Из опыта работы мастер-класса. Работа учителя с оценкой и отметкой

С.И.Ожегов дает определение понятию отметка,
отметка – это знак, сделанный на чем-нибудь; в
системе образования – это оценка знаний,
поведения учащихся.

Оценка – мнение о ценности, уровне или значении
кого, чего-нибудь; в системе образования – это
оцененные знания отмечены отметкой.

Таким образом, на основании определения можно
сделать вывод, что оценка не равна отметке, вот
это в своих исследованиях я и должна доказать и
опишу мою работу с учителя с оценкой и отметкой
по плану

  1. Определение и вывод
  2. Исследования.
  3. Вывод.

Сначала я провела анкетирование в 1-х и 4-х
классах:


1 классы (40 чел) 4 классы (40 чел)
Зачем ты идешь в школу?

А) получить
знания

Б) встретиться с друзьями

В) получить оценку

30%

30%

40%

45%

10%

45%

Когда ты больше доволен посещением
школы?

А) тебя похвалили

Б) ты получил оценку

50%

50%

30%

70%

Когда ты не выучил урок и пришел в школу,
то для тебя лучше

А) чтобы тебя наказали
словесно

Б) чтобы тебе поставили “2”

100%

В представлении первоклассников получить
оценку – это достижение. Даже “2” для него – это
оценка. Приведу такой пример: в 1980 г. ученик 1
класса бежит домой и кричит “Я получил оценку!”
Он очень рад, хотя эта оценка обозначена отметкой
“2”. Поэтому правильно, что 1 и 2 год обучения не
оценивается отметкой т.к. первоклассники еще не
понимают сути отметки. Но учитель первых классов
ведет лист наблюдений за достижениями ученика,
т.е. для себя используя какие-то “знаки” отметки
для оценивания успехов ученика. Например, в нашей
школе на основании методических рекомендаций
составлены листы достижений (см.
Приложение 1).

Если мы сравним ответы в анкете, то мы можем
сравнить осознанность ответов учащихся первых
классов и четвертых.

Учащиеся 4 класса уже более осознанно относятся
к поставленным вопросам. В своем большинстве они
считают, что посещение школы – это и получение
знаний и получении оценки за свой учебный труд.

А понимают ли учащиеся, что такое отметка, а что
такое оценка? Из опроса я выяснила, что нет. Ведь
по сути своей даже словесное оценивание – это
вид отметки. Но дети считают, что если меня
поругали в школе, то ведь родители об этом не
узнают. И ребенок спокоен.

Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему
дается, а что не дается. Для одного ученика “2” -
это переживание, а другой – равнодушен даже к
положительной оценке. Т.е. оценка по своей сути
носит и продуктивный и эмоциональный окрас. Т.к.
для некоторых учащихся отрицательная оценка –
это переживания, ущемление его самолюбия и
развитие комплекса “я неуспешен”.

Поэтому учитель как дирижер перед оркестром, с
помощью оценки-отметки должен построить учебный
процесс так, чтобы личные качества каждого
учащегося не были унижены, а наоборот,
развивались. Необходимо увеличить вероятность
получения положительного состояния учащегося.
Вот что пишут учащиеся 4 класса, рассуждая об
оценке. Пред ними поставлены следующие вопросы:

1. Что такое оценка?

2. Зачем она нужна?

3. За что я получаю оценку?

4. Какой она может быть?

  • “Я считаю, что оценка – это когда меня ценят,
    как человека” (Маргарита)
  • “Я считаю, что оценка – это когда тебя
    оценивают как ученика, друга” (Настя)
  • “Я думаю, что оценка – это баллы, которые мы
    заработали за свои знания” (Ваня)

Это ответ на первый вопрос, а на второй они
ответили так: “Я думаю, что оценка нужна для того,
чтобы знать как тебя оценивают другие”
(Маргарита)

  • “Я думаю, что оценка нужна мне, чтобы знать, над
    чем мне поработать в учебе; и какие качества
    характера изменить” (Настя)
  • “Я думаю, что оценка нужна, чтобы доказать себе,
    что я могу учиться хорошо” (Ваня)

По своей сути дети по-разному понимают значение
оценки и отметки, но каждый из них прав.

Итак, отметка – это средство поощрения и
наказания. Оценка качества знаний помогает
учителю выявить пробелы и недостатки в
организации педагогического процесса, ошибки в
своей деятельности и осуществить корректировку
учебно-воспитательной процесса. Т.е.
устанавливается обратная связь:
педагог-учащийся, учащийся-педагог.

Нынешняя система оценки качества знаний
обучающихся наряду с оценкой этих знаний дает
возможность определить готовность к
самоконтролю и снять состояние тревожности и
страха перед проверкой знаний. В это время важен
эмоциональный настрой учащихся на их успешность.
Но чтобы достичь этого учащимся необходимо
готовить к самооценке, уверенности к своему
успеху. Поэтому, начиная любой урок с объявления
темы, дети сами должны уметь поставить перед
собой цель, какой компетентностью он должен
овладеть к концу урока. Каждый ученик имеет перед
собой лист компетентности. Но чтобы правильно
оценить свои компетентности учащиеся должны
владеть нормами оценки их знаний для получения
отметки. С нормами оценки я знакомлю и детей, и
родителей.

Например, по теме “Безударные окончания имен
существительных” каждый ученик имеет перед
собой таблицу:

Безударные окончания имен
сущесвительных (мои компетенции)

Цвентух Иван, 4а


Дата

Часть речи

Род

Окончание

Склонение

Падеж

Проверочное слово

Написание окончания

Применение на
практике

Кол-во ошибок

Контроль

10.11

+

+

+

-

+

-

-

-

3

12.11

+

+

+

+

+

+

+

-

2

Итак, для себя ученик выбирает знак-отметку,
которой он будет оценивать свои знания (отметку
он может выбрать любую, даже “цветок” или просто
“+”, видя перед собой эту таблицу, ученик будет
стремиться к полному выполнению тех задач,
которые стоят перед ним. У учителя такая же
сводная таблица, но он постепенно заполняет ее,
акцентируя внимание ученика на его достижениях и
поощряя своей словесной оценкой к достижению
успеха. Такие таблицы можно составлять по сем
предметам и разделам программы.

Например:

Умножение многозначных чисел
(мои компетенции)

Чаус Маргарита, 4а


Дата

Таблица умножения

Правила подписывания
множеств

Выделение неполных
произведений

Множитель, оканчивающийся на
“0”

Сложение многозначных чисел

Кол-во ошибок

контроль

10.11

+

+

+

-

+

-

-

12.11

+

+

+

+

+

+

+

Эти таблицы – промежуточный измеритель
наравне с проверочным, тестами, но они лучше
помогают оценить свои знания, выделить свои
неудачи, пробелы и стремиться к успеху.

После контрольной работы учитель может вместе
с учеником составить таблицу его успешности и не
успешности. Ученик пытается сам выделить те
компетенции, которыми он должен пользоваться при
выполнении самостоятельной работ и дать свою
оценку знаниям. Напоминаю, чтобы правильно
оценить свой труд, учащиеся должны владеть
нормами оценки, понимать, за что они получают тот
или иной балл (отметку).

Поэтому необходимо, во-первых, научить ребенка
видеть, в первую очередь, свои успехи, а затем
только недостатки: “Я овладел в совершенстве
определением склонения, но затрудняюсь в
определении падежа” или “Я усвоила алгоритм
письменного умножения, но встречаются ошибки
табличного умножения”

Затем необходимо научить учащихся оценивать
ответы своих товарищей, используя нормы
оценивания, но, начиная с положительного момента,
уметь сравнить с ответами другого (например, при
выразительном чтении)

Все это дает возможность не выставлять сразу
отрицательную отметку, а дать возможность
ребенку достичь успешность в том или ином
разделе.

Психологи выделяют 4 фактора, которые
определяют уровень мотивации достижения успеха:

1. Стремление к успеху “Я очень хочу это
сделать” или “Я вам не мешаю, и вы меня не
трогайте”. Поэтому необходимо пробудить в детях
желание узнать новое по проблеме, а если этого
желания нет, то учить бесполезно.

2. Надежда на успех “Мне это по силам. Я
справлюсь, я уверен в себе” или “Я не смогу этого
сделать, у меня все равно ничего не получится”.
Поэтому чаще всего урок или день я начинаю со
слов “Вы все умеете, у вас все получится”.

3. Вероятность достижения успеха “Все зависит
от меня” или “Я — пешка, от меня ничего не
зависит”.

4. Субъективные (индивидуальные) эталоны оценки
достижений “Сегодня ты стал лучше, чем вчера”.

Если у ребенка нет надежды на успех в деле,
которым он занят, у него появляется ситуация
избежания неудач.

Итак, если самостоятельную и проверочную
работу ученик может оценить сам, выбрав для себя
ту или иную отметку, то окончательную оценку его
знаний с помощью отметки – балла определяет
все-таки учитель, проводя контрольные работы по
всем предметам. Они могут быть тематические,
итоговые, промежуточные.

Итак, делаем вывод оценка и отметка не равны,
хотя по своей сути служат одному и тому же делу –
ученик должен чувствовать себя успешной
личностью.

Следующий: