Из опыта организации исследовательской работы учащихся в процессе формирования экологической культуры обучающихся средствами предмета


Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь
Китайская пословица

Главной целью формирование экологической
культуры обучающихся средствами предмета через
развитие его творческого потенциала, включение в
активную исследовательскую и
преобразовательную деятельность по охране
окружающей среды и здоровья населения, является
– создание условий для личностного развития
учащихся, повышение образовательного и
общекультурного уровня. Основная задача
модернизации российского образования –
повышение его доступности, качества и
эффективности.



Именно сегодня, когда появилась необходимость
привести в систему получаемые знания школьников,
для обеспечения их конкурентоспособности на
рынке труда, актуальной становится организация
исследовательской деятельности учащихся. Работу
по формированию навыков исследовательской
деятельности веду на основе современного
подхода к осуществлению образовательного
процесса и организации внеурочной деятельности
по предмету. Опираюсь на идеи А.В.Леонтович,
Т.А.Файн, Н.И.Дереклеева, Н.А.Криволапова. Ссылаясь
на свой педагогический опыт, я убеждена в том,
что, организация мотивированной
исследовательской деятельности на уроках
биологии и во внеурочной деятельности
способствует реальному продвижению учащихся по
пути овладения основными образовательными
компетенциями, необходимыми для продолжения
образования. Формирование исследовательских
умений и навыков осуществляю поэтапно.

Ступени ученической научно-исследовательской
деятельности учеников – исследователе:

  • подготовительный этап,
  • развивающий этап,
  • исследовательский, экспериментальный,
    завершающий этап.

Для развития исследовательских умений и
навыков, мною разработан и рассмотрен МО
учителей естественного цикла, факультативный
курс для учащихся 7 классов «Юный эколог».
Курс предусматривает теоретические и
практические занятия. Программа курса позволяет
полнее реализовать воспитательный и развивающий
потенциал природоведческих знаний, расширяет
кругозор и укрепляет интерес учащихся к
естественным наукам.

На первой ступени,

учащиеся знакомятся с
различными методиками выполнения
исследовательских работ, способами сбора,
обработки и анализа полученного материала, а
также умению обобщать данные и формулировать
выводы. Выбор темы проводится по желанию ребенка,
с учетом возможности школьной базы для
выполнения работы. Вместе с учащимися выдвигаю
местные проблемы, определяемся с целью
исследования. Составляем план проведения работы.
Уже на первом практическом занятии, провожу
исследование, используя методику малых открытий.
Рассмотрим данную методику на примере
определения кислотности снега. Очень часто с
экрана телевизора мы слышим об ухудшении
окружающей среды. Ярким тому примером являются:
озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные
дожди. А что с неба на нас льется кислотный дождь?
А могут быть осадки кислотные? Используя
индикаторную бумагу, можно определить наличие
кислот в осадках и предсказать, к каким
последствиям приведет таяние такого снега. Если
в пробирке рН 5,6, то это говорит о кислотных
выпадениях в изучаемом районе в течение зимы.
Давайте проверим!

Цель работы:

  • оценить кислотность снеговых выпадений;
  • сравнить показатели кислотности на разных
    участках микрорайона.

Для проведения эксперимента учащиеся готовят
снеговой фильтрат с трех разных участков:
территория станции технического обслуживания,
территория котельной поселка Пурпе, территория
железнодорожного вокзала.

Для определения рН среды используем
индикаторную бумагу. В результате эксперимента
учащиеся приходят к выводу: участок с наибольшем
показателем рН – станция технического

обслуживания; источником загрязнения снежного
покрова в большей степени является
автотранспорт. Проведение эксперимента
позволяет учащимся освоить культуру научного
исследования, проявить активность и
самостоятельность, расширить и углубить базовый
уровень знаний и умений. Во время работы учащиеся
пользуются литературными, информационными,
лабораторными источниками.

Второй уровень, развивающий,



он включает
усложненные элементы прохождения через систему
НОУ. Учащиеся уже познакомились с основными
принципами и методами сбора и обработки данных,
сами оценивают свои возможности в выполнении
темы работы, анализируют результаты, делают
выводы. На этом уровне закладывается опыт,
эксперимент, проводятся наблюдения или
мониторинг. Работу провожу с учащимися 8-9
классов.

Третий уровень, исследовательский,
экспериментальный



, завершающий этап. Он
включает самые сложные элементы прохождения
учащихся через систему НОУ. На этом уровне
учащиеся представляют собственную
исследовательскую работу, с выдвижением научных
гипотез и защитой своих идей. Работу провожу с
учащимися 10–11 классов наиболее увлеченными
биологией, стремящихся к получению
разносторонних знаний. За последние четыре года
в рамках НОУ исследования велись по следующим
направлениям:

  • изучение снежного покрова для определения
    чистоты воздуха в поселке Пурпе;
  • изучение фитонцидных свойств комнатных
    растений (на примере лимона комнатного);
  • оценка чистоты атмосферного воздуха;
  • исследование качества окружающей среды, с
    помощью лишайников.

Анализ работы в данном направлении позволяет
сделать вывод, что приобщение учащихся к
исследовательской деятельности: позволяет
добиваться высоких качественных результатов в
обучении; усиливает практическую направленность
уроков и внеурочной деятельности; активизирует
познавательную, творческую деятельность
обучающихся; развивает в учениках компетенции,
необходимые для продолжения образования.
Основным критерием успешности в данном
направлении являются результаты, достигнутые
школьниками в конкурсах различного уровня: 2010
год – 1 призер Всероссийского открытого конкурса
научно – исследовательских, изобретательских и
творческих работ обучающихся “ЮНОСТЬ, НАУКА,
КУЛЬТУРА”, 2008 год – 1 призер (второе место) III
окружного конкурса юных натуралистов-экологов
(номинация “Исследовательская работа”).2006 год –
1 победитель III районного слета юных экологов, 2007
год – 1 призер районной научно-практической
конференции “Я намечаю путь к открытию”;2008 год -1
победитель и 1 призер районного этапа III
окружного конкурса юных натуралистов-экологов.
Для организации научно – исследовательской
деятельности были установлены деловые
отношения: ФГУЗа г.Губкинского, администрацией
поселка Пурпе, центрами информации. Нашим
исследованиям дана высокая оценка – учащиеся
нашей школы выступают на школьных, районных,
Всероссийских научно – исследовательских
конференциях. Научно – исследовательские работы
в области экологии очень интересны учащимся
школы. Благодаря исследовательским работам
формируется новое общество, с новыми взглядами
на окружающей мир, с особым, трепетным отношением
к природе. Наши планы на будущее продолжить
работу в этом направлении.

Литература

  1. Боднарук М.М. и др. Биология. Дополнительные
    материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по
    биологии и экологии в 10 – 11 классах. Волгоград:
    Учитель, 2007. – 167с.
  2. Обухов А.С. Развитие исследовательской
    деятельности учащихся : Методический сборник. М:
    Народное образование, 2001.272 с.
  3. Осипова Г.И. Опыт организации
    исследовательской деятельности школьников:
    “Малая Академия наук”. – Волгоград: Учитель, 2007.
    – 154с.
  4. Панютина и др. Система работы
    образовательного учреждения с одаренными
    детьми. Волгоград: Учитель, 2007. – 204с.



Следующий: