, поликлиник. Встречи проходят интересно. Психологи обмениваются опытом работы, мнениями, дают рекомендации, вносят предложения для улучшения работы психологической службы города, для улучшения преемственности в работе между школами, детскими садами и поликлиниками.

На последнем методическом объединении, предлагается новая анкета для участников методического объединения.

  1. Чьё выступление на МО Вам понравилось? Почему? Отметить выступающих.
  2. Что нового вы для себя узнали и применили в работе?
  3. Внесите предложения по улучшению проведения МО.
  4. Ваши предложения по улучшению работы МО.

Эта анкета необходима для руководителя методического объединения:

  • можно отметить тех людей, которые достаточно серьёзно готовились к выступлениям, о которых было написано в анкетах психологов;
  • отследить, какой уровень знаний необходим для членов МО, эффективны ли были выступления психологов, что психологи применили в работе.

Таким образом, наши методические объединения проходят плодотворно, эффективно и интересно.

Рекомендуем использовать в работе ваших методических объединениях найденные и апробированные приемы, рубрики, направления.

Желаем удачи в организации и проведении методических объединений.

Следующий: