Из опыта применения технологий активного обучения в объединениях дополнительного образования


Cегодня большое внимание уделяется вопросам
непрерывного образования как единой системе,
включающей в себя общеобразовательную,
профессиональную школу, дополнительное
образование и тому подобные социальные
институты. В связи с этим меняется и роль
обучающегося в процессе обучения. Он уже не
просто человек, добивающийся информации, а
активный преобразователь этой информации,
которая выступает для него средством для
освоения действий и операций профессиональной
деятельности.



Основным отличием системы дополнительного
образования детей от системы среднего
образования является отсутствие единых
обязательных государственных стандартов на
содержание образования. Эта особенность
привносит качественные изменения в методы
обучения и воспитания. Учитывая, что в учреждения
дополнительного образования дети приходят
добровольно (в отличие от школ, куда дети
приходят в обязательном порядке), педагог особое
внимание уделяет методам стимулирования и
мотивации обучения. В выборе содержания
образования он исходит из запросов и интересов
школьников, более активно реагируя на инновации.
Таким образом, содержание образования не
дублирует школьный курс, а расширяет и углубляет
его. Безусловно, педагог может применить все
известные методы обучения, однако приоритетными
остаются методы стимулирования и мотивации
обучения, исследовательской деятельности
(поскольку внеурочная работа позволяет более
эффективно применять нелинейные методы
обучения, каковыми являются исследовательские),
игровые формы организации занятий.

В качестве реализации вышеизложенной идеи
можно предложить проведение серии
интегрированных уроков, основанных на
применении технологий активного обучения (ТАО).

Так, при изучении темы “Введение в
программирование”, обучающимся 3 ступени было
предложено выполнить следующие задания:

  • составить семантическую схему раздела;
  • составить тест по данной теме, содержащий пять
    теоретических и десять практических заданий;
  • набрать составленный тест в текстовом
    процессоре MS Word, подготовить документ к печати и
    распечатать его;
  • реализовать тест на компьютере в программе
    КТС.net2;
  • выполнить тест товарища, а взамен предложить
    ему свой (работа в парах);
  • разработать презентацию по выполненной работе
    (работа в мини-группах).

Что дают такие задания для получения знаний и
усвоения темы?

Во-первых, составляя семантическую схему, дети
как бы раскладывают материал “по полочкам”:
какие разделы были изучены, какие подразделы в
них рассматривались, каков порядок изложения
материала, какие понятия и операции были
рассмотрены и т.п.

Во-вторых, при самостоятельном составлении
тестовых заданий происходит полное повторение
темы, причем не только практических умений, но и
теоретической базы.

В-третьих, происходит изучение и применение
профессиональных возможностей программы MS Word, а
именно редактора формул MS Equation Editor, а так же
практическое применения программы КТС.

В-четвёртых, у детей возникает необходимость в
изучении дополнительных программ, где данные
функции можно реализовать проще.



Также достигаются и дополнительные эффекты:

  • получение коммуникативных навыков (точно
    выражать свои мысли, аргументировать
    высказывание и т.д.);
  • развитие презентационные умений;
  • выработка уверенности в себе и своих силах;
  • формирование устойчивых навыков рационального
    поведения в условиях неполной информации;
  • развитие навыков эффективного поведения при
    решении многопрофильных комплексных проблем;
  • осуществление самооценки;
  • осваивание партнерских отношений;
  • получение положительной мотивации (дети лучше
    посещают такого рода занятия).

В процессе занятий формируется
конкурентоспособность, развивается
персональная и коллективная ответственность,
укрепляются личностные ценности и установки.

По классификации технологий активного
обучения, разработанной Н.В. Борисовой, выбранная
модель передачи знаний относится к разряду
игровых имитационных ТАО и позволяет пробудить
познавательную активность ребёнка,
содействовать становлению самостоятельности в
мышлении и деятельности. Анализ ошибок,
проводимых при подведении итогов, снижает
вероятность их повторения в дальнейшем на
“старших” ступенях обучения.

Особенность применения данной идеи состоит в
том, что в некоторых случаях оптимальное решение
предложенной учебной задачи у педагога уже
имеется и ребёнку остается найти его и
обосновать, показать, каким образом он его нашел
и как его можно реализовать. В большинстве
случаев задачи не имеют готового решения или
могут иметь несколько вариантов решений.



“Дай человеку рыбу – и он будет сыт один день,
научи человека ловить рыбу – и он будет сыт всю
жизнь” – так говорят мудрые китайцы. Для того,
чтобы дети занимались каким-либо видом
творчества (в том числе научного), они должны
чётко видеть практическое применение полученных
знаний.




Следующий: