Из опыта работы мастер-класса. Педагогическая дискуссия НФУ и ЕГЭ: как совместить несовместимое


Форма занятия



: имитационная интерактивная
игра со слушателями
Проблемы:

  • Как совместить интерактивный потенциал НФУ с
    тестовым контролем ЕГЭ?
  • Не выступает ли такая технократизация
    образовательного процесса в противоречие с
    концепцией гражданского образования?
  • Не нарушаются ли гражданские права выпускников
    введением ЕГЭ, не ограничено ли право свободного
    выбора молодого человека?
  • Кто виноват в таком негативном восприятии ЕГЭ?
  • Что делать нам, учителям, чтобы помочь
    выпускнику, сдающему ЕГЭ?

Этапы занятия

:

I этап – введение в проблему:
А) обзор литературы
Б) социологическое исследование
В) слово психологу

II этап – погружение в проблему
А) педагогическая дискуссия
Б) поиск аргументов по 2-м утверждениям

III этап

– выход из проблемы
А) анкетирование
Б) рефлексия
В) слово психологу

IV этап

– неофициальная часть занятия

1-е утверждение


“Интерактивные учебные занятия способны
подготовить учащихся к ЕГЭ”

2-е утверждение


“Нельзя совместить интерактивный потенциал НФУ
с тестовым контролем ЕГЭ”

Цели и задачи

:

  1. Когнитивный блок (знания): познакомить
    слушателей с психологическими,
    социально-правовыми аспектами проблемы ЕГЭ,
    показать место этой проблемы в структуре
    модернизации школы;
  2. Аксиологический блок (ценностные ориентации):
    способствовать формированию у слушателей
    следующих ценностных ориентаций:
    • Необходимость привлечения социального опыта
      старшеклассников;
    • Способствовать активной социализации
      подрастающего поколения через моделирование
      социальных явлений;
    • Формировать ключевые компетенции выпускников.
  3. Праксиологический блок (мотивация):
    • Способствовать диагностике и коррекции
      личностных качеств учащихся в сфере
      межличностных отношений, в том числе с учителями,
      родителями, другими членами общества;
    • Помочь осознанию важности момента окончания
      школы, разумного выбора дальнейшего жизненного
      пути;
    • Научить правильно реагировать на сложные
      жизненные ситуации (например, ЕГЭ);
    • Выработать основные пути решения проблемы: как
      мы, взрослые – родители и учителя можем помочь
      выпускнику, сдающему ЕГЭ?

Оборудование

: анкеты выпускников, анкеты
родителей, анкеты учителей, конституция РФ,
Инструктивное письмо Министерства образования
РФ “О гражданском образовании учащихся
образовательных учреждений РФ” №13-51-08 от 15.01.2003
г., ассоциативные понятия по НФУ и ЕГЭ на листах,
вопросы для рефлексии по ЕГЭ, аргументация “за”
и “против” по трем аспектам: когнитивному,
аксиологическому и праксиологическому

    Этап I. Введение в проблему


    ?

    Как совместить интерактивный потенциал
    НФУ с тестовым контролем ЕГЭ?
    Не вступает ли такая технократизиация
    образовательного процесса в противоречие с
    концепцией гражданского образования?

Поговорим о важности
привлечения социального опыта старшеклассников
в курсе преподавания истории и обществознания.
Это помогает нам реализовать главную цель
образования – освоение знаний о социальной
действительности, развитие мышления и интереса к
изучению дисциплин социально-экономического
цикла, воспитание гражданской ответственности.
Этот подход способствует формированию
основ таких базовых социальных компетенций, как
способы сотрудничества в группе, толерантное
поведение, мирное разрешение конфликтных
ситуаций. Кроме того, он развивает умение
спорить, способность к рефлексии, оценке
собственных социальных возможностей, навык
самоорганизации, вырабатывает готовность
самостоятельно разрешать личные проблемы,
реализовывать свои жизненные планы.
Я всегда в своей педагогической
практике очень широко привлекала жизненный опыт
учеников. Может быть это потому, что начала
работать после университета в техникуме и
преподавала историю и философию 19-20-летним я
22-летняя. Иногда мне казалось, что они совсем
взрослые, а я плохо знаю жизнь. Мы учили и учились
друг у друга. Ведь нельзя не учитывать
потребность у старшеклассников в неформальном
доверительном диалоге со взрослым, с учителем.
Вот и сегодня, готовясь к занятию, я обратилась к
помощи моих выпускников. Изучая тему по
обществознанию “Социальный статус личности”,
мы вышли на разговор о социальных гарантиях, на
которые может рассчитывать выпускник. Вслед за
этим логично возник вопрос:

    ?

    А не нарушаются ли гражданские права
    выпускников введением ЕГЭ?
    Не ограничивает ли ЕГЭ право свободного
    выбора молодого человека?

И выпускники 11 А провели маленькое
исследование проблемы.

    Выступление учащихся 11 а класса по
    вопросу интервьюирования, т.е. изучения
    общественного мнения на предмет отношения к ЕГЭ

    А) анкетирование выпускников
    Б) анкетирование родителей
    В) анкетирование учителей
    Г) о статьях Конституции

Итак, вывод: выпускники и их
родители обеспокоены грядущим испытанием,
сомневаются в положительной оценке эксперимента
и не понимают, как одинаковые требования можно
применять к таким неодинаковым выпускникам.
Короче говоря, ко всем своим экзаменам не в
родной школе, где даже стены помогают и с
родным учителем, который, как они пишут в своих
анкетах, “лучше знает уровень моих знаний”.


    НФУ

    ЕГЭ

    Дискуссия

    Поддержка

    Толерантность

    Комфортность

    Диалог и т.д.



    Конкурс

    Стресс

    Сравнение

    Неуверенность

    Испытание и т.д.

Какие выводы напрашиваются? Они очевидны: дети
обеспокоены ЕГЭ, положительных ожиданий с ним не
связывают.

    ?

    Кто виноват в таком негативном
    восприятии ЕГЭ?
    Что делать нам, учителям, чтобы помочь
    выпускнику, сдающему ЕГЭ?

Первое задание группам:

Определить и выбрать средства и методы,
используемые на НФУ, чтобы подготовить учеников
к ЕГЭ. Обосновать свой выбор.

    Например,

    1. Хронологический диктант
    2. Исторические ассоциации
    3. Решение кроссвордов
    4. Составление вопросников к параграфу или теме
    5. Подбор аргументов по различным аспектам
    6. Составление авторских текстов
    7. Решение исторических задач
    8. Мини-исследование
    9. Составление глоссария по теме
    10. Написание мини-сочинений, эссе
    11. Составление логических цепочек:
      цель-мотив-дествие-средство-результат-оценка-рефлесия
    12. Написание рецензии на устный ответ
    13. Рецензия на мини-исследование
    14. Авторское анкетирование
    15. Написание и защита проектов

Второе задание группам слушателей

Сформулировать утверждение и доказать его.

Например,
УТВЕРЖДЕНИЕ: интерактивные учебные
занятия способны подготовить учащихся к ЕГЭ


    Аспект 1
    Когнитивный
    (знания)

Аспект II
Аксиологический
(ценности)

Аскпект III
Праксиологический
(мотивация)

Аргументы

Аргументы

Аргументы

1. На уроках дети получают правовые
экономические, политические и другие знания об
обществе, которые можно проверить тестовыми
заданиями.

2. Дети учатся в неформальной
обстановке быстро реагировать на проблемные
ситуации, именно это умение поможет им
сориентироваться на задание по ЕГЭ.

3. Игра учит порядку, организованности, которые
пригодятся на ЕГЭ. 4. Обязательным этапом в
организации НФУ является рефлексия, дети
привыкают к важности их мнения и это поможет им
выполнять задания ЕГЭ повышенной сложности,
связанные с необходимостью давать
соответственную оценку явлениям.

1. На уроках формируется активная
гражданственная позиция, которую возможно
выявить с помощью проблемных заданий на ЕГЭ.

2.
Мнение учителя не доминирует на НФУ, поэтому дети
привыкли принимать это решения самостоятельно и
это им поможет на ЕГЭ.

3. Ученик, работающий в группе, осознает
важность собственной успешности и эта привычка
способствует умению настроиться на успех на ЕГЭ.

1. Умение работать в соответствии с
критериями проблемности, альтернативности,
критичности помогает подготовить учащихся к
ответственной проверке их знаний на ЕГЭ.

2.
Выпускники способны проявить собственную
креативность, которая поможет им выполнить
творческое ЕГЭ. Например, написать ЭССЕ.

3. НФУ развивают познавательный интерес
учащихся, стимулирует самостоятельную учебную
деятельность, а дополнительная информация,
полученная учеником, конечно пригодится на ЕГЭ.

Утверждение:


действительно, нельзя совместить интерактивный
потенциал НФУ с тестовым контролем ЕГЭ.


Аспект 1
Когнитивный
(знания)



Аспект II
Аксиологический
(ценности)

Аскпект III
Праксиологический (мотивация)

Аргументы

Аргументы

Аргументы

1. НФУ способствуют формированию
коммуникативных умений учащихся, а ЕГЭ требует
“натаскивания” на основные определения и
прочее.

1. Дети воспитаны в духе сотрудничества и
взаимопомощи, привыкшие делиться информацией, а
ЕГЭ учат другому — “каждый сам за себя”, это
конкурс и соперничество

1. На НФУ учащиеся чувствуют себя комфортно,
частью общего целого — группы, класса, а ЕГЭ для
них — стресс и изолированность от “своих”.

2. На НФУ моделируются игровые ситуации и
сложные проблемы жизни решаются сообща, а ЕГЭ
оставляет ребенка наедине со скучными тестами.

2. Дети стараются толерантно оценивать другое
мнение, осторожно и уважительно признавать
этнические и религиозны различия, а ЕГЭ
воспринимается как жесткая унификация,
подведение всех к одному “знаменателю”.

2. На НФУ личность ученика раскрывается
творчески, и т.к. креативность вообще очень
сложно оценивать, то ЕГЭ не сможет объективно
оценить способность к творчеству. А ведь каждая
страна сегодня ищет талантливых людей.

3, НФУ создают такой стиль обучения, при котором
дети открыто и честно выражают свои мнения, а ЕГЭ
не способствует искренности в ответах: дети
пишут то, что требуется, а не что чувствуют на
самом деле.

3. Уроки дают возможность ученику свободно
выбрать форму и вид деятельности, а ЕГЭ лишает
его прав свободного выбора.

3. НФУ базируется на понимании учащегося как
субъекта образовательного процесса, а ЕГЭ делает
ученика объектом эксперимента.

Слушатели, разумеется, не получают
заранее готовых ответов. Им предстоит
самостоятельно потрудиться.
В итоге, слушатели приходят к выводу,
что НФУ имеют огромный потенциал и вполне
способны справиться, в том числе, и с задачей
подготовки выпускника к ЕГЭ.
Действительно, существует кажущееся
противоречие между НФУ и ЕГЭ, но для творческого
учителя, работающего в тесном сотрудничестве со
своими учениками, это даже очень сложная
проблема имеет решение.
Слушатели в ходе педагогической
дискуссии охотно делились собственными
“находками”. Левко Л.В. говорила о возможностях
Гражданского форума, Шейко Г.С. – о необходимости
развития навыка работы с документами, Бастракова
Э.А. – о формировании умений творческого плана,
например, написание эссе на исторические темы.

    Приложение:

    1. Статьи Конституции РФ
    2. Вопросы для анкетирования выпускников,
      родителей и учителей на предмет отношения к ЕГЭ
    3. Статья Л.П. Зеленовой “ЕГЭ шагает по России”.
      Учительская газета №45, 5 ноября 2002 г.
    4. Лазебникова А.Ю. Что и как отражается в зеркале
      единого экзамена? Ж. Преподавание истории и
      обществознания в школе. №9, 2003 г.

    Анкетирование родителей на предмет
    отношения к ЕГЭ

    Вопросы задавала: Самсонова Елена уч. 11
    “А” кл.
    На вопросы отвечала: Самсонова Наталия
    Анатольевна

  1. Знаете ли вы о ЕГЭ? -Да.
  2. Какие отзывы слышали и откуда у вас информация?
    -ЕГЭ не укладывается в программу средней школы,
    содержит вопросы повышенной сложности. Такая
    форма экзамена ещё не совершенна. Результаты
    прошлогодних экспериментов довольно
    отрицательны. Эта информация от учителей и по
    телевизору.
  3. Какие надежды вы связываете с ЕГЭ? -Надеюсь, что
    ЕГЭ действительно станет единым и в школе, и при
    поступлении в ВУЗ.
  4. Какую помощь вы готовы оказать своему
    выпускнику в подготовке к ЕГЭ? -Постараюсь
    обеспечить необходимыми дополнительными
    пособиями и оплатить подготовительные курсы.
  5. Считаете ли вы ЕГЭ более точным механизмом
    оценки, чем школьный экзамен? -Да. Так как
    школьный экзамен во многом зависит от подхода
    преподавателя, а ЕГЭ судит более объективно.
  6. Считаете ли вы ЕГЭ защитой от несправедливого
    учителя? -Да. Учитель не сможет повлиять на
    экзаменационную оценку, исходя из своих
    симпатий.
  7. Думаете ли вы, что хороший аттестат — залог
    успеха вашего ребёнка в будущем? -Да, так как
    хороший аттестат имеет значение при поступлении
    в ВУЗ.
  8. Вдруг ваш ребёнок не справится с ЕГЭ, кого
    будете винить? -Если ребёнок умный, то виновата
    школа, не научила готовиться к такой работе, а
    если ребёнок всю жизнь с плохой успеваемостью, то
    виноваты родители, плохо воспитали.
  9. Что для вас хорошая отметка по ЕГЭ? -Если
    выпускник готовился, то это заслуженная награда.
  10. . Зачем вам ВУЗ? -Для получения высшего
    образования и хорошей специальности, чтобы
    достойно себя реализовать в обществе.
  11. . Какой вопрос вы хотели бы задать авторам
    эксперимента? -Смогли бы они сами сдать этот
    экзамен, ведь каждый из них специалист в
    определённой области, а ученики должны
    охватывать все вместе.



Следующий: