История Гражданской войны по краеведческим материалам интегрированный урок с использованием ИКТ

Цели урока:

  • познакомить с предпосылками и причинами,
    этапами Гражданской войны в России и Якутии;
  • охарактеризовать внутриполитическую
    обстановку в стране;
  • сформировать отношение к понятию “гражданская
    война” как великой трагедии народа.

Задачи урока:

  • обучающая: Раскрытие причины
    гражданской войны, в частности, причины участия в
    бандитском движении местного населения.
  • развивающая: Развитие умений и навыков
    самостоятельной работы с исторической
    литературой, умение обобщать материал.
  • воспитательная: Формирование умения
    рассматривать ситуацию с позиции
    противоборствующих сторон (белые — красные);
    повышения интереса к истории своего края,

Тип урока: урок-практикум с
использованием ИКТ (работа с источниками,
проблемные задания и решение их на основе КР –
коллективная работа) Основные понятия и идеи
урока:
гражданская война;
национально-освободительная борьба или
бандитизм; чекисты; амнистия; трагедия
гражданской войны.

Оборудование:

  • Карта, атлас “История России в годы гражданской
    войны и интервеции””,
  • видиомы «Гибель Семи чекистов в
    Суол-Билииляхе»
  • видеопроектор, видеопрезентация “Трагедия в
    Суол Билиляхе”

Раздаточный материал:

  • тексты из книг «Горький и Якутия»,
    «История Якутии» (уч. пособие), «Якутские
    друзья Горького», «Крушение антисоветского
    подполья в СССР» том 1.

Межкурсовая интеграция:

  • Гражданская война 1918-1920 гг. в России – Якутия в
    годы гражданской войны – Местный компонент
    (трагедия в Суол-Билииляхе) – История России +
    история Якутии
  • Подготовка к уроку:
  • Опережающее задание: прочитать рекомендованные
    учителем литературу и найти дополнительные
    материалы по изучаемой теме.
  • Оформление двух групп: готовят краткие
    сообщения: отчет о проделанной работе в виде мини
    – видеопрезентаций, допускается форма
    традиционных сообщений

Основные этапы урока:

Организационный момент

1. Вступительная часть урока

  • Вводное слово учителя
  • Постановка проблемного вопроса;

2.Практическая часть урока

  • Изучение нового материала (информация учителя,
    работа с картой, атласом, текстом, документами,
    демонстрация результатов работы, обсуждение
    проблемных вопросов и задание – КР –
    коллективная работа);
  • Записи в тетрадях, КР, выводы;

3. Итоговая часть

  • Общие выводы, заключения
  • Домашнее задание.

4. Рекомендации учителя (заранее написано
на доске)

Книга Андрея Кривошапкина “Дьыл5ам кытыла”

Книга наших земляков “Торообут туолбэм”

5. ИКТ-презентация: слайды
включают по ходу прохождения темы

Ход урока

I. Вступительная часть урока

Вводное слово учителя: Несмотря на то, что
прошло много лет со времен Гражданской войны
интерес к событиям тех времен не ослабевает. В
истории Гражданской войны еще не мало “белых
пятен”, вопросов, которые требуют новых
подходов. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим
тему Гражданской войны, являющейся величайшей
народной трагедией в которой нет победителей и
побежденных. Эту тему мы рассмотрим в контексте
событий, произошедших в местности Суол-Билилях
(п.Сеген-Кюель). Таким образом,

Словарная работа:

Гражданская война – это …
Интервенция – это…

II. Задание. Перечислите предпосылки
Гражданской войны 1918-1920 гг. (Поиск предпосылок
войны на основе , используя материалы темы
“Гражданская война в России 1918-1920гг.”) Работа с
группами, заполнения пунктов по ответам
учащихся.

1.Социальные предпосылки (противостояние
богатых и бедных)

2. Психологические предпосылки (I мировая война,
революционные события 1917 г. настроила людей
решать все вопросы с помощью насилия и военной
силы)

3. Политические предпосылки (Нежелание
господствующих классов уходить из политической
арены, борьба большевиков и других партий за
власть в стране, насильственное вмешательство
иностранных государств во внутреннюю политику
России)

4. Экономические предпосылки
(продовольственный кризис в стране, отсутствие у
властей реальной программы выхода из кризиса)

Задание

– работа с атласом и картой (районы,
охваченные гражданской войной и иностранной
интервенцией). Заполнение таблицы “Иностранная
интервеция” (работа в группах)

Вопрос учителя:

В чем, по вашему мнению,
состоят причины изменения настроения народных
масс по отношению к правительству Советской
России (поиск причин на основе КР используя
тексты из книг “Крушение антисоветского
подполья в СССР” и учебного пособия “История
России”).

Запись в тетради в ходе ответов учащихся:

- нарастающий экономический, социальный и
политический кризис, который вызвал
недовольство народных масс правительством;

- голод 1918 года;

- жесткая централизация управления в ходе
реализации ленинского “госкапитализма”,
политика военного коммунизма;

- применение репрессивных методов для введения
новых порядков;

- введение в мае 1918 года продовольственной
диктатуры (создание продармии и продразверстки)

Резюме учителя

: Гражданская война в Якутии
связана с Гражданской войной в России. Причины
участия местного населения в белобандитском
движении такие же, как в центре с небольшой
разницей.

Запись в тетради:

- безвозмездная конфискация властями
центральных улусов сенокосных угодий и пахотных
земель у тойонов и средняков

- конфискация земли у казачества и церкви

- введение насильственной продразверстки

- репрессивные методы введения новых порядков

Проблемные вопросы. Обсуждение по группам:

- причины участия Ламынхинских ламутов в
белобандитском движении;

- являются ли чекисты героями;

- почему правительство Якутии объявило всем
добровольно сдавшимся белобандитам амнистию

- можем ли мы называть события в Суол-Билииляхе
трагедией для обеих сторон

Задание (из опережающего):

знакомство с
материалами гибели чекистов в Суол-Билииляхе
(тексты из книги “Торообут туолбэ”, видиома
“Гибель семи чекистов” — см. приложение );
сделайте свой вывод к схеме Чекисты — > Эндыбал
< — Белобандиты. Видеопрезентация

Информация учителя:

об отряде И.Я.Строда и
разгроме им отрядов Канина и Никифорова в районе
Вилюйска. Предположение о возможности отхода
Канина с остатком своих войск в сторону
Верхоянска через Сегян-Кюель. Факт –
свидетельство А.Семенова о том, что дорога
Сегян-Кюель – Эндыбал была закрыта в 1921-1922 годах.
Он предполагал, что данная дорога
контролировалась белогвардейцами.
Свидетельство Кралина. (видеопрезентация)

Вопрос:

Какую роль в Гражданской войне в
Якутии сыграла амнистия ревкома ЯАССР от 30
апреля 1922 года (добровольно сдавшиеся участники
белобандитского движения могли вернуться к
мирной жизни и имели право пользоваться всеми
политическими и гражданскими правами советских
людей). Факт – Кривошапкин С.П., первый
председатель Себян-Кюеля – участник
белобандитского движения.

III. Обсуждение. о причинах участия
местного населения Себян-Кюеля и Сегян-Кюеля в
белобандитском движении, используя материалы
текстов и знаний, полученных на этом уроке.
Выступления по группам: краткие тезисы.

Вопрос:

На чьей стороне правда, кто прав –
белые или красные.

Выступают с краткими тезисами представители
групп. В итого формируются выводы, которые
записываются в тетради.

Выводы, запись в тетради.

- Гражданская война является национальной
трагедией, бедствием народа.

- В гражданской войне не может быть победителей.

- Высшей ценностью являются не идеи, не власть, а
человеческая жизнь

IV. Домашнее задание.

Политические силы и движения в период
Гражданской войны

Причины победы большевиков в Гражданской
войне, прочитать параграфы 16-19 “Гражданская
война в России 1918-1920 гг.” (учебник Данилов А.А.,
Косулина Л.Г.).

V. Примечание: видеомы нарисованы учащимися
10 класса.

Литература.

  1. Голинков Д.Л. Крушение антисоветского подполья
    в СССР. Книга 1. -М.: 1986
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век
    -М.: 2005
  3. История России XX век / А.Н.Боханов и др. -М.: 2001
  4. Кривошапкин А.В. Дьыл5ам кытыла. — Якутскай 1988
  5. Якутские друзья А.М.Горького. Сост. Тимшин А.Т.
    Якутск 1988

Следующий: