История Киевской Руси XI–XIII вв


Вид урока:

повторительно-обобщающий.

Форма урока:

урок-игра.

Место урока в учебном плане:

Урок проводится
в завершении изучения темы “Феодальная
раздробленность на Руси”.

Цели урока:

1. Образовательная

– Проверка и коррекция
знаний. Закрепление и систематизация изученного
материала.

2. Развивающая

– Развитие познавательных
способностей, внимания и умения работать в
группе. Способствовать развитию речи, мышления,
интеллекта.

3. Воспитательная

– Дальнейшее
формирование у обучающихся коммуникативных
умений, воспитание интереса к истории своей
страны.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Объявление темы урока, объяснение правил
проведения игры.

Для проведения игры класс необходимо разделить
на 2-3 команды. Игра проводится аналогично
телевизионной, но по группам. Игра состоит из 3-х
раундов, в каждом раунде по 4 темы, каждая из
которых содержит по 6 вопросов.

Команда сообща выбирает тему и вопрос по
стоимости. Представитель одной из команд – это
может быть капитан – называет тему и цену
вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает
команда. После правильного ответа команда
забирает себе карточку с номером вопроса, номер
вопроса – это стоимость, т.е. очки. Если ответ
неправильный, карточка остаётся у ведущего.

Группы отвечают по очереди, выбирая тему
вопроса и уровень сложности. Вопросы по
сложности составлены по возрастающей, т.е. вопрос
под №1 менее сложный чем вопрос под №2 и т.д.
Побеждает та команда, которая набрала больше
очков. На табло фиксируется результат игры.


2. I РАУНД

На доске вывешиваются карточки с названием тем
и номерами вопросов:


Ратное дело 1 2 3 4 5 6
Слова, слова… 1 2 3 4 5 6
Города 1 2 3 4 5 6
Слава зодчим 1 2 3 4 5 6

Ратное дело.

  1. колько человек объединяет “тьма”? (10 тысяч)
  2. Какое название получила битва русских со
    шведами в 1240 году? (Невская)
  3. Где и в каком году произошла первая битва между
    монгольскими и русскими воинами? (На реке Калке, в
    1223 г.)
  4. Ему было всего 18 лет, когда он возглавил войско
    Новгородской земли. (Александр Ярославич
    Невский)
  5. Новгородский князь верно рассчитал: здесь его
    пехоте было воевать легче, чем тяжеловооружённой
    рыцарской коннице. Назовите место сражения.
    (Чудское озеро)
  6. Так назывались войны, охватившие Русь в XII веке.
    (Междоусобные)

Слова, слова…

  1. “Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве
    нача княжить, и откуда русская земля стала
    есть”… Назовите произведение, которое
    начинается с этих слов и автора. (“Повесть
    временных лет”, монах Нестор)
  2. “Иду на Вы!” Кто говорил эти слова и связи с
    чем? ( Князь Святослав, когда объявлял войну
    противникам Руси)
  3. “Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет”
    (Александр Ярославич Невский)
  4. “Когда повадится волк к овцам, то перетаскает
    всё стадо, если не убить его, так и князь Игорь,
    если не убьём его, то он погубит всех нас!” Кто и
    когда говорил эти слова? (Древляне, в 945 году)
  5. “И гнали их русские с боем как по воздуху, и
    некуда им было убежать, били их 7 верст по льду”. О
    каком событии сообщает летопись? (Ледовое
    побоище, 1242 г.)
  6. “Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной
    пренебрегаешь!” Кто говорил эти слова, о ком идёт
    речь? (Киевляне, о князе Святославе)

Города.

  1. Этот город называли “Матерью городов
    русских”. (Киев)
  2. У этого русского города “злой характер”
    (Козельск)
  3. Этот русский город первым подвергся
    разграблению и разрушению монголо – татарами.
    (Рязань)
  4. Этот город славяне называли “Царьград”
    (Константинополь)
  5. Назовите город, который был столицей
    Галицко-Волынского княжества. (Галич)
  6. Этот славянский город можно назвать “портом
    трёх морей” (Новгород)

Слава зодчим.



  1. Как называется искусство строить и украшать
    здания? (Архитектура)
  2. У мастеров какой страны учились русские зодчие?
    (Византия)
  3. После какого события в нашей стране стали
    строить храмы? (Принятие христианства, в 988 г.)
  4. Как назывался забор, который окружал
    славянские посёлки? (Частокол)
  5. Назовите главное отличие христианских храмов
    от древнегреческих. (Христианские храмы больше,
    богаче украшались внутри)
  6. Назовите самый красивый собор в Киеве в XII веке.
    (Софийский собор)


3. II РАУНД


Архаизмы 1 2 3 4 5 6
Москва 1 2 3 4 5 6
Русь 1 2 3 4 5 6
Простые вопросы 1 2 3 4 5 6

Архаизмы

(устаревшие слова) Зная устаревшее,
вышедшее из употребления слово необходимо
назвать современное, которое обозначает то же
самое явление или предмет.

  1. Топталище (Тротуар).
  2. Краснослов (Оратор).
  3. Шарокат (Биллиард).
  4. Прутник (Кустарник).
  5. Живот (Человеческая жизнь).
  6. Мокроступы (Калоши).

Москва.

  1. Назовите дату первого упоминания о Москве. (1147
    г.)
  2. Какой князь считается основателем Москвы? (Юрий
    Долгорукий)
  3. Почему главную площадь Москвы называют
    “Красной”? (Т.к. красивая, в древности слово
    “красная” было синонимом “красивая”, например,
    красна девица)
  4. В каком княжестве возник город Москва?
    (Владимиро-Суздальском)
  5. Как звали боярина, которому принадлежала земля,
    на которой возник пограничный пункт Москва?
    (Боярин Кучка)
  6. Именно это славянское племя населяло
    территорию нынешней Москвы в X веке. (Вятичи)

Русь.

  1. Объезд князем зависимых земель для сбора дани
    называется… (Полюдье)
  2. Как звали монаха Печёрского монастыря, который
    писал историю Руси? (Нестор)
  3. Самое большое государство Восточной Европы в
    начале XIII века. (Киевская Русь)
  4. На Руси их называли гостями. (Купцы)
  5. Так назывался воин в Древней Руси. (Ратник)
  6. Этот славянский бог по совместительству
    управлял ещё и огнём небесным. (Дажьбог)

Простые вопросы.

  1. Наука, которая изучает прошлое по вещественным
    источникам. (Археология)
  2. Правитель этого государства жил в Сарае.
    (Золотая Орда)
  3. Какие меры длины использовались на Руси? (Пядь,
    Локоть, Сажень)
  4. Почему участники крестовых походов называли
    крестоносцами? (Они распространяли христианскую
    веру на Восток)
  5. Их называли “черными людьми”, хотя в Африке
    они никогда не бывали. (Так в Новгороде называли
    крестьян и ремесленников)
  6. Географическое название какой-либо местности.
    (Топоним)


4. III РАУНД




Сложные вопросы 1 2 3 4 5 6
Князья 1 2 3 4 5 6
Культура 1 2 3 4 5 6
Даты 1 2 3 4 5 6

Сложные вопросы.



  1. Так называли славяне “лесного царя”. (Леший)
  2. Взгляды людей на устройство мира; верования,
    обряды, существовавшие на Руси до принятия
    христианства. (Язычество)
  3. Главное богатство монголо-татарской знати?
    (Пастбища и скот)
  4. Так звали внука Чингисхана, который в 1237 году во
    главе 140 тысячного войска вторгся на Русь. (Хан
    Батый)
  5. На Руси его звали Тимуром, а в Золотой Орде его
    называли… (Тамерланом)
  6. Как называется последний период первобытного
    общества? (Военная демократия)

Князья.

  1. Этот князь в 988 году крестил Русь. (Владимир
    Красное Солнышко)
  2. Он был первым князем на Руси. (Рюрик)
  3. Назови имя князя, который получил прозвище
    Боголюбский. (Андрей)
  4. Легендарный князь, основатель столицы Киевской
    Руси. (Кий)
  5. Этот князь хотел дважды взять дань с древлян.
    (Князь Игорь)
  6. Кто из князей любил читать, получил прозвище
    “Мудрый”? (Ярослав)

Культура.

  1. Назовите автора “Слова о полку Игореве”.
    (Автор неизвестен)
  2. Это хари. (Маски скоморохов)
  3. Так на Руси назывались слитки серебра весом
    170-200 грамм. (Гривны)
  4. Создатели славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)
  5. Назовите произведение, написанное в конце XII
    веке, в котором автор призывает князей к
    объединению. (“Слово о полку Игореве”.)
  6. Так назывался у славян праздник возрождения
    природы, встречи салнца; праздновался 25 марта.
    (Масленица)

Даты.

(Назвать событие, которое произошло в этом году)

  1. 1240 г. (Невская битва)
  2. 1147 г. (Первое упоминание о Москве)
  3. 1242 г. (Ледовое побоище)
  4. 1223 г. (Битва на реке Калке)
  5. 1237 г. (Нашествие Батыя на Русь)
  6. 1185 г. (“Слово о полку Игореве”)


5. Подведение итогов, выставление оценок.




Следующий: