Из опыта работы мастер-класса. Ролевая игра: Применение образовательной технологии М. Б. Воловича Поэтапное формирование умственных действий

Среди множества педагогических
технологий мы – Баламошева Светлана
Валентинована и я – Ракитина Лидия Ивановна –
выбрали оригинальную и перспективную технологию
взаимообучения Марка Бенциановича Воловича
(профессора головного педагогического
университета страны, кандидата психологических
наук – он ученик школы отечественных психологов
Гальперина, Талызиной, доктора педагогических
наук). Она называется “Поэтапное формирование
умственных действий”. В целом он называет эту
эффективную технологию преподавания
“Четырёхурочный цикл”. Почему? Потому что в этот
четырёхурочный цикл он включает уроки

1). Урок объяснения.

2). Урок решения задач.

3). Урок общения.

4). Самостоятельная работа.

Мы начали применять эту технологию и
поняли, для того чтобы работать в системе,
сначала нужно изменить тематическое
планирование. Перед вами фрагмент тематического
планирования “Математика” 3 класс

Раздел. Числа от 1 до 100. Умножение и
деление.

Тема. Внетабличное умножение и
деление. –
28 часов.

  • Умножение и деление круглых чисел – 4 часа.
  • Урок объяснения – 1 час.
  • Урок решения задач – 1 час.
  • Урок общения – 1 час.
  • Самостоятельная работа – 1 час.

– Умножение двузначного числа на
однозначное – 4 часа

– Урок объяснения – 1 час.

– Урок решения задач – 1 час.

– Урок общения – 1 час.

– Самостоятельная работа – 1 час.

– Контрольная работа, анализ и работа
над ошибками – 2 часа.

– Деление суммы на число – 2 часа.

– Урок объяснения – 2 часа.

– Деление двузначного числа на
однозначное – 5 часов.

– Урок объяснения – 2 часа.

– Урок решения задач – 1 час.

– Урок общения – 1 час.

– Самостоятельная работа – 1 час.

– Контрольная работа, анализ и работа
над ошибками – 2 часа.

– Деление с остатком – 7 часов.

– Урок объяснения – 3 часа.

– Урок решения задач – 2 час.

– Урок общения – 1 час.

– Самостоятельная работа – 1 час.

– Контрольная работа, анализ и работа
над ошибками – 2 часа.

Это наша исследовательская
деятельность.

Из приведённого раздела мы возьмем
тему “Деление с остатком” и проведём ролевую
игру по применению образовательной технологии М.
Воловича “Поэтапное формирование умственных
действий”. Распределим роли. Мы – 2 мастера, а вы
– игроки. Светлана Валентиновна – ведет урок, а я
– комментирую этапы урока.

Из четырёхурочного цикла мы
предлагаем урок объяснения.

В основе урока лежит ориентировочная
основа действий (ООД) в готовом виде.

Ход урока

Несколько слов об ориентировочной
основе действий (ориентировочных картах).

Понятие ориентировки переносится во
внутренние психические процессы, мышление
рассматривается как “свёрнутый в языке”
процесс внешней предметной деятельности.

Интериоризация (присвоение)
деятельности происходит в четыре этапа:

1) материальное действие с реальными
предметами;

2) действие в громкой речи с образами
(без предметов);

3) действие “во внешней речи про себя”
(чётко осознаваемое);

4) действие “во внутренней речи без
слов” (не осознаваемое”);

Я считаю, что мы выполнили цели мастер
– класса, показали и прокомментировали фрагмент
урока объяснения из четырёхурочного цикла. Таким
образом, мы показали 25% от своей работы. А дальше
ваше творчество.

Мы со Светланой Валентиновной вместе
разрабатываем эту технологию применительно к
начальной школе, так как М. Волович разработал
учебно – методический комплект “Математика –
5”, “Математика – б”, который включает: учебник;
рабочую тетрадь к учебнику; дидактические
материалы, предназначенные для организации
самостоятельных работ и методические
рекомендации для учителя.

Переходим к следующему этапу игры – рефлексия
собственного опыта.
Мы готовы ответить на
ваши вопросы, если таковые возникли.

В конце нашего мастер-класса мы бы
хотели вам предложить анкету обратной связи (см. приложение 1),
с целью определения результативности занятия.

Следующий: