Из опыта проведения интегрированных уроков географии и химии

Перед любым учителем всегда стоит вопрос о
развитии познавательного интереса к предмету.
Очевидно, что возможности географии и химии в
данном аспекте проблемы практически
безграничны. На этих уроках учащиеся могут
прогнозировать результаты экспериментальной
деятельности, на практике проверить
теоретические положения.

Использование географических знаний на уроках
химии даёт возможность учителю-географу
показать высокую практическую значимость их
предмета и вместе с тем привлекает
исключительных поклонников географии в дружное
братство увлечённых химией. В это же время,
география как предмет, развивающий логическое
мышление, системные и аналитические подходы к
изучаемым темам, работает на химию.

Наша совместная работа начиналась с обсуждения
планирования уроков химии и географии.
Проанализировав программу по этим предметам, мы
пришли к выводу: целесообразнее

проводить интегрированные уроки по химическим
производствам, так как при изучении этих тем
требуются знания и по географии, и по химии. Это и
знание полезных ископаемых, их химического
состава, их месторождений, технологических
процессов, лежащих в составе получения металлов
и сплавов и т. д.

Мы запланировали интегрированные уроки по
темам “Чёрная металлургия”, “Цветная
металлургия”. Определили цель – научить ребят
видеть мир целостным, требования к знаниям,
умениям, навыкам (Приложение 1), формы
интеграции – слияние большей части учебного
материала, построение автономных блоков в рамках
единого урока и их взаимосвязь. В соответствии с
задачами урока определили формы организации
познавательной деятельности (фронтальная,
индивидуальная, парная, групповая, коллективная).

Первый интегрированный урок был проведён в
виде ролевой игры по типу делового совещания
“Чёрная металлургия”. Содержание урока
базировалось на научных принципах и
закономерностях химического производства,
которые используют в доменном и сталеплавильном
процессах. Рассчитана игра на два учебных часа.
Во время ролевой игры ученики получили
представление о будущей производственной и
общественной деятельности, учились грамотно и
научно обоснованно вести обсуждение выбранной
проблемы.

Для проведения игры мы использовали наглядные
средства: “Железо и его соединения”, “Курская
магнитная аномалия”, диапозитивы “Устройство
домны”, “Рудный двор”, коллекцию “Чугун и
сталь”, технологическую схему. Процесс
получения чугуна и стали; фотографии
художественного литья из чугуна.

Игра познакомила учащихся с историей развития
металлургии в России.

В работе совещания принимали участие следующие
специалисты: главный инженер, заведующий отделом
снабжения, заведующий техническим отделом,
экономисты, заведующие отделом защиты
окружающей среды, сбыта; научные сотрудники,
историк.

Класс бал разделён на отделы, определены роли.
Задачи отделов: разработать химизм и оптимальные
условия получения чугуна, определить
экономически выгодную сырьевую базу, найти
источники применения чугуна.

Работа каждого отдела оценивалась по качеству
выступления, предложений; количеству
критических замечаний других отделов.

Интегрированный урок начался с записи песни о
металлургах из кинофильма “Весна на Заречной
улице”, затем участникам совещания учителя
рассказали о значении металлургии в экономике
страны. Работу продолжил главный инженер,
который представил участников игры.

Участникам игры было задано много проблемных
вопросов, каждый отдел стремился показать своё
значение в процессе производства чугуна и стали,
отстоять свою точку зрения. Особое внимание было
обращено на развитие чёрной металлургии в
современных условиях, а также на актуальность
проблемы охраны окружающей среды. В ходе игры
ребята сделали вывод – это не простое дело.

Любопытные расчёты экономистов показали очень
дорогое применение кокса. Они отметили, что,
подавая воздух с 25% содержанием кислорода с
природным газам, производительность печи можно
увеличить на 10%, а расход кокса снизить на 18%.
Экономистами было обращено внимание и на
качество руды. Известно, что содержание пустой
породы должно быть минимальным – отходы
производства ( шлаки) нашли применение в
строительстве, в с/х, а ведь раньше они занимали
большие площади на территории комбината. В целях
комплексного использования сырья и с пользой для
человека, экономисты предложили строить
шлаколечебницы при металлургических комбинатах.
Известно, что температура шлаковых вод, наличие в
них сернистых соединений, помогают больным
избавиться от кожных заболеваний, ревматизма.

Особое внимание на совещании было уделено
экологической проблеме. Экологи предложили в
целях предотвращения сброса загрязнённых вод в
водоёмы и экономии воды создавать замкнутые
водооборотные системы, утилизировать твёрдые
отходы, дымовые газы в полном объёме, а также
создать территориально-промышленные комплексы с
предприятиями, взаимосвязанными принципами
безотходной технологии в масштабах всего
экологического района. Известно, кадры решают
всё, поэтому в ходе деловой игры отдел кадров
провёл огромную профориентационную работу.
Присутствующие были ознакомлены с профессиями
доменного производства – газовщиками,
горновыми, сталеварами, мастерами-технологами,
были названы адреса техникумов, институтов, где
можно эти профессии получить. Подводя итог всему
сказанному, мы отметили, что люди этих профессий
отличаются крепким здоровьем, стойкостью,
высокими нравственными качествами. Выбирая
профессию, учащиеся должны воспитать себя на
высоком нравственном чувстве и проявлять его во
всём: в отношении друг к другу, человеку, и своим
обязанностям. Природа не прощает халатного
отношения к себе, ошибок и промахов людей.



Степень и качество усвоения этого материала
показал итоговый тест, в который включались
вопросы интегрированного характера. Оценки
только отличные и хорошие. Результат урока
превзошёл все ожидания: два часа прошли на одном
дыхании, нам удалось достигнуть поставленной
цели: показать значение человеческого фактора в
современном производстве.

Мы видели заинтересованность наших учеников,
хорошую подготовленность, их умение общаться,
быстро находить ответы на трудные вопросы. На
данном интегрированном уроке не было ни одного
равнодушного, значит, нам удалось заинтересовать
их, а это главное.

Следующее запланированное занятие мы провели
по теме “Алюминий – крылатый металл” (Приложение
2
). Проведение интегрированных уроков,
применение на уроках интегрированных технологий
позволили учащимся успешно усвоить знания по
географии и химии. Итоговые контрольные работы и
экзамены показали высокий уровень знаний
учащихся, превышающих требования
государственных образовательных стандарт (по
химии – 78%, географии – 86% качество знаний).

Анализ ответов учащихся на вопросы анкеты (Приложение
3
) показал, что интегрированный урок является
интересной формой получения знаний для учащихся,
способствующий расширению кругозора учащихся,
ориентирующий их на выбор будущей профессии.

Мы отметили, что при проведении
интегрированных уроков не только экономятся
силы и время учащихся, но и происходит экономия
рабочего времени на изучение данного материала,
высвобождённые часы могут быть использованы на
изучение более сложных тем.

Считаем интегрированные уроки не только
необычной формой, но и очень нужной. Растёт
авторитет учителя в глазах ребят: учитель,
свободно ориентирующийся в смежных дисциплинах,
может с большей уверенностью рассчитывать на
искреннее уважение школьников. В результате
проделанной работы мы пришли к выводу:
разнообразие приёмов и способов осуществления
связей между различными дисциплинами –
непременное условие активизации процесса
обучения и формирования познавательного
интереса к содержанию учебных предметов. Хотя
такие уроки требуют колоссальной работы, мы
думаем, что они нужны. И продолжим эту работу с
учащимися по намеченным темам “Нефтяная и
газовая промышленность мира” (по географии) по
химии – “Природные источники углеводородов”,
“Внутренние воды России”, “Вода – растворы”

Приложение 1.

Требования к знаниям и умениям
учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Состав и значение металлургической отрасли.
  • Основные научные принципы производства.
  • Химизм металлургического производства.
  • Основные районы размещения отрасли, и их связи
    по сырью, готовой продукции.
  • Влияние различных видов загрязнения на
    окружающую среду и здоровье человека.
  • Роль географии и химии в рациональном
    природопользовании.

Учащиеся должны уметь:

  • Читать и анализировать экономическую карту,
    статистические данные, схемы, таблицы.
  • Осуществлять вычисления на определение
    экономически выгодного сырья.
  • Работать с различными источниками информации,
    готовить выступления по этой проблеме.
  • Работать по восстановлению и охране различных
    видов природных ресурсов.
  • Пропагандировать экологические знания среди
    населения.

Приложение 3.

Анкета.

  1. Считали вы проведение интегрированных уроков
    необходимыми (да, нет).
  2. Считаете ли вы подготовку к таким урокам
    трудоёмкой (да, нет).
  3. Понравилось ли вам проведение изучения данной
    темы в виде ролевой игры (да, нет).
  4. Испытывали ли вы трудности при подборе
    дополнительной информации (да, нет).
  5. Удалось ли вам найти контакт и взаимопонимание
    в ходе деловой встречи (да, нет).
  6. Считаете ли вы такую форму проведения урока
    утомительной (да, нет).
  7. Сыграл ли данный урок положительную роль в
    выборе сдачи экзамена по данным предметам и
    выборе профессии (да, нет).



Следующий: