Из опыта проведения интегрированного урока по химии и физике Энергетика химических реакций

Цели:

  1. Учебные: Обобщение знаний по темам
    учебных предметов: закон сохранения и
    превращения энергии (физика); энергия
    химических реакций (химия);
  2. Развивающие: Развитие внимания
    учащихся; умения выделять главное;
    развитие критического отношения к
    изученному.
  3. Воспитывающие: Воспитание
    сознательного отношения к учебе,
    коммуникативных навыков общения.

Подготовка к уроку:

Четыре группы учащихся готовят доклады по
одному из вопросов в сопровождении
мультимедийной презентации, в которых
заведомо заложены 2-3 ошибки. Этот приём
позволяет активизировать внимание
учащихся во время просмотра презентаций.

  1. Внутренняя энергия и закон сохранения и
    превращения энергии. (Физики 1)
  2. Внутренняя энергия при изменении
    агрегатного состояния вещества. (Физики 2)
  3. Почему происходят химические реакции? (Химики
    1)
  4. Самопроизвольно протекающие реакции. (Химики
    2)

Группа экспертов разрабатывает критерии
оценки докладов групп учащихся, которые
представлены в виде оценочной таблицы
результатов докладов-отчетов (смотри
таблицу ниже по тексту).

Оформление доски и кабинета:

Доска: Учебно-деловая игра «Квартальный
отчет в НИИ»

Тема:

«Энергетика химических реакций».

Цели:

  1. Игровая: выявить лучшую лабораторию.
  2. Учебная: обобщение знаний по темам
    учебных предметов: закон сохранения и
    превращения энергии (физика); энергия
    химических реакций (химия).

План проведения отчетной конфигурации:

  1. Доклады групп с мультимедийной
    презентацией (4 группы по 4 минуты) 16 минут.
  2. Обсуждение – поиск «Заложенных ошибок»
    (по 3 минуты) 12 минут.
  3. Подведение итогов по отчетам 3 минуты.
  4. Проведение физико-химического
    тестирования с самооценкой 5 минут.
  5. Общее подведение итогов.

Кабинет:

  1. Персональный компьютер и проектор для
    презентаций.
  2. Плакат: «Требование к докладам –
    отчетам».

Требования к докладам – отчетам:

  1. Оформление титульного слайда (название
    темы, авторы, класс)
  2. Соответствие слайдов логике доклада,
    выделение главного, отсутствие лишнего
    текста (0-3 б.)
  3. Сопровождение доклада схемами,
    рисунками, чертежами (0-2 б.)
  4. Сопровождение доклада экспериментом (0-2
    б.)
  5. Особенность доклада: умышленные ошибки (доп.
    балл)

Ход урока.

I. Вступление учителя:

а) Озвучивает тему, ее актуальность: такие
родственные дисциплины, как химия и физика,
имеют много общих вопросов. Один из них это
вопрос, связанный с энергией и законом её
сохранения и превращения. Этот закон
изучается в физике, а, опираясь на него
можно осмысленно понять особенности
энергетики химических реакций. Чему и
посвящен наш сегодняшний отчет.

б) Озвучивает цели, план, требования.

II. Выступления групп учащихся с
последующим обсуждением – поиском
заведомо заложенных ошибок.

Физики 1: Внутренняя энергия. Закон
сохранения энергии. Превращение энергии.

Приложение
1.

Химики 1: Почему происходят химические
реакции?

Приложение
2.

Физики 2: Как меняется внутренняя энергия
при переходе вещества из одного
агрегатного состояния в другое.

Приложение
3.

Химики 2: Самопроизвольные химические
реакции.

Приложение
4.

III. Подведение итогов по докладам-отчетам
по таблице результатов.

Таблица результатов докладов-отчетов:

Группа

Соответствие слайдов логике
доклада

(0-3 б.)

Сопровож-ние доклада рисунками,
схемами, чертежами

(0-2б.)

Сопровож-ние доклада эксперим-том
(0-2б.)

«Умышленные ошибки»
(доп. балл)

Итог

1 доп. балл

1 доп. балл

1 доп. балл

1 доп. балл

1 доп. балл

1 доп. балл

Ф1

X1

Ф2

X2

IV. Мини-тестирование с самооценкой (на
закрепление и контроль знаний по темам).

Физико-химический тест

Тема: «Закон сохранения и превращения
энергии и энергетика химических реакций»

А1. Выбери букву правильного ответа

Почему при протекании химических реакций
обязательно поглощается или выделяется
энергия?

А

. Химические связи не образуются;

Б

. Идет только разрыв химических связей;

В

. Идет только образование химических
связей;

Г

. За счет образования и разрыва
химических связей.

А2. Предскажите возможность протекания
самопроизвольной реакции:

N2 (г)+2O2 (г)->2NO2 (г)

∆H0=(+); ∆S0=(-).

А

. Не должна идти;

Б

. Идет при низких температурах;

В

. Идет при любой температуре;

Г

. Идет при высоких температурах.

А3. Выбери букву правильного
продолжения утверждения

При торможении велосипеда…

А. Потенциальная энергия велосипеда
переходит в кинетическую энергию
велосипеда;

Б. Кинетическая энергия велосипеда
переходит в потенциальную энергию
велосипеда;

В. Кинетическая энергия велосипеда
переходит во внутреннюю энергию шин
велосипеда и дороги;

Г. Потенциальная энергия велосипеда
переходит во внутреннюю энергию шин
велосипеда и дороги.

А4. Проанализируй верность двух
утверждений

  1. При смешивании горячей и холодной воды
    не допуская перехода тепла к другим телам,
    горячая вода отдает часть своей
    внутренней энергии, а холодная вода эту
    энергию полностью принимает.
  2. При смешивании горячей и холодной воды,
    горячая вода отдает часть своей
    внутренней энергии, а холодная вода
    принимает ее не полностью, так как есть
    потери тепла на окружающую среду.

А. Верно только 1;

Б. Верно только 2;

В. Верно и 1, и 2;

Г. Неверно ни 1, ни 2.

А5. Выбери букву верного набора
утверждений к задаче

Температура тающего льда остается
неизменной (равной нулю) на протяжении
всего процесса плавления. Чем это
объясняется?

  1. Скорость, а, следовательно, и
    кинетическая энергия молекул
    увеличивается при нагревании;
  2. Скорость, а, следовательно, и
    кинетическая энергия молекул во время
    плавления остается неизменной;
  3. Размах колебаний молекул увеличивается;
  4. Размах колебаний молекул не меняется;
  5. Кристаллическая решетка льда
    разрушается.

А

. 1.4,5;

Б

. 1,3,5;

В

. 2,4,5;

Г

. 2,3,5.

V. Подведение итогов урока.

2 оценки: 1 – доклад + обсуждение.

2 – диктант.

Следующий: