Из опыта экологической работы со школьниками Компьютерная пустынь–2010




Если ты дашь человеку одну рыбу,
То он будет сыт один раз в год.
Если ты научишь ловить рыбу,
То он будет сыт всю жизнь.
Если ты планируешь будущее
Всего на один год,
То сей зерно.
Если ты рассчитываешь на 10 лет,
Сажай дерево.
Если рассчитываешь на 100 лет,
Обучай народ.

(Китайская народная мудрость)

Экологическое воспитание учащихся
сегодня является одной из важнейших задач
общества, а значит, и образования.

Залог эффективности решения этой
задачи заключается в тесном взаимодействии двух
образовательных систем – основного и
дополнительного образования. Если на уроках
биологии и экологии учащиеся получают основы
знаний о родном крае, то во внеурочное время они
могут углубить и расширить полученные знания, а
также реализовать их в одном из видов
практической или научно-исследовательской
деятельности.

Специалисты выделяют следующие
основные принципы экологического образования и
воспитания:

  • возможность лично участвовать в выявлении
    экологических проблем, принятии и реализации
    решений в отношении качества окружающей среды;
  • обеспечение мотивации, заинтересованности,
    значимости деятельности ребенка для него самого
    и окружающих;
  • теоретические знания должны находить
    применение в практической, исследовательской и
    общественной деятельности;
  • отказ от сложных, претендующих на научный
    результат, методов исследования в работе с
    детьми.

Необходимым условием экологического
воспитания является взаимодействие человека с
природой. В полной мере это условие реализуется в
работе эколого-биологической станции
“Компьютерная Пустынь” под руководством
преподавателей НГПУ Шустова С.Б. (руководитель
Медиалаборатории НГПУ, к.х.н., доц.) и Киселева А.К.
(ст. преподаватель каф. астрономии и истории
естествознания НГПУ, руководитель региональной
площадки Intel ).

В течение двух последних лет во время
летних каникул учащиеся наших школ проходят
полевую эколого-биологическую практику на базе
этой станции. Программа обучения рассчитана на 5
полевых сезонов (см. Программу Школьный
эколого-биологический практикум
как апробационная площадка
применения современных цифровых технологий
и мобильных устройств”,
авторы-составители: Шустов С.Б., руководитель
Медиалаборатории НГПУ, к.х.н., доц., Киселев А.К.,
ст. преподаватель каф. астрономии и истории
естествознания НГПУ, руководитель региональной
площадки Intel, Терехина Е.В., Алексеева Е.В., зав.каф.
естественных дисциплин НИРО, к.п.н., доц.,
Курьякова Е. Ю., учитель биологии МОУ СОШ №7 г.
Дзержинск, Себельдина Н.Н., учитель биологии МОУ
СОШ №7 Нижегородского района г. Н. Новгорода).

В МОУ СОШ № 7 г. Дзержинска реализуется
учебный план классов с углубленным изучением
биологии, начиная с 6-го класса. Два года назад
было принято решение о сотрудничестве с
руководителями биостанции в целях повышения
эффективности учебного процесса и расширения
области эколого-биологических и компьютерных
знаний учащихся. Таким образом, полученные в
стенах школы знания, подкрепляются полевым
практикумом с использованием цифровых мобильных
устройств и сервисов, как то:

  • портативные цифровые фотоаппараты, видеокамеры
    и диктофоны, расширяющие возможности восприятия
    и осмысления увиденного и услышанного,
    GPS-навигаторы, дающие восприятие локуса
    (привязанности к географической точке);
  • гаджеты (IPOD и др.), мобильные средства доступа к
    Интернет-ресурсам, «менеджеры знаний»,
    ультрапортативные компьютеры, позволяющие
    обращаться к информации актуально реальной
    ситуации, в том месте и тогда, когда она
    потребовалась;
  • цифровые полевые исследовательские
    лаборатории (например,
    физико-химико-биологический модуль NOVA 5 000,
    цифровая метеостанция Heavy Weather, цифровые школьные
    микроскопы и телескопы и т.д.);
  • сотовые и спутниковые телефоны, полевые рации и
    др. – как средства коммуникаций. SMS-чаты,
    блоги, видеоконференции – как формы возможных
    коммуникаций во внеаудиторных условиях.

Особенно следует выделить – как
гарант и основу качества, успеха и эффективности
летней школы “Компьютерная Пустынь” – наличие
и активное использование детьми
ультрапортативных ноутбуков (нетбуков) типа OLPC XO,
Classmate, Asus и т.д. (так называемая “модель 1:1 – “Один
ученик – один компьютер””).

Подобный подход к
учебно-исследовательской деятельности в живой
природе дает нашим детям в
психолого-педагогическом аспекте следующие
моменты:

  • Самостоятельность. В рамках полевого
    варианта деятельности, базирующейся на
    использовании широкого спектра мобильных
    устройств и цифровых технологий, школьник
    чувствует себя более самостоятельно в сравнении
    с необеспеченным технически вариантом лагеря
    или экспедиции. Ученик, обладая собственным
    инструментом освоения
    учебно-исследовательского пространства (прежде
    всего – личным, персональным полевым ноутбуком),
    способен познавать окружающий мир более
    осознано и самодостаточно.
  • Мотивацию.
  • В условиях полевой модели 1:1
    происходит органическая мотивация на
    экспедиционную деятельность учеников, и,
    особенно, той их части, которую можно назвать
    технически ориентированной. В этом случае
    мобильные устройства служат средством активации
    интереса детей к природе и работе с природными
    объектами.

  • Расширение границ познания и возможностей.
    Персональные ультрапортативные ноутбуки,
    снабженные соответствующими развивающими и
    обучающими программами, дают возможность
    получить ученику значительно больше информации,
    и, что более значимо и важно в плане его
    личностного развития, значительно расширяют
    поле его действий по отношению к ней.
  • Развитие креативности.
  • Для технически
    ориентированных детей обилие цифровых устройств
    дает широкое поле фантазии и творчества. Однако,
    и умелое использование техники и технологий в
    работе с детьми иного склада мышления (условно –
    “гуманитариями”, “природоведами” и пр.) может
    привести к качественным изменениям
    психо-эмоционального состояния таких учеников.
    Например, освоение техники и технологий у таких
    школьников сопровождается более эмоционально
    окрашенным “выражением успеха”, удачи, победы
    над собой, преодоления разнообразных комплексов.



  • Групповую деятельность.
  • Развитие
    коммуникативных качеств личности: умений
    принимать во внимание мнения других в решении
    командных задач (например, в работе над проектом
    в малой группе или в групповых играх типа
    геокэшинга) и других происходит в процессе как
    реального проживания экспедиционного бытия, так
    и совместного освоения новых устройств и
    технологий. Общеизвестно, что совместная
    групповая деятельность способствует
    формированию социальных качеств личности. В
    полевых условиях, при наличии объективных
    трудностей и проблем, дети вынуждены более
    активно (чем в обычных комфортных и привычных
    условиях) проявлять настойчивость, находчивость,
    оперативность откликов на события и мнения
    окружающих, любопытство, сотрудничество,
    поддержку, просить помощи и пр. Все это приводит к
    тому, что за несколько дней технически
    насыщенной и трудной (в плане богатства и
    разнообразия окружающих объектов) экспедиции,
    школьники демонстрируют существенные изменения
    в стилях поведения и взглядах на других людей,
    имея при этом широкие возможности для проявления
    тех качеств, которые ранее были у них либо
    частично, либо вовсе не востребованы.

  • Взаимодействие со взрослыми.
  • В условиях
    освоения новой техники и цифровых технологий на
    ее основе школьники нередко опережают в этом
    направлении своих наставников. С одной стороны,
    это лидерство формирует удивительный феномен
    “обратного наставничества”, когда ученик
    реально становится учителем. С другой стороны,
    возрастает самооценка таких детей. Наконец,
    выступая в такой роли, ребенок сам быстрее
    движется по пути развития, обучения, творчества.

  • Возможность “обогащения памяти”.
  • Этот
    феномен мы называем именно так, поскольку
    применение цифровых устройств и гаджетов в
    полевых условиях, а также в среде подключения
    стационара к внешней сети Интернет дает
    возможность школьникам резко увеличить свою
    “цифровую память”, т.е. создавать виртуальные
    коллекции фотографий, видео– и аудиофайлов,
    обмениваться ими со сверстниками и друзьями,
    обнародовать их публично, формировать цифровые
    тематические альбомы и создавать способные к
    постоянному обновлению и дополнению
    гипертекстовые документы в рамках сетевого
    взаимодействия и т.д.

  • Возможность сетевого взаимодействия
    экспедиционеров с родителями.
    Этот важный
    воспитательный момент реализуется вследствие
    того, что активно используется открытый доступ к
    сети Интернет. В этом случае родители не только
    следят за деятельностью своего ребенка (читая
    его блог или просматривая содержание сайта
    экспедиции), но и интерактивно и дистанционно
    помогают ребенку, являясь сами активными и
    полноправными участниками деятельности лагеря
    или полевой школы.

Исследовательско-технический


аспект “цифрового и мобильного” подхода к
учебно-исследовательской деятельности
школьников в живой природе подразумевает
следующие значимые моменты:

  • Прецизионность
  • . Использование цифровых
    устройств и мобильных технологий повышает
    точность получаемых данных. Так,
    физико-химико-биологическая портативная
    лаборатория NOVA 5000, хорошо зарекомендовавшая себя
    в полевых условиях, позволяет проводить
    достаточно сложные и многоплановые
    эксперименты, результаты которых достаточно
    достоверны и могут быть использованы для
    серьезной аналитической обработки. Цифровая
    метеостанция Heavy Weather способна автоматически
    “сопровождать” деятельность экспедиции,
    снабжая последнюю точными метеоданными и
    прогнозами.

  • Повсеместность
  • . Цифровые устройства и
    мобильные технологии расширяют границы
    образовательного пространства, позволяя вести
    исследовательскую и обучающую деятельность где
    угодно и когда угодно. Образование в этом случае
    “теряет стены”, перестает традиционно
    классно-урочным, а также и перестает быть
    привязанным к определенному “учебному”
    времени.

  • Пользование широким спектром информационных
    ресурсов
  • . Наличие на полевой базе точки
    доступа к Интернет позволяет экспедиционерам
    пользоваться огромным информационным массивом,
    параллельно создавая и выкладывая в сеть
    собственные цифровые образовательные ресурсы
    (ЦОР).



  • Коллективное творчество
  • . Среда WikiWiki
    предназначена для групповых форм работ, когда
    все участники лагеря или экспедиции, обладающие
    личными полевыми ноутбуками (типа OLPC XO или Classmate,
    модель “1:1”), и посредством соединения их в
    информационную сеть, осуществляют совместную
    деятельность, создавая гипертексты, ведя общий
    дневник экспедиции, обмениваясь файлами и
    пополняя общие цифровые коллекции природных
    объектов.

  • Сетевое взаимодействие
  • . В лагере
    осуществляется функционирование нескольких
    сетей – персональные ноутбуки с Wi-Fi антеннами
    (нетбуки) обеспечивают доступ в беспроводную
    локальную сеть, а имеющийся сервер дает
    возможность выхода в Интернет, пополнения сайта
    и поддержания внешних связей. Так, следует
    отметить появляющуюся при этом возможность
    общения экспедиционеров с родителями
    посредством Интернет-сайта, форума или личных
    блогов.

Дети, прошедшие обучение на базе
эколого-биологической станции “Компьютерная
Пустынь” и собравшие большой практический
материал (как природный, так и цифровой) имеют
возможность использовать его в создании
научно-исследовательских работ разной тематики.
“Маленькие” работы, которые являются
обязательным завершающим элементом обучения на
биостанции и защищаются на итоговой конференции
в конце смены, чаще всего ложатся в основу более
серьезных исследовательских работ.

Так работы учеников СОШ № 7
г.Дзержинска, созданные летом 2009 года, были
дополнены, расширены, снабжены аудио– и
фотоматериалами, собранными в ходе экспедиции, и
представлены на Х Школьных Харитоновских
чтениях (г.Саров, Малькова Виктория – диплом
Самого активного участника секции биологии;
Никифорова Александра – свидетельство
участника секции химии), а также во Всероссийском
конкурсе научно-исследовательских и творческих
работ молодежи “Меня оценят в 21 веке” (г.Москва,
Панкова Мария и Широков Валерий– дипломы 2
степени в секции химии и экологии, Малькова
Виктория – диплом 1 степени в секции биологии).
Фотоматериалы, собранные в этом сезоне,
позволили Логиновой Марине, Тихоновой Валерии и
Никифоровой Александре стать участниками III
областного конкурса “Экология для будущего” с
номинации “Фотоконкурс”, при этом Марина стала
лауреатом, а Саша – дипломантом II степени. Все
полевые материалы, которые ребята собрали в этом
сезоне 2010 года, также будут использованы для
создания исследовательских работ с последующей
защитой их на школьной и городской конференции
научно-исследовательских работ школьников
“Старт в науку”.

Родители ребят – участников
экспедиции сезона 2009-2010 гг отмечают
положительное влияние биостанции на личностные
качества своих детей. Они становятся более
контактными и лояльными в общении с родителями,
что очень ценно в возрасте 12-14 лет. Положительная
эмоциональная окраска сопровождает все
высказывания, презентации и сообщения ребят о
работе и отдыхе на биостанции.

Контакты с учащимися не только других
классов, но и других школ, приобретенные в ходе
обучения в “Компьютерной Пустыни” сохраняются
долгое время и всегда служат источником только
хороших воспоминаний или планов на будущее лето.
Тот, кто один раз побывал в экспедиции, стремится
попасть туда вновь, создавая здоровую
конкуренцию, так как количество мест
экспедиционеров строго ограничено. Этот момент
является определенным стимулом хорошей
успеваемости и занятия исследовательской
деятельностью по естественнонаучным
дисциплинам, так как ребята знают, что
“отстающие” не имеют шансов попасть на
биостанцию.

Считаем, что реализация программы
работы эколого-биологической станции позволяет
поддержать основные направления модернизации
общего образования, в том числе:

  • соответствие содержания образования
    возрастным закономерностям развития учащихся,
    их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования,
    направленный на формирование познавательной,
    коммуникативной, практической, творческой
    деятельности;
  • усиление воспитательного потенциала и
    социально-гуманитарной направленности
    содержания, способствующего становлению
    личности ученика.



Следующий: