Из опыта использования интерактивной доски на уроках химии

План проекта — презентации:

  1. Фотографии с проведенных уроков.
  2. Фрагменты презентаций к обобщающим урокам по химии:
    • «Металлы и неметаллы»;
    • «Бинарные соединения»;
    • «Химические превращения»;
    • «Свойства металлов»;
    • «Великие химики мира».
  1. Источники информации.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ ПРОЕКТА-ПРЕЗЕНТАЦИИ

«ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ХИМИИ»

  1. Презентация «Фрагменты презентаций» является начальной, исходной. В ней
    содержатся слайды для использования на уроках химии. Смена слайдов и заданий
    происходит по щелчку, т.к. необходимо время для беседы с учащимися по
    вопросам и запись ответов на интерактивной доске.
  2. Презентация «Фрагменты презентаций (итог)» является примером того, как
    должны выглядеть слайды презентации после работы учащихся на интерактивной
    доске. Смена слайдов и заданий происходит автоматически, т.к. это
    демонстрационная версия итоговой работы.

«ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ХИМИИ»

Цель создания данной работы – показать возможности использования
мультимедийных технологий и возможностей интерактивной доски на уроках химии.

Одним из магистральных направлений развития непрерывного образования является
его информатизация. Это приводит к повышению информативности получаемых
учащимися в ходе образовательного процесса впечатлений. Будущее требует от
современных учеников огромного запаса знаний в области использования
информационных технологий. Важнейшей задачей образования становиться научить
человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей,
Интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека
понимать ее.

Обеспечение образовательных учреждений компьютерами, интерактивными досками и
другими видами техники имеет большое значение для совершенствования
образовательного процесса.

Применение в учебном процессе мультимедийных технологий по сравнению с
традиционными методами обучения позволяют:

  • оптимизировать проведение уроков, практических и лабораторных занятий по
    предмету, особенно объяснение нового материала;
  • использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные
    модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса извне;
  • осуществлять повторно передачи учебного материала;
  • повысить развивающий потенциал уроков;
  • разработать виртуальные стенды для лабораторных работ, выполнять работы
    с вредными веществами.

В феврале 2007 года в моем кабинете химии появилась интерактивная доска.
Сначала она использовалась как управляющийся экран, когда во время урока
демонстрировались фрагменты с готовых электронных носителей информации по химии
или видеофрагменты химических опытов, взятых на сайте «Единая коллекция Цифровых
Образовательных Ресурсов» (http//www.schcool-collection.edu.ru). Но на таких
уроках у интерактивной доски в основном работала я как учитель. Учащиеся,
принимая участие в обсуждении увиденного и услышанного на уроке, находились на
своих местах. Передо мной встала задача: разработать уроки с использованием
презентаций к интерактивной доске, чтобы во время урока учащиеся принимали
непосредственное участие в работе именно на интерактивной доске. В настоящее
время разработаны мультимедийные презентации для обобщающих уроков по темам
«Металлы и неметаллы» (6 и 7 классы), «Бинарные соединения. Составление формул
по валентности ил по степени окисления» (6, 7 и 8 классы), «Химические
превращения» (7 и 8 классы), «Лабиринты» (по основным темам курса 8 класса),
«История химии. Великие химики мира» (6 – 11 классы) и другие. Предлагаю в
качестве примера обобщающих упражнений с использованием интерактивной доски
мультимедийную презентацию, собранную из нескольких, и вопросы к каждому слайду.
Также в работу вставлены фотографии с обобщающих уроков в разных классах, на
которых использовались приведенные мультимедийные технологии.

ФРАГМЕНТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ «МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ» (

6,7 и 8 классы)

Цель урока: обобщить знания учащихся о физических свойствах и
применении известных металлов и неметаллов, закрепить понятия «химический знак»,
«химический элемент», «вещество».

Слайд №4

:

  1. Какие вещества называются простыми?
  2. Модели молекул каких веществ вы видите на экране? Приведите примеры.
  3. Напишите химические формулы данных веществ. Из скольких элементов
    состоят данные вещества? Сколько атомов входит в состав молекулы кислорода,
    серы?
  4. Напишите химические формулы данных веществ.

Слайд №5:

  1. Сплавы какого металла используют для изготовления самолетов?
  2. Напишите химический знак алюминия.

Слайд №6:

  1. Какой металл используется для изготовления нити накаливания в лампочке?
  2. Найдите в периодической таблице химический элемент вольфрам. Напишите
    его химический знак.

Слайд №7:

  1. На свойствах какого неметалла основана приведенная химическая реакция?
  2. Напишите химическую формулу вещества кислорода.
  3. Напишите уравнение реакции горения угля в кислороде.



Слайд №8:

  1. На экране – жидкий азот. Его хранят и перевозят в специальных сосудах.
    Температура жидкого азота: -1930С.
  2. Напишите химическую формулу вещества азота.

ФРАГМЕНТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ «СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ»

(8, 9 и 11 классы)

Цель урока: обобщить сведения о химических свойствах и получении
металлов, закрепить навыки составления химических уравнений и расстановки
коэффициентов, систематизировать знания о типах химических реакций.

Слайд №9

:

  1. Укажите признаки приведенной химической реакции.
  2. Напишите уравнение реакции горения железа в кислороде. Расставьте
    коэффициенты. Укажите тип реакции.

Слайд №10:

  1. Укажите признаки приведенной химической реакции.
  2. Напишите уравнение реакции разложения оксида ртути (П). Расставьте
    коэффициенты. Укажите тип реакции.

ФРАГМЕНТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»

(8 и 9 классы)

Цель урока: закрепить знания о типах химических реакций, умения
составлять химические уравнения, определять признаки химических реакций;
закрепит навыки выполнения химического эксперимента. Проверить умения составлять
уравнения по названию веществ и называть вещества по формуле.

Слайд №11:

Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его
хлорида, но при этом сам попал в западню. Почему?

Лабораторный опыт.

Техника безопасности!

Ответ найдем, проведя опыт. Опустим железную скрепку (на нитке) в пробирку с
раствором хлорида меди (II).Что наблюдаете? Напишите уравнение данной химической
реакции.

  1. Найдите ответ на задание, выполнив химический эксперимент. (Техника
    безопасности!)
  2. Напишите уравнение проделанной химической реакции. Объясните результат
    эксперимента. Укажите признаки данной реакции.

Слайд №12:

Царь зовет к себе Стрельца — удалого молодца
И дает ему поручение государственного значения:
«Чтоб я стал очень богат, нужен мне алюминия сульфат
Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад!
Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.
Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».

  1. Напишите уравнения реакций получения сульфата алюминия.
  2. Укажите тип реакции.

Слайд №13:

  1. Подчеркните в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»
    слова, связанные с химией, с химической терминологией.

«Ты знаешь газ легчайший – водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете».

  1. В каком случае речь идет об элементе, а в каком — о веществе?
  2. Напишите формулы веществ, о которых идет речь в отрывке.

Слайд №14:

  1. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Укажите тип каждой
    реакции. Назовите каждое вещество

Слайд №15:

  1. Составьте уравнения химических реакций по названию веществ. Расставьте
    коэффициенты. Укажите тип каждой реакции.

ФРАГМЕНТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ «БИНАРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. СОСТАВЛЕНИЕ ФОРМУЛ ПО СТЕПЕНИ
ОКИСЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ»

(7 и 8 классы)

Цель урока: Научить составлять формулы бинарных соединений по степени
окисления.

Слайд №16:

  1. По картинкам определите, а каком веществе идет речь?
  2. Составьте формулу оксида водорода (воды).

Слайд №17:

  1. Рассмотрите иллюстрацию с фотографией оксида азота (IV). Почему данное
    вещество называют «бурый газ»?
  2. Составьте его химическую формулу.

Слайд №18:

  1. О каком веществе идет речь?
  2. Каково строение поваренной соли?
  3. Как ее добывают?
  4. Составьте формулу хлорида натрия (поваренной соли).

Слайд №19:

  1. Большинство металлов встречаются в природе в виде сульфидов. Например,
    ртуть — в виде киновари, сульфида ртути (П).
  2. Составьте формулу данного соединения.

ФРАГМЕНТ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ВЕЛИКИЕ ХИМИКИ МИРА»

(6-11 класс)

Цель занятия: познакомить учащихся с великими химиками мира, их роли в
развитии химии. Закрепить названия и знаки химических элементов.

Слайд №20:

  1. Найдите в периодической системе Д.И.Менделеева названия химических
    элементов, представленных следующими химическими знаками.
  2. Из первых букв названий элементов составьте фамилию известного ученого.
  3. Какова его роль в развитии химии как науки?

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Традиционные документы

  1. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова «Современные технологии в процессе
    преподавания химии» — М.,ООО «5 за знания», 2006.
  2. Т.А. Толмачева и др. «Методика преподавания предметов гуманитарного и
    физико-математического профиля с использованием мультимедийного комплекса»,
    М., ГлобалБук, 2006.

Ресурсы Интернета

  1. http://school-collection.edu.ru/

  2. httр://kabinet54.narod.ru/

ЖЕЛАЮЩИЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОЛНОЙ ВЕРСИЕЙ ПРИВЕДЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, МОГУТ ОБРАЩАТЬСЯ ПО МОЕМУ ЭЛЕКТРОННОМУ АДРЕСУ E-MAIL:
[email protected]




Следующий: