Иван Грозный: личность и эпоха урок с использованием инновационных технологий

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,92 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Раскрыть значение реформ 1550-х гг и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири;
  2. Показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях.
  3. Продолжить работу над формированием навыков и умений работы с атласом, составлением таблиц, умением реферировать.
  4. Воспитывать потребность для страны, в духовном освоении истории своей страны.

(На данную тему отводится по программе и КТП – 2 часа; история изучается в группах СПО – 1 год).

Оборудование урока:

  • электронная презентация (слайды, картины, тестовые задания);
  • учебник;
  • атлас по истории;
  • сообщения учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием инновационных технологий.

Основные понятия: опричнина, террор, царская опала.

Основные даты: 1547 г., 1549 г., 1550 г., 1552 г., 1556 г., 1558-1583 г., 1565-1572 г., 1581 г., 1584 г.

Изучение нового материала.

План:

  1. Иван IV. Венчание на престол.
  2. Реформы государственного управления.
  3. Расширение территории России в период правления Ивана IV.
  4. Ливонская война.
  5. Опричнина и её последствия для развития России. Отмена Юрьева дня.

Ход урока

Перед объяснением нового материала ставлю перед учащимися проблемное задание: Иван Грозный – реформатор России или тиран? Слайды 1-3, видеоролик 1 (слайд 4) [Презентация].

Иван IV. Венчание на престол.

  1. Рассказ учителя о приходе к власти Ивана IV. (Слайды 5-10)

Реформы государственного управления.

  1. Рассказ учителя о реформах государственного управления. (в ходе объяснения учащихся составляют таблицу.).

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Что было создано для укрепления государственной власти в стране в середине 50-х г.г.?
  2. Что заставило феодалов стремиться к укреплению государственной власти?
  3. Какого значение реформ 50-х г.г?

Расширение территории России в период царствования Ивана IV.

1) Рассказ учителя о расширении территории России при Иване IV. (Слайд 24, 29-30).

(учащиеся составляют таблицу).

Даты Земли, вошедшие в состав Российского государства.
1552 г.
1556 г.
1581 г.
Казанское ханство
Астраханское ханство
Сибирское ханство.
  • Сообщение учащегося о походе Ермака Тимофеевича,
  • Работа с картиной В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Беседа с учащимися по вопросам:



  1. Какими средствами художник показал единство Ермака со своей дружиной?
  2. Что хотел показать художник, помещая Кучума вдали от основной части войска?
  3. Какими средствами живописи художнику удалось показать героические характеры русских казаков?
  4. Почему Ермак стал национальным героем?

Работа с картой (атласом)

(проследить путь дружины Ермака).

Ливонская война

(слайд 11)

Работа с учебником и картой (атласом, самостоятельно изучают и отвечают на вопросы)

  • Когда началась Ливонская война?
  • Цель России в войне?
  • Определить по карте (атласу), какие города были взяты русской армией на первом этапе?
  • Какие изменения произошли в ходе Ливонской войны?
  • Какие города захватил Стефан Баторий? Определите по карте (атласу).
  • Что вы знаете об обороне Пскова?
  • Какие территории утратила Россия в ходе Ливонской войны (Проследите по карте).
  • Когда закончилась Ливонская война?

Опричнина и её последствия. Отмена Юрьева дня.

  • Рассказ учителя о том, что Иван IV покинул Москву видеоролик 2 (слайд 12), об опричнине (слайды 15-21), терроре, казнях (слайды 25-26), походе Дивлет-Гирея на Москву, об отмене опричнины (слайд 22).
  • Сообщение учащегося. Клин при Иване IV(использование краеведческого материала) (слайд 27).
  • Определяем с учащимися последствия опричнины (работа с тетрадью).
  • Продолжаем заполнение таблицы «Этапы закрепощения крестьян в 15-17 вв.» (слайд 28).

Период

Документ

Содержание документа

Значение документа

  • Словарная работа
  • Работа с хронологией
  • Закрепление материала
  • Электронные задания.
  1. А знаете ли, вы… (приложение 3).
  2. Хронологический диктант (приложение 4).
  3. Обучающий тест (приложение 5).

Подведение итогов урока (выполнение проблемного задания поставленного в начале урока).

Домашнее задание.

Литература:

  1. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. Учебник. Москва, МГУ, 2009.
  2. Н.И. Павленко, И.Л. Андреев. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебник, Москва, Дрофа, 2002.
  3. Кобрин Н.С. Иван Грозный, Москва, 2000.
  4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный, М., 2001.

Приложение 7 расширенный текст урока.




Следующий: