Из опыта подготовки исследовательских проектов и участие в ярмарке идей

Когда-то весь рукотворный мир, окружающий нас
сегодня, существовал лишь как чья-то идея о
будущем. Человеческая цивилизация — это
бесконечный процесс зарождения и реализация
чьих-то идей. Чьих? Пока чужих. А со временем может
быть любого из нас.

Все зависит от идеи! То, что сегодня кажется
абсурдным, нереальным и невыполнимым — завтра
окажется повседневным. Участие в Ярмарке идей -
это попытка приоткрыть дверь в завтрашний день.
Великая и почетная миссия — создавать будущее!
Для себя, для других, для человечества.

Вот уже второй год мы участвуем в «Ярмарке
идей». На наш взгляд, это одна из лучших форм
выявления творческих и неординарно мыслящих
ребят. Не секрет, что ученик должен хорошо
учиться, но если при этом у него нет азарта,
особенного интереса к какому-то предмету,
желания сделать маленькое — но открытие(!), то
такой отличник не сможет двигать науку вперёд.
Учиться ради «4″ или «5″ — это хорошо, но это
этого мало. Выясняется, что «хорошистов» и
«отличников» много, а учёных, «светлых голов»
мало! Что же делать? Наверное, надо смотреть на
учёбу в школе шире.

Дети сами выбирают какую-то интересную для них
сферу науки и углубляются в нее, становясь
постепенно специалистом. А углубившись, всегда
увидишь, сколько еще нерешенного и непознанного
вокруг! И пусть пока разработка не является новым
научным открытием, но это первое открытие,
сделанное собственными руками и головой!

Ведь если человек только заучивает, повторяет и
пересказывает, он усваивает только то, что уже
исследовано и при этом отвыкает думать,
размышлять, фантазировать:

Актуальность.

В ходе проводимого исследования, перед нами
встала проблема — дешифровки символов орнамента
русского народного костюма, несущих скрытую
информацию о жизни и быте восточных славян.

Сейчас совсем немодно петь песни под баян,
водить хороводы, вышивать долгими зимними
вечерами приданое. Можно включить плеер, пойти на
дискотеку, щелкнуть фотоаппаратом и запечатлеть
то, что хочешь оставить в памяти, в приданое
получить от родителей дачу или автомобиль,
купить любую вещь в магазине, но моя бабуля
бережно, с любовью хранит вышитое полотенце,
которому, наверно, лет сто. На вопросы, что
ценного в этом столетнем полотенце, она стала
рассказывать об орнаментах с оберегами, о своей
маме, бабушке с дедушкой, о своей юности. Это
очень приятно, когда у человека такая большая
семья, и ты совсем не одинок в этом мире. Хотя, нас
подростков часто посещают мысли одиночества в
огромном городе, где все сами по себе. Очень важно
узнавать как можно больше о своих корнях, чтобы
чувствовать себя частью большой семьи, природы.
Хочется предположить, что орнаменты народного
костюма и несут в себе ту информацию, которую
наши предки хотели оставить нам, защищая от сил
зла себя и свое потомство, а передник
праздничного костюма женщины, был своеобразным
паспортом ее бытия, тайного и явного.

Так обычное полотенце (кстати, ему не сто!, а 165
лет) заставило с особым интересом взглянуть на
народное искусство сначала меня, а потом и моих
подруг.



Цели:

  • Расшифровка судьбы человека через символы
    орнамента русского народного костюма.
  • Использование обереговых свойств русского
    орнамента в современной молодежной субкультуре.
  • Изученность вопроса:

    проблеме расшифровки
    языческих символов материальной культуры
    посвящены работы многих отечественных
    исследователей — историков и этнографов.

    Ф.М. Пармон, Г.С.Маслова, А Л. Топорков, И.П.
    Работнова сделали первые попытки соединить
    воедино материальную и духовную культуру,
    раскрыли роль одежды и символики ее декора,
    воспроизвели символические значения наиболее
    часто встречаемых в мифах персонажей: света и
    тьмы; а также предоставили описания основных
    сюжетов и символов кружевного орнамента.

    Идея.

    Реконструирование русского народного костюма,
    воссоздав судьбу конкретной женщины посредством
    расшифровки символов

    Создание браслетов, обладающих обереговыми
    свойствами русского народного орнамента

    Методы работы:

    • Подбор, анализ и систематизация литературы
    • Личные наблюдения на экскурсии в Музее народных
      ремесел
    • Создание таблиц дешифровки символов и знаков
      орнамента
    • Практическая работа, включающая в себя
      реконструкцию народного костюма (эскиз, крой,
      разработка эскиза орнамента, вышивка)
    • Концерт-лекция с представлением жанровой
      обрядовой сцены в реконструированных костюмах
      для учеников школы.

    Результат работы:

    Для авторов работы:

    • Узнали много нового, расшифровав символы
      орнамента народного костюма, восстановили
      картину мира восточных славян через элементы
      орнамента в декоре русского народного костюма.
    • Создали на основе знаков, которые украшали
      детали русского народного костюма, таблицу
      дешифровки символов орнамента.
    • Практически применили результаты исследования
      и реконструировали свадебный русский народный
      костюм Женский (рубаха, понева, передник),
      зашифровав в нем информацию о конкретном
      человеке, и Мужской (рубаха, пояс),
    • Провели лекцию-концерт, представив
      одноклассникам обрядовую жанровую сцену с
      использованием созданных народных костюмов.
    • Использовали обереговые мотивы русского
      орнамента в процессе создания молодежных
      браслетов (от сглаза)

    Для других учащихся:

    Научились по вышивке орнамента читать и
    понимать заложенный в ней смысл; 2.Проявили
    заинтересованность представленной и изученной
    проблемой.

    Список литературы:

    1. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки
      как историко — этнографический источник. М., 1978.
    2. Пармон Ф.М.»Русский народный костюм как
      художественно-конструкторский источник
      творчества»
    3. Работнова И. П. Русское народное кружево. М., 1956
    4. Топорков А. Л. Символика и ритуальные функции
      предметов материальной культуры. //
      Этнографическое изучение знаковых средств
      культуры. Л., 1989.

    Приложение 1, приложение
    2, приложение 3, приложение
    4.




    Следующий: