Из опыта работы мастер-класса. Дебаты по теме: ОСОД, ориентировочная основа действия, придуманы МО РФ для учителя или ученика?

Цель: актуализировать знания об ОСОД, ориентированной основе действий; в форме дебатов определить для кого придумано МО РФ для ученика или учителя.

1. Тренинг.

1 ведущий: - Уважаемые коллеги, проходите, пожалуйста, в класс и образуйте круг.

2 ведущий: - Давайте с вами познакомимся. Представьтесь, пожалуйста, так, как бы вы хотели, чтобы к вам обращались и назовите характерное вам качество на первую букву своего имени. Например, Я - Наталия, я - находчивая.

1 ведущий: - Я - Светлана, я - стабильная. Представьтесь, пожалуйста (участники мастер класса представляются по кругу).

2 ведущий: - А теперь давайте поздороваемся. Сделайте шаг вперёд те, кто любит собирать грибы, и пожмите друг другу руки. Спасибо. Вернитесь на свои места.

1 ведущий: - Сделайте шаг вперёд те, кто любит смотреть сериалы, и поздоровайтесь друг с другом. Спасибо. Займите свои места.

2 ведущий: - Сделайте шаг вперёд те, кто пришёл на работу пешком. Поздоровайтесь.

1 ведущий: - Сделайте шаг вперёд те, кто проснулся сегодня в хорошем настроении.

2 ведущий: - Сделайте шаг вперёд те, кто настроен на хорошую работу. Поздоровайтесь.

2. Выбор карточек.

1 ведущий: - Возьмите, пожалуйста, понравившуюся фигуру и займите место согласно выбранной карточке. (К спинкам стульев прикреплены аналогичные карточки).

3. Сообщение темы.

2 ведущий: - Итак, начинаем. Сегодня наш мастер класс будет проходить в дебатной форме по теме: «ОСОД, ориентировочная основа действий для кого придуманы МОиН РФ?».

1 ведущий: - Вместе с вами работать над данным вопросом будем мы:

Харченко Светлана Викторовна и Долгова Наталия Владимировна.

4. Сообщение ролей.

1ведущий: - Вы разделились на 4 группы. Те, кто выбрал: треугольники - будут отстаивать интересы родителей;

круги - представляют интересы детей;

зеленые квадраты - интересы учителей;

синие квадраты - представляют интересы МОиН РФ.

2ведущий: - Уважаемые коллеги, убедительная просьба — на время нашего общения забыть о том, что мы все учителя и войти в предложенную роль.

5. Просмотр фильма.

1ведущий: - Давайте посмотрим зарисовку из школьной жизни.

(Зарисовку можно записать и воспроизвести через компьютер, телевизор или инсценировать).

Девочка выполняет упражнение. Подходит учительница и спрашивает:

- Что ты делаешь?

- Упражнение, - отвечает ученица.

- Зачем ты это делаешь?

- Учительница сказала.

  • Тебе пригодятся эти знания?

- Не знаю. Маме компьютер ошибки исправляет.

- Как ты поступишь, если не будешь знать, как выполнить задание?

- Спрошу у кого-нибудь.

- И на уроке тоже?

- А всегда спрашиваю, если не знаю. И на уроке тоже.

Ребёнок выполняет упражнение полностью, а затем обращается к учителю:

- Я закончила.

- Ты проверила?

- Да.

- Как ты думаешь, ты справилась с заданием?

- Да. Я довольна своей работой.

- Давай проверю.

Учительница проверяет и находит много ошибок.

- Посмотри, сколько ошибок. Получается, ты не справилась.

6. Что? Для кого? Зачем?

2 ведущий: - Какая интересная ситуация. Уважаемые учителя, она вам знакома? Чем?

- А вы, родители, видите в этой девочке своего ребёнка? Что показалось знакомым? (А вы интересовались у своих детей, зачем они выполняют какое-либо задание?)

- Дорогие дети, скажите, зачем учительница «пытала» девочку? Чего она хотела от неё?

  • Светлана Викторовна, зачем вы спрашивали это у ребёнка?

1 ведущий: - Я спрашивала, потому что Федеральный стандарт начального общего образования определяет основные направления модернизации образования. В том числе обще-учебные умения и навыки, обобщённый способ организации деятельности, ключевые компетенции.

2 ведущий: - Если с ОУУН я знакомилась ещё в институте, родители, наверное, слышали на собраниях, а понятие «ключевые компетенции» в последнее время звучит очень часто, то ОСОД - что-то необычное.

- Дети, вы знаете, что это такое?

- А родителям знакомо понятие?

- Уважаемые учителя, вы знаете, что это такое?

  • МОиН, вы согласны с мнением учителей? Помогите нам расшифровать.

1 ведущий: - ОСОД - это обобщённый способ организации деятельности и является составной частью ОУУН.

2 ведущий: - Почему же тогда ОСОД вычленен из ОУУН? (Вопрос ко всем участникам).

1 ведущий: - Потому что ОСОД подразумевает развитие у учащихся аналитико-синтетических умений, а именно уметь ставить цель, анализировать и предвидеть результат.

2 ведущий: - Представители МОиН, о ком вы думали, придумывая ОСОД? (О детях).

- О детях. Хорошо. Спросим у детей. Вам он нужен?

- Родители согласны с МО, что это нужно детям? Зачем?

  • А как считают учителя?

1 ведущий: - Это предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования и из зубрёжки превращаются в процесс умственного развития.

2 ведущий: - Каким образом ОСОД помогает в учёбе? (Мнение аудитории).

1 ведущий: - Он помогает развить учебно-организационные умения, такие как:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • исполнительские действия;
  • действия контроля (самоконтроля);
  • действия оценки.

2ведущий: - Дети, вы развиваете в себе эти умения? Как? Вы согласны, что это вам может помочь в учёбе?

- Представим, что я развила в себе целеполагание и поставила перед собой задачу - выполнить упражнение. Села, открыла учебник и не знаю, что же дальше делать. Как вы поступаете в данной ситуации? (Создать ситуацию безвыходности).

- Вы, родители, что посоветуете своим детям? Вы развиваете в детях учебно-организационные умения и как?

1 ведущий: - Зря вы мало уделяете внимания формированию умений (необходимо в самостоятельной жизни, например, при поступлении в ВУЗ). В этом году параллельно с минимум образования действует федеральный стандарт общего образования, который предусматривает, что для того, чтобы учащийся не испытывал затруднений при выполнении заданий, должна быть сформирована ориентировочная основа действий.

2 ведущий: - Ориентировочная основа действий. Опять выплыло новое понятие. Кто-нибудь знает, что это такое?

1 ведущий: - Ориентировочная основа действий — это часть ОСОДа, которая помогает ребёнку выполнить любые действия. Это не самоцель, а средство к развитию.

7. Когда начинать?

2 ведущий: - Когда начинать эту работу по формированию учебно-организационных умений? (Опрос каждой группы.)

8. Диагностика.

1 ведущий: - Как проверить, что у ребёнка формируются эти умения?

2ведущий: - А в нашей школе проводится диагностика, предложенная старшим преподавателем Челябинского государственного педагогического университета Н-Н.Титаренко, опубликованная в журнале «Завуч начальной школы» №3,2004 год.

1 ведущий: - Проведение диагностики помогает учителю видеть каждого ученика на всех этапах деятельности, управлять развитием ребёнка и корректировать его деятельность.

2 ведущий: - Зачем это надо учителю?

9. Заключение.

2ведущий: - Давайте вернёмся к вопросу нашего мастер класса: «Для кого придуманы ОСОД и ориентировочная основа действий?» (Для учителя и для учащегося).

1 ведущий: - Закончить нашу встречу мы хотим словами А-Дистервега:

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение».

2 ведущий: - Спасибо за сотрудничество. Предлагаем вам заполнить анкеты.

Следующий: