История жилища. Архитектура

Цель:

  1. Познакомить с историей развития жилища.
  2. Познакомить учащихся с понятием архитектура, дать элементарные сведения о видах и принципах архитектуры.
  3. Объяснить происхождение ордеров архитектуры, их связь с природой и климатом.
  4. Довести до сведения учащихся, что человек оставляет на земле следы, по которым можно восстановить прошлое.
  5. Развивать диалогическую речь, умение сопоставлять, анализировать.

Оборудование:

  1. Лента времени
  2. Кроссворд «Архитектура»
  3. Карточки:
    I II III VI V VI VII VIII IX X
    э т и м о л о г и я
  4. Рисунки домов, храма Артемиды.
  5. Таблицы:
    • Принципы архитектуры
    • Виды архитектуры
  6. Книга О. Мыслина « Как построить дом»
  7. Таблица «Ордеры колонн» — дорический, коринфский, ионический, композитный
  8. Опорный лист для учащихся

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Сегодняшний урок истории мы начнем с повторения терминов и понятий. Правильно заполнив кроссворд, вы узнаете тему урока:

Задания к кроссворду:

  1. – Найдите спрятавшееся слово в цепочке букв: клвнуриясмисториябагнупале. (История)
    Что такое история? (История- это наука о прошлом)
    –Для чего нужно изучать историю? (Ответы детей)

  2. – Продолжите мою фразу: «Вещественный, устный, письменный исторический…» (источник)
    – Приведите примеры вещественных исторических источников? Устных? Письменных?
    (Вещественные – жилище, деньги, оружие, монеты, инструменты
    Устные — предания, легенды, былины
    Письменные – летописи, грамоты, хроники, грамоты, указы, дневники).

  3. –Как называется наука, изучающая историю древних народов по сохранившимся историческим источникам? (Это археология)

  4. – Как называется место работы археолога? ( Это раскоп)

  5. – Вспомните название профессии людей, которые восстанавливают то, что нашли на раскопках? (Реставратор)

  6. – Отгадайте загадку: «Что идет весь век, а не человек?» (Это время)
    Назовите единицы времени в порядке возрастания. (Ответы детей)
    Какие единицы времени вы использовали для описания истории семьи? (год, век, день, месяц)
    – Как называется история семьи? (Родословная)
    Для чего нужно знать родословную? (Ответы детей)

  7. – Какая наука изучает родословные? (Родословные изучает генеалогия)

  8. – Как называется наука, устанавливающая точное время и изучающая способы ее измерения? (Это хронология)

  9. – Расставьте карточки с записью века в порядке возрастания так, чтобы у вас получилось слово:

    II VI III V VII X I VI VIII IX
    т м и о о я э л г и

    –Какое слово получилось? (Этимология)
    – Что оно обозначает? (Этимология – это наука, изучающая происхождение слов)

  10. – Если это слово перевести с латинского языка на русский, то получится слово «шар». Что это? ( Это глобус)

  11. – Закончите фразу «Политическая, историческая, географическая….» (Карта)

Вывод: – Прочитайте ключевое слово кроссворда. (Архитектура)

3. Постановка цели урока.

Что такое архитектура, кто из вас знает?

– Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос и на многие другие:

  • Что такое архитектура?
  • На каких китах она держится ?
  • Что такое ордер?

4. Изучение нового материала.

1) – Что такое архитектура? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вернемся в глубь веков.

– С незапамятных времен человек от непогоды строил укрытия. Сейчас трудно сказать, где и когда человек построил свой первый дом.

– Как вы думаете, как он выглядел? (Скорее всего, это была пещера)

– Археологи во время раскопок нашли древнее жилище, построенное 11 тысяч лет назад. Это было углубление в земле, на котором возводили каркас из перевязанных наверху жердей. Постепенно вид жилища людей менялся. Как вы думаете, почему?

(Люди научились строить дома из дерева, камня; развивалась промышленность; человечество накапливало жизненный опыт.)

Вывод: Человек постепенно научился строить жилье, создавать другие сооружения.

– Что же такое архитектура? (Архитектура- это искусство строения)

– Археологи говорят « Архитектура-это огромная каменная книга, на страницах которой запечатлены различные эпохи развития человечества»

– Давайте попробуем это доказать:

– На доске есть иллюстрации с изображением жилища человека в разные эпохи. Мы попробуем расставить их в порядке развития, от самого примитивного жилища до современного.


Жилище человека

Итак, мы с вами убедились, что архитектура — огромная каменная книга, на страницах которой можно увидеть, как развивалось человечество.

2) – Все в мире развивается по своим законам. Есть такие законы – принципы, и у архитектуры.

(Вывешивается таблица, названия принципов закрыты, они открываются по мере необходимости)

Принципы архитектуры:

  1. Красота
  2. Прочность
  3. Польза
  • – Еще тогда, когда человек только начинал становиться человеком и жил в пещере, за стенами которой ночами слышался рев диких зверей, он уже делал попытки украсить свое жилище. Рисунки, нанесенные на скалах, поражают своей красотой и гармоничностью даже нас, людей XXI века.
    – О каком принципе я вам рассказала?
    (красота) (открыть в таблице первую строку)



  • – Давайте вернемся к нашим домам. Первые дома и домами–то трудно назвать. Люди жили в землянках. Постепенно люди научились обрабатывать камень, с конца XVIII века в постройках стали использовать металл.
    – Какими же становились дома? (Они становились прочными)
    Значит, второй принцип архитектуры — прочность. (Открыть вторую строку в таблице)

  • А зачем люди строят дома?
    – Можно ли обойтись без построек? (Ответы детей)
    Мы выяснили, что все постройки так иначе связаны с жизнью человека, приносят ему какую-то пользу.
    Значит, третий принцип архитектуры - польза. (Открыть третью строку в таблице)
    Архитектура играет важную роль в жизни общества. Что строит человек?
    (дома, фабрики, заводы, школы, магазины, музеи и т.д.)
    –Значит, архитектура служит разным целям: — построить дом,
    - разбить парк, — создать новый город.

3) – Поэтому архитектура бывает 3 видов:

Таблица «Виды архитектуры»:

Виды архитектуры:
  1. Здания (дома, фабрики т.д.)
  2. Ландшафт – планирует сады, скверы, парки, фонтаны.
  3. Градостроительство – создание новых городов, поселков, деревень.

– Искусству создавать ландшафтную архитектуру тысячи лет. Ландшафт – это общий вид местности – такой, каким его создала природа. А она, как вы знаете, разнообразна: то скупа, то щедра. Человек научился ее изменять: оказавшись в парке, можно увидеть дорожки, посыпанные цветным песком, клумбы и газоны, деревья с необычной стрижкой кроны, любоваться красотой фонтанов и скульптурами.

– С глубокой древности в городах разбивали сады. Один из таких садов стал чудом света. Давайте прочитаем об этом в книге О. Мыслина « Как построить дом»: «В VI веке до н.э. в древнем городе Вавилоне появились «Висячие сады Семирамиды». В центре города из кирпича были возведены уступы и арки, поверх которых лег слой плодородной земли. Деревья и цветы, посаженные на террасах, возвышались над городом, словно паря в воздухе. По преданию царь Навуходоносор приказал создать висячие сады для своей любимой жены, выросшей в горной стране, чтобы среди равнин Вавилонии они ей напоминали Родину.

– Красота этих садов удивляла людей, а, удивляясь чему-нибудь, люди говорят о чуде. Одним из 7 чудес света, 7 чудес архитектуры был храм Артемиды. Судьба его, пожалуй, самая драматичная из судеб других «чудес». Попробуйте найти об этом книгу и прочитать историю создания храма.

4) – Рассмотрите изображение храма. Что привлекает ваше внимание? (колонны)

– Зачем же нужны колонны? (Предположения детей)

– Люди давно думали о том, чтобы строить себе большие, просторные дома. Но в большом доме должен быть большой потолок. Делать его трудно и опасно: он может обрушиться от собственной тяжести. Нужно помочь ему, поддержать. Так стали в домах ставить колонны. Слово колонна латинское, к нам пришло из Франции и означает «опора». И, конечно же, раз колонны стояли посреди комнаты, они должны были быть красивыми.

– Сначала колонны ставили просто из ствола дерева, и они были круглыми. Поэтому главная часть колонн называется – ФУСТ.

– Вспомните, как выглядит дерево, где оно более толстое? (Внизу, у земли)

– А почему? (Там корни, так дерево становится более устойчивым)

Колонна тоже должна быть устойчивой, поэтому стоит на БАЗЕ.

– А что у дерева сверху? (Листья, ветви, цветы, плоды – крона)

У колонн тоже есть крона, только называется она – КАПИТЕЛЬ.

– Деревья каких пород вы знаете? (Лиственные, хвойные)

У колонны тоже есть свои породы, как и у деревьев.

– Положите перед собой опорный лист


Опорный лист

Рассмотрите, чем они похожи? (Они похожи строением: фуст, база, капитель)

Чем отличаются? (Отличаются формой капители)

– Породу колонн в Древней Греции назвали ОРДЕРОМ.

– Самый простой ордер – дорический.


Дорический ордер

Эта колонна простая, строгая, стройная. Она очень похода на живое дерево.

– Второй ордер – ионический.


Ионический ордер

Чем он отличается от дорического? (Формой капители)

Ионический ордер более изящный, праздничный. На что похожа его капитель?

(Она похожа на завитки молодых листочков, распускающиеся почки)

Посмотрим, что дальше произошло с нашим деревом? (На дереве стали появляться листочки)

– И колонна тоже ожила. Крона-капитель покрылась листьями, зазеленела, в гуще веток вот-вот появятся цветы, а, может быть, и птицы поселятся. Это коринфский ордер.


Коринфский ордер

Давайте сравним все колонны:

– На дерево какого времени года похожа дорическая колонна? (Это колонна-зима)

– Ионическая колонна? (Колонна-весна)

Коринфская колонна? (Колонна-лето)

Все времена года выбрали 3 ордера? (Нет, не хватает осени)

Вот люди и решили соединить черты разных ордеров – и получили вот такую красавицу-колонну с пышной капителью, увитой цветами, подами, лентами. Это композитный ордер. Это колонна-осень.


Композитный ордер

5. Практическая работа. Закрепление изученного.

Возьмите опорный лист. Выполните задание.

6. Обобщение. Подведение итогов.

Что такое архитектура?

– Назовите принципы архитектуры.

– Перечислите виды архитектуры.

– Из каких частей состоит колонна?

– Назовите виды колонн (Ордеры)

– Почему архитектуру называют каменной книгой?

7. Домашнее задание

найти и прочитать историю создания и гибели храма Артемиды, придумать и нарисовать свою колонну.




Следующий: