Из опыта работы мастер-класса. Программа индивидуального сопровождения отстающих учащихся

Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили…
Поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети-
просто им вовремя не помогли.

(Из размышлений учителя)

Пояснительная записка

Актуальность проблемы состоит в том,
что неуспеваемость учащихся есть и остается
наиболее острой в современной педагогике. Число
таких детей из года в год возрастает, так как
увеличиваются факторы риска, среди которых
наиболее опасны: отягощенная наследственность,
патология беременности или родов у матери,
хронические заболевания у родителей,
неблагоприятные экологические ситуации,
алкоголизм родителей, неполная семья,
неблагоприятный психологический микроклимат в
семье и в школе.

По данным МО РФ 85% детей учащихся школ
нуждаются в помощи медицинского,
психологического и
коррекционно-педагогического характера.

Чтобы наметить пути коррекционной
работы с такими учащимися нужно более подробно
познакомиться с отклонениями в развитии ребенка:
развитие мышления, памяти, внимания, восприятия,
речи, эмоционально – волевой сферы личности
происходит замедленно с отставанием от нормы.
Ограничения психических и познавательных
возможностей не позволяют ребенку успешно
справиться с задачами и требованиями, которые
предъявляет ему общества.

У такого ребенка гораздо дольше
остается ведущая игровая мотивация, с трудом и в
минимальной степени формируются учебные
процессы. Слабо развитая произвольная сфера
(умение сосредоточиваться, переключать внимание,
усидчивость, умение удерживать задания, работать
по образцу) не позволяет младшему школьнику
полноценно осуществить напряженную учебную
деятельность: он очень быстро устает, истощается.

Из-за недостаточного для его возраста
умения сравнивать, обобщать, абстрагировать,
классифицировать учащиеся не в состоянии
самостоятельно, без специальной педагогической
помощи, усвоить содержательный минимум школьной
программы и быстро попадает в ряды хронически
неуспевающих.

Часто трудности в учении усугубляются
слабой способностью к звуковому и смысловому
анализу речи, вследствие чего ребенок плохо
владеет навыками чтения, с трудом осваивает
письменную речь.

Учебные трудности школьника, как
правило, сопровождаются отклонениями в
поведении. Из – за функциональной незрелости
нервной системы процессы торможения и
возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо
очень возбудим, импульсивен, агрессивен,
раздражителен, постоянно конфликтует с детьми,
либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, в
результате чего подвергается насмешкам со
стороны детей. Из таких взаимоотношений со
средой, характеризующихся как состояние
хронической дезадаптации, ребенок
самостоятельно, без индивидуальной
педагогической помощи выйти не может.

Цель и задачи коррекционных занятий:

  • повышение уровня общего развития учащихся;
  • восполнение пробелов предшествующего развития
    и обучения;
  • индивидуальная работа по формированию
    недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной
    сферы;
  • логопедическая коррекция нарушения речи;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков
    общения, правильного поведения.
  • Содержание программы

    индивидуального сопровождения
    отстающих учащихся


    Содержание

    Формы занятий

    1.

    Выявление учащихся, испытывающих
    затруднения в усвоении ЗУН на основе срезов и
    контрольных работ учащихся.
    Контрольные работы, контрольные срезы,
    педагогическая диагностика.

    2.

    Анализ причин не усвоения программ на
    основе комплексной диагностики:

    а)
    психофизической;

    б) педагогической;

    в) логопедической;

    г) медицинской;

    д) социально – педагогической.

    Тестирование.

    Педагогическая
    диагностика.

    Диагностика.

    Медицинское обследование, анализ карт
    развития.

    Индивидуальная беседа с родителями,
    наблюдение, посещение семьи.

    3.



    Заключение и рекомендации педагога,
    логопеда, психолога, социального педагога и
    врача специалиста по коррекции психофизических
    и познавательных возможностей учащихся.
    Индивидуальная консультация.

    4.

    Первичный ПМПк МОУ СОШ:
    • определение компенсаторных возможностей
      ребенка;
    • составление комплексной индивидуальной
      программы;
    • составление плана коррекционных мероприятий
      специалистами с учетом индивидуальной
      программы;
    • определение образовательного маршрута для
      учащегося.
    Консилиум.

    5.

    Реализация индивидуальных программ и
    плана коррекционных мероприятий с ребенком.
    Урок, индивидуальное занятие.

    6.

    Отслеживание динамики в развитии на
    плановых и срочных ПМПк

    МОУ СОШ:

    • оценка динамики обучения и коррекции;
    • внесение изменений в индивидуальную программу;
    • назначение дополнительных обследований.
    Обсуждение, беседы с родителями.

    7.

    Заключительный ПМПк МОУ СОШ :
    • оценка статуса ребенка на момент окончания
      коррекционной работы по индивидуальной
      программы;
    • разработка комплексных рекомендаций по
      переводу и адаптации ребенка к новым условиям
      обучения.
    Консилиум.

    8.

    Тематический административный
    контроль “Работа учителей I ступени обучения со
    слабоуспевающими учащимися”.

    Методическое обеспечение программы

    Коррекционные занятия проводятся с
    учащимися педагогом, психологом и логопедом –
    дефектологом по мере выявления индивидуальных
    пробелов в их развитии и обучении. Такое
    комплексное воздействие на ребенка проводится с
    целью преодоления негативных тенденций
    развития, осуществляемое на индивидуальных и
    групповых коррекционных занятиях.

    На каждого ученика заполняется “Лист
    коррекционных занятий” (см. Приложение
    1
    ), где составляется план коррекционной
    работы для данного ученика. Это позволяет
    учителю реализовать принцип индивидуализации
    обучения, эффективно сочетая словесные,
    наглядные и практические методы обучения при
    опросе, объяснении и закреплении нового
    материала, то есть на всех этапах обучения.
    Важным моментом в организации коррекционной
    работы является динамическое наблюдение
    за продвижением каждого ребенка специалистами
    школьного психолого-медико-педагогического
    консилиума. Обсуждение результатов
    наблюдений
    проводится не менее 1 раза в
    четверть на консилиумах, с приглашением на них
    родителей этих учащихся. Ведётся профилактическое
    пролечивание и физическое закаливание
    в
    соответствии с индивидуальными потребностями и
    возможностями ребенка.

    Целесообразно для детей испытывающих
    трудности в обучении организовать работу в
    режиме группы продленного дня, обеспечивающих
    полноценную подготовку домашнего задания. Это
    позволяет учителю реализовать метод
    дифференцированного подхода к домашнему заданию
    исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

    Итогом такого комплексного подхода к
    отстающему учащемуся является:

    • нормализация учебной деятельности;
    • развитие познавательной активности;
    • развитие темповых показателей учащихся;
    • обогащение знаниями и представлениями об
      окружающей действительности;
    • направленная подготовка к восприятию нового
      учебного материала.

    Список используемой литературы

    1. Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо
      по организации и содержанию
      коррекционно-развивающего обучения в условиях
      общеобразовательных учреждений//Начальная
      школа, 1997, №10
    2. Диагностика и коррекция задержки психического
      развития у детей: Пособие для учителей
      коррекционно-развивающего обучения/Под ред.
      С.Г.Шевченко. М: АРКТИ, 2001
    3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в
      образовании детей с задержкой психического
      развития: Учебное пособие. – М: издательство НЦ
      ЭНАС, 2002
    4. Психодиагностика и коррекция детей с
      нарушениями и отклонениями
      развития./Составители: В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе.-
      СПб: Питер, 2001



    Следующий: