История оскольских святынь

…В ближайшем будущем пастырство не на словах лишь, но на деле явится подвигом, может быть, даже близким к мученичеству и мало посему найдётся добровольцев на этот подвиг. Но церковь и выявляла всегда свою внутреннюю красоту, всё своё неземное обаяние в дни мученичества»
Священномученик Дамиан. 1917 год

Пророческие слова архиепископа Курского и Обоянского Дамиана (Воскресенского), причисленного в 2000 году к лику святых, надолго предопределили судьбу Русской православной церкви. В конце 1929 года в Старом Осколе впервые в истории этого города была учреждена архиерейская кафедра. Назначен на неё был епископ Онуфрий (Гагалюк), только что вернувшийся из уральской ссылки. Территорией его архипастырской ответственности стали десять районов, выделенных из бывших Воронежской и Курской губерний и объединённых в административный Старооскольский округ. Однако из двухсот храмов, имевшихся на территории новой епархии, службы поначалу совершались лишь в пятнадцати. До учреждения Старооскольской епархии значительная часть её территории окормлялась архиепископом Дамианом. Он, по завету апостола Павла, вразумлял бесчинных, утешал малодушных, поддерживал слабых и долготерпел ко всем. Не забывал владыка и о поощрении наиболее усердных на ниве Христовой. 15 мая 1932 года декретом правительства за подписью Сталина была объявлена «безбожная пятилетка». Руководителям на местах давалась такая установка: «К 01 мая 1937 года «имя Бога должно забыто» на всей территории СССР». Уже во втором полугодии 1932 года в Курской епархии резко уменьшилось число священнослужителей, находящихся на свободе. А к концу пятилетки были уничтожены все храмы центральной части нашего города. В июле 1932 года был арестован и в ноябре 1937 года расстрелян архиепископ Дамиан. В июне 1935 года был арестован Владыко Онфрий и навсегда исчез в сталинских лагерях – был расстрелян в июне 1938 года. Экскурсия «История оскольских святынь» ведёт по памятным местам, раскрывающим историю православия в крае. Наглядно раскрывает трагическую сторону этого вопроса и в то же время прославляет духовный подвиг Старооскольских и Белгородских подвижников. Способствует духовному развитию экскурсантов, прививает любовь к родному краю, чувство гордости за старооскольских сподвижников.

Цель экскурсии: привитие обучающимся чувства уважения к истории края на примере конкретных исторических объектов; воспитание чувства морально-нравственной ответственности за свершенные поступки; развитие религиозного мировоззрения и терпимости, эмоциональной близости с православной верой

Вид экскурсии: экскурсия пешеходная, учебно-тематическая, рассчитана на обучающихся II ступени обучения.

Методы экскурсионной работы: метод показа, демонстрации, рассказа, беседы, приемы сравнения, зрительной реконструкции.

Контрольный (сопроводительный) текст экскурсии «История оскольских святынь»

(сбор в школьном дворе МБОУ «Основная общеобразовательная школа №2»)

Экскурсовод приветствует группу и представляет себя.

Ребята! Сегодня мы с вами пройдём по памятным местам центральной части города, связанным с историей православия, духовной жизни оскольчан. Вспомним тех, кто прославил наш город, совершив духовный подвиг. Во время экскурсии, прошу быть внимательными. Мы будем вместе проходить по определенному маршруту, который ведёт по памятным местам, раскрывающим историю православия в Старооскольском городском округе; наглядно раскрывает трагическую сторону этого вопроса, и в то же время прославляет духовный подвиг Старооскольских и Белгородских подвижников. В конце экскурсии я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

По ходу движения совершаем организованные переходы улиц по специально размеченным местам, соблюдая правила дорожного движения.

Прошу всех двигаться за мной к памятнику основателям города на площади у кинотеатра «Октябрь».

(площадь у кинотеатра «Октябрь». Памятник основателям города)

Прошу всех обратить внимание на этот памятник. Автор памятника — скульптор Анатолий Шишков. Он был торжественно открыт 12 сентября 2009 года в празднование Дня города и посвящён основателям Старого Оскола. Три фигуры — голова Иван Мясной, воевода Иван Солнцев-Засекин и подьячий Михаил Нечаев — словно три столпа, на которых основывалась Русь — военная мощь, государственная власть и обязательно духовенство. Место расположения памятника неслучайно — именно здесь, на территории, занимаемой кинотеатром и близлежащими домами, более четырёхсот лет назад развернулось строительство нового города-крепости Оскол.

История города и история храмов неразрывно связаны друг с другом. Наш город был основан в 1593 году как военная крепость для защиты юго-восточных окраин русского государства от набегов татар. В XVI веке, традиционно, перед началом строительства крепостных сооружений, закладывали храм или часовню, служили молебен и освящали всю территорию будущей крепости. Таким образом, история храмов началась с момента основания крепости Оскол. Существовали в городе и монастыри: мужской Троицкий монастырь, Тюляфтина Пустынь и Успенский Преображенский женский монастырь, которые впоследствии были упразднены по указу императрицы Екатерины II.

Место, на котором мы с вами находимся, долгие годы называлось Нижняя площадь. Во времена основания города здесь построили первую Соборную церковь. Она была деревянная, как, собственно, и все крепостные постройки. Со временем обветшала настолько, что горожане решили заменить её на каменное строение. Им стал главный храм города — Богоявленский собор. К сожалению, в годы «Безбожной пятилетки» (1932-1937 годы) собор, как и другие храмы центральной части города, был разрушен. Мы с вами можем его увидеть только на фотографиях. (Демонстрирует фото собора. Портфель экскурсовода, фото 1). Собор был построен в стиле позднего классицизма. Строительство великолепного каменного храма велось 7 лет и было закончено в 1840 году. Это самый красивый храм и гордость нашего города. Собор имел богатое убранство и немало православных реликвий. С одной из них связанно следующее предание: в храме находилась старинная икона Знамения Пресвятой Богородицы, в 1831 году, во время эпидемии холеры, уносившей в день десятки жизней горожан, икону обнесли вокруг города с молитвой о спасении жителей, после этого холера быстро пошла на убыль. Икона стала особо почитаемой прихожанами. Собор имел колокольню, построенную еще в 1811 году, хор певчих, библиотеку, церковноприходскую школу. Нужно сказать, что территория нашей школы частично занимает территорию, принадлежащую Богоявленскому собору.

На строительство и содержание храмов значительные средства жертвовали старооскольские купцы, да и простые совсем небогатые прихожане считали своим долгом внести посильный вклад в процветание храмов, содержание церковноприходских школ.

(переход к зданию Геолого-разведочного техникума)

Об одной купеческой семье оскольчан следует рассказать особо. Обратите ваше внимание на здание Геолого-разведочного техникума. (Указывает на здание ГРТ). Изначально этот дом принадлежал купцам Соломенцевым и был он двухэтажным. Третий этаж надстроили уже в послевоенное время во время ремонтно-восстановительных работ, когда наш город «возрождался из пепла» после фашистской оккупации 1942-1943 годы.

Род Соломенцевых отличался наклонностью к духовным подвигам, из него около 15 человек обоего пола подвизались в монашестве, да и все сограждане их в то время отличались религиозностью — были прихожанами храмов и блюстителями церковных уставов. В семье купца Павла Семёновича Соломенцева было четыре сына: Алексей (в монашестве Аркадий), Илья, Иван (будущий Иероним), Дмитрий и одна дочь — Евдокия (в монашестве). Благодаря доброму христианскому семейному воспитанию, в Иване с детства обнаружилось влечение к монашеству, но исполнение его отложено было родителями до совершенных лет.

Покинув родительский дом, Иоанн вместе с двумя своими друзьями поступил в Дивногорский (Успенский) монастырь Воронежской епархии, а потом в Знаменско-Хотмыжский Курской епархии. По совету своего близкого старооскольского поклонника Святой Горы Афон (Греция), отправились искать тихой, без соблазнов монашеской жизни на Святую Гору Афонскую. Но им не суждено было Богом сразу достигнуть тихого пристанища спасения. Доехавши до Константинополя, они должны были возвратиться обратно в Россию, ибо дальнейший путь им был преграждён по случаю бывшей тогда в тех местах чумы. Путники, не отлагая совсем своего решения, с целью поклонения новоявленному чудотворцу святителю Митрофану посетили Воронеж. Здесь встреча с одним прозорливым юродивым, предрекшим их судьбу, укрепила их намерение ехать на Афон. При первой же возможности они, заехав сначала в родной Старый Оскол, запаслись здесь необходимыми для путешествия за границу документами и, пригласив с собой 15 земляков-старооскольцев, отправились с ними на Афон куда, и прибыли благополучно в сентябре 1836 года. На Афоне Иоанн с близким другом и постоянным спутником Николаем поискали себе наставника-старца и нашли его в лице известного русского духовника отца Арсения. Он принял их с любовью, постриг обоих в монашество, нарекши Иоанна Иоанникием, а Николая — Никитой.

На время отец Иоанникий отлучился со Святой Горы Афонской в Палестину для поклонения святым местам; возвратившись оттуда, тихо и безмолвно проводил пустынную жизнь.

В 1840 году скончался руководитель Русской общины Пантелеймонова монастыря на Афоне отец Павел. И по всеобщей просьбе всего братства после упорного отказа отец Иоанникий всё же соглашается стать общим духовником Русской общины. «…Тебе подобает устроить Русскую обитель, и тобою она прославится», — таковы были слова напутствия Иоанникию от старца Арсения.

В 1841 году он принял святую великую схиму с именем Иероним и стал усердным и опытным помощником отцу Герасиму в управлении монастырскими делами.

Взгляните на эту фотографию. (Демонстрирует фото иеросхимонаха Иеронима. Портфель экскурсовода, фото 2). Вы видите старооскольца, бывшего в миру Иваном Павловичем Соломецевым и ставшим главным духовником Русской общины на святой Афонской Горе. Навеки прославил он благими делами наш город.

Благодаря устроению им в обители совершенного монашеского общежития и мудрому руководству братией, монастырь достиг всестороннего расцвета при высочайшем духовном преуспеянии иноков. Старец имел множество духовных чад на Афоне – русских, греков, сербов, болгар, грузин. При жизни старца Пантелеймоновым монастырём в России были открыты многочисленные афонские подворья (важнейшее из них – московское с Пантелеймоновской часовней) и Ново-Афонский монастырь на Кавказе.

Отец Иероним прославился благодатными дарами духовного рассуждения и мудрости, прозорливости, даром молитвы и особой её силой. По его молитвам получали чудесную помощь скорбящие и путешествующие, совершались исцеления, спасались терпящие бедствия на море. Несколько раз старец сподобился явлений Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святого Иоанна Богослова.

День преставления старца — 14 ноября 1885 года. День ангела — 15/28 июня.

Если мы взглянем на противоположную сторону дороги, то увидим сохранившиеся, так называемые, Торговые ряды. И по сей день главное предназначение этого строения – торговля. Хотя здание Торговых рядов сильно пострадало в годы Великой отечественной войны, но всё же было восстановлено почти в первозданном виде. Чего мы не можем сказать о другом строении – располагавшемся совсем рядом. Взгляните на этот снимок. (Демонстрирует фото храма Николая Чудотворца. Портфель экскурсовода, фото 3)

В 1802 году вместо обветшавшей Никольской церкви был построен храм во имя Николая Чудотворца. Новый двухэтажный каменный храм был заложен на месте, пожертвованном купцом Николаем Деевым (современная улица Володарского). Деев отдал дом вместе с усадьбой под строительство нового храма. В этом храме был крещён Иван Соломенцев и, вплоть до отъезда из Старого Оскола, был его прихожанином. Не забывал любимый храм старец Иероним — благодаря ему в храме появились бесценные для верующих реликвии — частицы мощей святого Пантелеимона Целителя. Многим храмам города были дарованы с Афона иконы. Некоторые из них сохранились, их можно увидеть в храмах нашего города. (Крестовоздвиженский, Ильинский, Александра Невского кафедральный собор). Храм Николая Чудотворца, как уже упоминалось раньше, в числе других был уничтожен в 1930-е годы.

(переход по улице Ленина к улице Октябрьской — зданию Старооскольского театра)

А сейчас прошу всех двигаться вверх по улице Ленина до пересечения с улицей Октябрьская. Раньше эта улица носила другое название — Курская, после революции её переименовали в Интернациональную, в период оккупации немцы звали её «Главная», позже — в 1960 году (к 90-летию В.И.Ленина) улицу переименовали в улицу имени В.И.Ленина. Несмотря на все исторические события последних лет, название улицы не изменилось и по сей день.

Страшные бомбёжки 1942-1943 годов уничтожили множество замечательных строений, причисленных бы в настоящее время к памятникам истории и архитектуры. Но отдельные дома уцелели и радуют наш глаз, напоминая нам о том, что мы живём в старинном купеческом городе. Отсюда прекрасно видно здание Русско-Азиатского банка на улице Комсомольской (бывшей Белгородской) — в настоящее время расчётно-кассовый центр. По стороне нашего передвижения — купеческий особнячок, на втором этаже которого располагалась женская прогимназия Л.А.Бирилёвой. А прямо по курсу — дом купца Лихушина — знаменитое здание с башенкой, ставшее визитной карточкой нашего города, в настоящее время — здание Старооскольского краеведческого музея. А вот напротив него, через дорогу, вы видите здание Сбербанка. А некогда на этом возвышенном месте возвышался ещё один храм — храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1809 году. В настоящее время мы можем увидеть его только на фотографии. (Демонстрирует фото храма. Портфель экскурсовода, фото 4). Церковь представляла собой двухэтажное кирпичное здание с двускатной кровлей, увенчанной главкой, имела трехъярусную колокольню с 9 колоколами. Один из престолов был освящен во имя Архангела Михаила, поэтому горожане чаще называли церковь Михайловской. На церковной колокольне находился пожарный сторож, были установлены городские часы, а во время сильных морозов вывешивался белый флаг — знак для ребятни, что занятия в школах отменяются. Вы видите, что храм в числе прочих разрушен и в настоящее время на месте храма находится здание банка.

И вот мы с вами подошли к ещё одному замечательному памятнику истории, архитектуры и духовной жизни нашего города — зданию Старооскольского духовного училища.

(площадь у Старооскольского театра для детей и молодёжи на улице Революционной (бывшая Михайловская)

Мы с вами находимся у здания современного театра для детей и молодёжи. Многие из вас тут были не раз, с удовольствием смотрели спектакли, радовались Новогодним утренникам и другим представлениям. Все мы любим наш театр, но не все из нас знают о том, что когда-то это здание принадлежало Старооскольскому духовному училищу — весьма серьёзному учебному заведению. Открытие нового здания вместо нескольких устаревших состоялось летом 1900 года. Оно несколько отличалось от того, что мы с вами видим сейчас. Взгляните на этот старинный снимок. Массивное, двухэтажное, с домовой церковью внутри — это здание украшало город. (Демонстрирует старинное фото Духовного училища. Портфель экскурсовода, фото 5). Какие изменения мы с вами наблюдаем? (экскурсанты проводят сравнение).

Старооскольское духовное училище, помимо многочисленных школ, принадлежало Епархиальному Ведомству и предназначалось для подготовки к обучению в Духовной семинарии. Оно было одним из лучших в Курской епархии. Учащиеся в нём укомплектовывались преимущественно из лиц духовного звания не только Старооскольского уезда, но и Тимского и Новоскольского. Это было межуездное учебное заведение закрытого типа, мало влиявшее на общее развитие образования в городе. Часть учеников училась бесплатно, часть платила половину, но 50% учеников оплачивали учёбу в размере 60 рублей в год.

По подготовке Духовное училище относилось к начальным учебным заведениям с четырёхгодичным курсом обучения, по программе четырёх классов мужской гимназии с особенным обращением внимания на изучение древних языков – латинского и греческого, а также церковнославянского языка и нотного пения как обязательных предметов, без прохождения новых языков. Воспитанникам воспрещалось посещение синематографа, театров, кондитерских и прочих увеселительных заведения, мест публичного гуляния, железнодорожных платформ. За этим строго следили надзиратели. С 1913 года для эстетического воспитания учащихся началось преподавание и обучение игре на скрипке. При училище было общежитие, большая столовая, музыкальный класс с большим количеством инструментов. В Духовном училище было четыре основных класса с параллельными отделениями и один приготовительный класс.

Для нас старооскольское духовное училище памятно ещё и тем, что в нём трудился человек, причисленный в 2000 году к лику святых — Дамиан (Воскресенский). (Демонстрирует фото священномученика Дамиана. Портфель экскурсовода, фото 6).

Священномученник Дамиан (в миру — Дмитрий Григорьевич Воскресенский) родился 23 октября 1873 года в семье настоятеля Михайловского храма в селе Брусовое Фатежского уезда Курской губернии. Священником был не только отец будущего владыки, но и дедушка. По проторённому пути пошёл и Дмитрий. Но следовал он не столько семейной традиции, сколько зову сердца, призванию свыше. Окончив Курское духовное училище, Дмитрий Воскресенский продолжил учёбу в Курской духовной семинарии. В 1894 году он начал своё церковное служение с должности псаломщика в Спасо-Преображенском соборе города Путивля Курской губернии. С 1895 года Дмитрий Григорьевич был надзирателем и учителем чистописания и черчения в Старооскольском духовном училище.

06 января 1897 года епископ Курский и Белгородский Ювеналий (Половцев) рукоположил Дмитрия Воскресенского в сан священника и определил на служение в село Николаевка Путивльского уезда. А через три с небольшим года иерей Димитрий Воскресенский овдовел.

После смерти супруги он оставил до времени своих малолетних детей (сыновей Андрея и Михаила) родителям, а сам поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и одновременно в археологический институт. В 1904 году был пострижен в монашество с именем Дамиан.

В 1907-1908 учебном году он снова оказывается в нашем городе — был смотрителем Старооскольского духовного училища. Следующие три года исполнял те же обязанности в Обоянском духовном училище. Состоял членом Курской церковно-археологической комиссии и принимал активное участие в издании «Документов и дел, относящихся к жизни и деятельности святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского». В 1910 году составил жизнеописание святителя Иоасафа, опубликовал этот труд в «Православном Финляндском сборнике», а на следующий год к прославлению епископа Иоасафа издал его жизнеописание отдельной брошюрой. Конечно же, отец Дамиан не мог пропустить такого важного события, как открытие мощей святителя Иоасафа Белгородского (сентябрь 1911 года), но на торжества в Белгород он прибыл уже в сане архимандрита и в статусе ректора Смоленской духовной семинарии, коим был назначен 27 июля 1911 года.

В этом году Русская православная церковь отмечает 100-летие канонизации Белгородского святого Иоасафа (Горленко) (Демонстрирует фото святителя Иоасафа Белгородского. Портфель экскурсовода, фото 7), чьи нетленные мощи в настоящее время хранятся в Белгородском Преображенском кафедральном соборе. Ещё при жизни святитель Иоасаф прославился добрыми делами — помощью бедным, исцелением болящих. Он прожил недолгую жизнь — всего 49 лет. Родился в 1705 году в городе Прилуки Полтавской губернии, проявлял интерес только к служению Богу, принял монашеский постриг. В январе 1748 года был рукоположен в сан епископа Белгородского и Обоянского. Верой и правдой, любовью и заботой о людях служил он Господу на Белгородской земле, чем снискал горячую любовь белгородцев. В 1754 году от тяжёлой болезни умер в Грайвороне. Через два года священнослужители обнаружили его тело в усыпальнице нетленным. Слух об этом быстро распространился по всей округе. Люди стали приходить к гробу Иоасафа и получать исцеление. Более полутора веков он не был официально канонизирован, но белгородцы все эти годы почитали его святым. И вот в сентябре 1911 года состоялось торжественное прославление святителя Иоасафа в лике святых. На этом мероприятии, как уже было сказано выше, присутствовал и Дамиан (Воскресенский).

В 1927 году о Дамиан был возведён в сан архиепископа и в мае переведён в Полтаву. В 1928 году владыка Дамиан вернулся в Курск как правящий архиерей и отсюда, уже как узник, отправился на Соловки в 1932 году. Расстрелянный 03 ноября 1937 года и прославленный во святых в августе 2000 года священномученик Дамиан навечно сохранил за собой титул «архиепископа Курского и Обоянского».

Со времени прославления священномученика Дамиана во многих курских храмах появились его иконописные изображения. О нём издаются книги и статьи. Его почитают как «своего» святого во Владимире, Полтаве, Днепропетровске, Смоленске, на Соловках и, конечно же, на его родине — в Курском крае: в селе Брусовое, Обояни, Старом Осколе и самом Курске. Здесь каждую весну в рамках «Знаменских чтений» на базе Курской государственной сельскохозяйственной академии проходит секция-конференция «Дамиановские чтения». Личность священномученика Дамиана притягивает к себе многих исследователей, да и просто верующих людей, которым порой достаточно было узнать лишь несколько фактов из жизни святого, чтобы проникнуться к нему горячей любовью. Научные очерки владыки и его путевые заметки, слова, сказанные во время богослужения с церковного амвона и во время допроса в кабинете следователя ОГПУ, — все это не только восполняет наши знания о почитаемом святом, но и питает наши души той пищей, без которой немыслима духовная жизнь.

А сейчас мы с вами продолжим нашу экскурсию по другой улице. Прошу всех двигаться за мной на улицу Комсомольскую.

(переход по улице Ленина к улице Комсомольской (обратное движение). Далее по Комсомольской — к месту установления ротонды)

Мы с вами вышли на улицу Комсомольскую — ранее называвшуюся Воронежской и бывшей одной из трёх главных улиц города (Курская, Воронежская и Белгородская). Этот отрезок улицы (от перекрёстка с улицей Ленина до нового моста) также сохранил часть старинных построек. Они легко отличимы от других, благодаря оригинальной архитектуре, затейливым кирпичным кладкам. Приглядевшись, вы сможете самостоятельно определить почти каждое из них. Старинные дома украшают центральную часть Старого Оскола, придают особый колорит городу, подчёркивают его уникальность и старинное происхождение.

Итак, мы с вами подошли к памятной Ротонде, установленной на месте ещё одного разрушенного в 1930 годы храма.

В 1783 году, здесь, на пересечении улиц Белгородской и Косьмадамианской (современная Комсомольская и Коммунистическая), вместо старой деревянной Косьмадамианской церкви, была выстроена пятиглавая, увенчанная позолоченными крестами, церковь Покрова Пресвятой Богородицы с престолом во имя Святых Бессеребренников и Чудотворцев Косьмы и Дамиана.

В настоящее время на месте разрушенной Покровской церкви мы видим памятный знак — Ротонда с макетом храма, установленный в 2005 году. Благодаря этому макету, мы с вами можем представить, насколько красив и величествен был этот храм. Он, словно белый лебедь, возвышался над рекой, раскинувшейся ниже, вызывая у людей трепетные возвышенные чувства. На куполе ротонды надпись: «Радосте Наша! Покрой нас от всякого зла святым Твоим Покровом». Во время строительных работ на месте бывшего храма были обнаружены мраморные фрагменты его внутреннего убранства, которые хранятся сейчас в краеведческом музее.

А мы с вами продолжаем нашу экскурсию и выходим на улицу Пролетарскую.

(движение по улице Комсомольской до улицы Пролетарской. Остановка на пересечении улиц у памятника Александру Невскому)

Наше путешествие мы начали у памятника основателям города, автором которого является скульптор Шишков. Сейчас перед нами ещё одна работа этого скульптора — памятник небесному покровителю города Старый Оскол — Александру Невскому. Этот памятник был торжественно открыт к 417 годовщине нашего города (2010 года) и, безусловно. Украшает своим видом ещё один уголок центральной части Старого Оскола. Главный храм нашего города — Кафедральный собор (второй кафедральный собор Белгородско-Старооскольской епархии) освящён именем святого Благоверного князя Александра Невского. В небольшом отдалении от памятника вы видите заложенный фундамент нового, строящегося храма имени святого великомученика Георгия Победоносца. Открывая торжество, по закладке первого камня в основание будущего храма, архиепископ Белгородский и Старооскольский сказал: «Храм будет построен в честь наших соотечественников, положивших жизнь свою за веру и Отечество.

По истечении нескольких десятилетий, новое поколение оскольчан, переосмыслив историю города, дорожа православными традициями нашего края, словно пытается изгладить свою вину перед своими предками за уничтоженные святыни, за то безбожное безумие, охватившее властьимущих и за страх тех, кто им подчинился. Мы строим новые храмы, восстанавливаем из руин старые и заброшенные, возрождаем наши святыни.

И сейчас мы посетим ещё одно священное для оскольчан место — домик, в котором проживал старооскольский епископ — священномученик Онуфрий (Гагалюк). Прошу всех двигаться за мной по улице Пролетарской к домику владыки Онуфрия.

(движение по улице Пролетарской к дому №47, в котором с 1920 года по 1933 год проживал епископ Старооскольский – священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Сейчас мы с вами движемся по одной из старинных улочек города, ранее называвшейся улица Воронежская. Она расположена параллельно центральной, задающей ось направления улице города – Курской (Ленина). В настоящее время улица Воронежская переименована в улицу Пролетарскую. Несмотря на стремительно меняющийся облик современного города, здесь мы ещё можем увидеть старинные жилые домики, которые сохранили свой первоначальный облик и придают Старому Осколу особое очарование. Здесь витает дух старинного провинциального городка. Жаль, что в последнее время мы всё чаще видим, как за сайдингом и пластиковыми окнами навсегда исчезают эти милые сердцу оскольчан дома. Но жизнь берёт своё, люди стремятся к улучшению жилищных условий, используют для этих целей современные строительные и отделочные материалы. Нередко по соседству расположены современные коттеджи и старенькие домики начала 20 века. Вот именно такое соседство открывается нам и в том месте, куда мы идём — рядом с домиком владыки Онуфрия уже несколько лет стоит современный двухэтажный дом с магазином на первом этаже.

Итак, дорогие экскурсанты, мы стоим у святого для каждого старооскольца места — дома, в котором прожил последние годы свободной жизни единственный Старооскольский епископ — священномученик Онуфрий (Гагалюк). Прошу всех войти во двор дома (с разрешения смотрителя).

Архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий, в миру Антон Максимович Гагалюк, родился 02 апреля 1889 года в селе Ополье Ново-Александровского уезда Люблинской губернии. Его отец был лесничим, мать Екатерина — домашней хозяйкой (в последствии монахиня Наталия). Семья рано лишилась кормильца, и вдова с 6 детьми поступила в сиротский приют в городе Люблине в качестве повара, при ней жили и дети. В приюте Антон учился хорошо, там же закончил церковно-приходскую школу и был отправлен на средства приюта в город Холм в Духовное училище, закончил его с отличием и был принят в Холмскую Духовную семинарию. 05 октября 1913 года Антон Гагалюк был пострижён в монашество с именем Онуфрий. В 1915 году по окончании Петроградской Духовной Академии с учёной степенью кандидата Богословия иеромонах Онуфрий был назначен преподавателем в Григорие-Бизюковском монастыре Херсонской епархии. С этого времени и началась пастырско-иноческая деятельность иеромонаха Онуфрия.

В 1923 году он был возведён в епископы, а спустя 3 года в 1926 году епископ был арестован. После ареста был отправлен в Тобольск, а в декабре 1929 года из Тобольской ссылки переведён в Старый Оскол, где вступил в управление Старооскольской епархией.

Почему выбор владыки пал именно на Старый Оскол, объяснить сложно. Может быть, потому, что этот город был поближе к Харькову, где епископ Онуфрий проживал около трех лет до уральской ссылки. Может быть, потому, что Оскол некогда славился обилием храмов и набожностью жителей. А может быть, потому, что незадолго перед описываемыми событиями Старый Оскол стал центром новообразованного округа, объединившего десять районов, ныне входящих в Белгородскую, Курскую и частично в Воронежскую области.

Митрополит Сергий (Страгородский), местоблюститель Патриаршего престола, не только одобрил выбор святителя Онуфрия, но и учредил новую епархию — Старооскольскую, назначив его ее первым предстоятелем.

С приездом владыки Онуфрия старооскольцы воспрянули духом, стали чаще посещать храмы. Многие священники вернулись из «обновленческого» раскола, в котором они оказались по малодушию и от безысходности. Были в среде местных клириков и те, кто отрекся от Бога ради спокойной и сытой жизни.

Около трех лет, то есть большую часть старооскольского периода своей жизни, Владыко Онуфрий квартировал у семьи Давыдовых в доме, у которого мы стоим. На это время гостеприимный дом превратился в настоящий духовный центр города. Сюда за советом и утешением приходили благочестивые горожане. Здесь совершались монашеские постриги. Здесь священномученик Онуфрий решал епархиальные дела, писал статьи апологетического и нравственного характера. Некоторые из посетителей домика впоследствии стали священниками и даже архиереями. К примеру, архиепископ Иосаф (Овсянников), священник Александр Бухалов.

В июне 1935 года Владыко Онуфрий был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Из ссылки вел переписку. В конце 1937 года владыка перестал отвечать на письма духовных чад и родственников. О том, что он был расстрелян 01 июня 1938 года, стало известно только в начале девяностых. Но где происходил этот расстрел и где находятся мощи святителя, неизвестно до сих пор.

В Старом Осколе молитвенная память об архиепископе Онуфрии всегда была жива. Молились старооскольцы о его здравии, когда не знали о его смерти, потом молились о упокоении. Теперь после канонизации (как местночтимый святой он был канонизирован в нашей епархии еще в 1994 году) просят у него молитвенной помощи и, без сомнения, получают ее. Почти во всех храмах города имеются иконы святого священномученика Онуфрия. Один из престолов кафедрального Александро-Невского собора освящен в его честь. В православной гимназии создана комната-музей владыки. А весной 2003 года начались восстановительные работы в домике на улице Пролетарской, где жил и молился владыка Онуфрий.

После смерти Александры Никитичны Давыдовой дом перешел в собственность ее племянницы В.А.Степановой. Вера Александровна уже более полувека как москвичка. В Старый Оскол она приезжала только на лето. Все остальное время здесь жили матушки-просфорницы, как правило, перед своей смертью принимавшие монашеский постриг. Последняя из них, монахиня Фомаида, умерла в середине девяностых. В 2009 году не стало и Веры Александровны. В настоящее время воссоздана келья владыки и комната хозяев. Работы в большой комнате, служившей владыке канцелярией и приемной, приостановлены на время зимы. Помимо этого, собран большой материал для серьезного исследовательского труда о священномученике: фотоснимки, воспоминания, проповеди и статьи владыки. Мы с вами попросим смотрителя домика показать нам то, что удалось восстановить и подарить нам возможность прикоснуться к святыням.

(экскурсию в домике владыки Онуфрия проводит смотритель домика).

Мы благодарим за интересный рассказ смотрителя и отправляемся к последнему объекту нашей экскурсии – одному из уцелевших старинных храмов города — храму Пророка Ильи (слобода Ездоцкая).

(движение по улице Пролетарской до храма пророка Ильи)

История Свято-Ильинского храма, к которому мы с вами движемся, начинается со страшного пожара, натворившего немало бед во всём годе. Случился он 02 августа, в день памяти Святого пророка Ильи, 1862 года. Бушевавшая в этот день буря быстро подхватила огонь от дома мещанина Мацнева и разнесла по нескольким городским кварталам и пригородной зоне. Всего сгорело 275 дворов. Строительство заложенного нового храма слободы Ездоцкой пришлось отложить. Пожар получил название Ильинского, равно как и храм, который первоначально собирались освятить в честь иконы Божией матери «Одигитрия».

В 1872 году храм Пророка Ильи был выстроен в северной части слободы Ездоцкой, возникшей в 17 веке на севере острога, на развилке старинных почтовых трактов, ведущих в Воронеж и Курск. Строительство велось на деньги прихожан при содействии купца-канатчика Шестакова. Архитектором был государственный крестьянин слободы Ездоцкой Еремеев, мастером – крестьянин-собственник Алексей Качанов.

Церковь однопрестольная, представляет собой оригинальный образец культового здания, построенного в эпоху эклектики (смешения стилей). Стены кирпичные, оштукатурены и окрашены. Расположена на небольшом ограждённом участке. Входные ворота на территорию церкви находятся с западной стороны, выполнены в стилистике храма. Столпообрзная колокольня возведена в одно время с храмом, на ней было установлено 6 колоколов. Проёмы в колокольне устроены строго по сторонам света. Здание церкви не перестраивалось, оно одноэтажное, приподнято на небольшом цоколе. Во внутреннем убранстве преобладают живопись, обновлённая в ХХ веке. Иконостас двухъярусный, деревянный, резной позолоченный, украшен растительным орнаментом из накладной и прорезной объёмной резьбы. Все иконы помещены в резные рамы. В росписи храма преобладают сюжеты из жизни Христа.

Храм наследовал некоторые иконы из разрушенных городских церквей. Есть тут иконы и афонского письма с дарственной надписью братьев Святой горы, бывших некогда гражданами Старого Оскола. Одной из таких икон является особо почитаемая икона Божией Матери, именуемая «Отрада» или «Утешение».

В 1882 году в приходе Ильинского храма бала устроена школа грамотности, Земская школа.

В сложный советский период церковь не закрывалась, лишь на время служба в ней была прекращена по причине отсутствия священнослужителя. В пору повального атеизма в Ильинском храме нашли приют несколько монахинь и монах священник. Тогда служба в храме осуществлялась каждый день по монастырскому уставу, и сам он превратился в маленький монастырь. О том сейчас напоминают могилки, сохранившиеся в церковной ограде.

Давайте поближе подойдём к одной из них. Перед нами могила отца Владимира Отта – священника, светлую память о котором хранят многие старооскольцы. В 1961 году он пришёл служить в этот храм, 29 июня 1992 года в возрасте 91 год его не стало. Отец Владимир жил не для себя – для Бога, для людей, которых любил и которым служил. Ехали к нему за советом и утешением со всей округи: из Губкина, из Горшечного, из Москвы, из Орла… Тогда было немного открытых храмов, батюшек ещё меньше. Отец Владимир добросовестно исполнял свой пастырский долг, несмотря на недуг, перенесённые операции на глаза и наступившую слепоту, старался принять всех. Жил он в маленькой крестилке у храма. Для многих прихожан именно у могилы батюшки начинается и заканчивается храмовая молитва, где в любое время года не гаснет огонёк лампады. Мы с вами можем возложить цветы на могилу.

Церковь Святого пророка Ильи – единственная церковь в городе, где осуществляется Таинство Крещения на безвозмездной основе. Перед ним настоятель обязательно проводит собеседование, выясняя, чем вызвано желание крещаемых или их родителей, как они веруют, ощущают ли духовную жажду.

Ежегодно на престольный праздник (02 августа) в храме проходит архиерейская служба. Такое неравнодушие архиепископа Иоанна к Ильинской церкви объясняется тем, что именно здесь он впервые в своей жизни служил уже в высоком духовном сане, случилось это 02 августа 1995 года.

Благодарю всех за внимание. На этом наша экскурсия завершена. Мы возвращаемся в школу.

Библиографический список:

  1. Мелентьев Р.И. Городок провинциальный (Записки старожила)./ Под ред. Вербкина В.А. – Старый Оскол.: Издательство редакции газеты «Оскольский край», 2009г. – 160с.
  2. Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский. Духовное наследие: Проповеди, Очерки, Письма, Протоколы допросов /Предисловие, комментарии и составление священника Владимира Русина. – Старый Оскол: ООО ИПК «Кириллица», 2011. – 264с. (Труды курских архипастырей).
  3. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. В.А.Шаповалова. – Белгород, изд-во БелГУ, 2002. – 410с., ил.
  4. Русин В. «Горю желанием служить церкви»: Жизнеописание протоиерея Владимира Отта. – Старый Оскол: Издание Свято-Покровского храма села Кунье Горшеченского района Курской области, 2008г. – 48с. _ (Серия «Православное краеведение»).
  5. Токмаков И. Историко-статистический археологический очерк города Старого Оскола с уездом (Курской губернии). – Москва: «Русская» типо-литография, 1894 год. – 36с. (Репринтное издание)
  6. Синдеев А.П. Краткий исторический очерк города СтарогОскола. -1893г. (Репринтное издание)
  7. Русин В. Преимущество в страданиях: Очерки о священниках, пострадавших за Христа в 1937-38 гг. – Издание Свято-Покровского храма в селе Кунье. 2008. – 88с.
  8. «КЪ СВЕТУ»: Альманах. Вып. 18. «История Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря». – Москва. – 2000. – 192с.
  9. 9.«КЪ СВЕТУ»: Альманах. Вып.16. «Ново-Афонский Симоно-Канонитский монастырь». – Москва. – 252с.
  10. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. В 3-х кн. Кн.1./ Автор-составитель иеромонах Иоаким (Сабельников). – Москва: Издательство Московской Патриархии, 2001. – 832с.

Приложение 1

Приложение 2

Следующий: